Урок № 78. Обобщающий «Повторяю и творю» по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой».
Цели:1. Обобщить и закрепить знания и умения учащихся по разделу.
2. Развивать интерес к творчеству писателей, с произведениями которых встречались в разделе «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой».
3. Активизировать творческое воображение учащихся.
4. Воспитывать любовь к природе.
Урок начинаем с опроса. В зависимости от задания, которое получили учащиеся, осуществляется проверка домашнего задания.
Затем читаем «Крылатые слова и выражения», подбираем подходящие к рассказу «Чинк».
Предлагаем учащимся перелистать страницы раздела «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой» и вспомнить, кто из писателей о чем пишет, какие произведения наиболее запомнились? Чем интересны они?
Чтобы ответить на все вопросы и выполнить задание рубрик «Вспомните», «Подумайте», «Угадайте», «Пофантазируйте», учащимся необходимо систематизировать все сведения, полученные на уроках, выделить наиболее важные и высказать к ним свое отношение. Все задания выполняются на уроке под руководством учителя.
Рубрика «Вспомните» нацеливает на активизацию тех знаний, которые учащиеся приобрели, и в процессе вспоминания они становятся более прочными.
Рубрика «Подумайте» предполагает систематизацию знаний и активизацию ассоциативного воображения учащихся, «Угадайте» — развивает их игровую деятельность, а «Пофантазируйте» — творческое воображение.
В конце урока учитель подводит итоги работы над темой.
«МОЙ ДРУГ, ТЕБЕ Я ПОСВЯЩАЮ ЛУЧШИЕ СТРОКИ СВОИ»
На этот раздел программой отводится 27 часов. Основная цель — познакомить четвероклассников с лучшими произведениями мировой детской литературы, доступными их пониманию, различными по жанрам, и активизировать читательский интерес школьников. Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, Юрий Коваль, Борис Заходер — гордость современной русской детской литературы. Произведения этих авторов пользуются спросом у юных читателей, потому что отражают дыхание времени, они жизненны, поучительны, и в то же время высоко художественны.
Урок № 79. Контроля.
Урок № 80. Введение в тему «Мой друг, тебе я посвящаю лучшие строки свои».
Цели:1. Познакомить с новой темой, современными авторами.
2. Развивать интерес к чтению литературы различных тем и жанров.
3. Совершенствовать навыки устной речи.
4. Активизировать воображение и творческое восприятие.
К этому уроку желательно подготовить выставку книг писателей, произведения которых есть в разделе. Совместная работа библиотекаря, учителя и детей позволит активизировать внимание учащихся к новой теме.
Урок можно начать с фантазии детей над названием раздела: «Почему он так назван? О чем будем читать? В чем, на ваш взгляд, особенность раздела?» Библиотекарь подготовит библиографический обзор книг современных авторов, остановится на наиболее значимых личностях XX века, внесших большой вклад в развитие детской литературы (Ю. Коваль, А. Линдгрен, Д. Крюс и др.). На этом же уроке можно зачитать отрывки разных произведений. Учащиеся рассматривают книги на выставке, делятся своими мнениями. Этот урок в некоторой степени похож на урок внеклассного чтения, но мы помним, что между уроками литературного и внеклассного чтения должна быть тесная взаимосвязь. Это позволит учащимся активнее пользоваться знаниями, приобретенными на уроках литературного чтения, в самостоятельной читательской деятельности. Тем более, что четвероклассники переходят в среднюю школу и приступают к изучению больших произведений, а раздел «Мой друг, тебе я посвящаю лучшие строки свои» состоит в основном из отрывков больших по объему произведений. И к работе с ними мы должны готовить учащихся. Именно с этой целью в методическом пособии мы предлагаем учителю и больший по объему материал о писателях. Это, с одной стороны, для общего развития педагога, а с другой — материал может использоваться на уроке в адаптированном виде. В конце урока учащиеся выполняют задания в литературной тетради, такое же задание будет и для дома.