Свою земную красоту природа дарит нам с тобою

Раздел учебника посвящен важной и сложной проблеме: от­ношениям человека и природы. Эти отношения передаются через восприятие автора-лирического героя, который переносит нас в мир высоких чувств и мыслей, переживаний и размышлений. Художе­ственная литература энциклопедична, поскольку нет такой области жизни, которая не нашла бы, так или иначе, отражения на страни­цах произведений писателей. В поле её зрения оказывается всё то, что вообще оказывается в поле зрения людей. Это целый мир, про­шедший через душу, сознание художника слова.

Ряд поэтических произведений раздела: «Поспевает брусника» К. Бальмонта, «Нивы сжаты» С. Есенина, «Перед дождем» Н. Не­красова, «Встреча зимы» И. Никитина, «Где сладкий шёпот» Е. Баратынского, «Чудная картина» А. Фета, «Пороша» С. Есенина, «Гонимы вешними лугами» А. Пушкина, «Весна, весна как воздух чист!» Е. Баратынского, «Догорел апрельский светлый вечер» И. Бунина, «Летний вечер» В. Жуковского, «Красным полымем...» А. Кольцова вводят читателя в удивительный мир природы разных пор года. Они насыщены чувствами, картинами, зримо передающими неповторимость этих мгновений.

Другие же произведения — прозаические — так же поэтичны («Снег и Кисличка» Э. Шима, «Букет» Ю. Коваля, «День рожде­ния» Г. Скребицкого, «Музыкант» В. Бианки, «Доброе сердце» Г. Марчука, «Чинк» Э. Сетон-Томпсона), но в них более глубоко и широко отражается духовный мир человека, его взаимоотношения с окружающей действительностью, мысли, действия, поступки, их мотивация. Это классика мировой детской литературы, которая по­зволяет воспитывать у наших детей здоровый дух, активизировать эмоциональную сферу, формировать высокие нравственные и эсте­тические идеалы.

На изучение раздела отводится 25 часов. Некоторые произведе­ния, большие по объему, будем изучать 2-3 урока. Очень важно, не побоимся повториться, научить детей целостно воспринимать их, а не по частям. Изучение по частям неизбежно, а вот восприятие целиком просто необходимо для формирования, как говорил С. Маршак, «талантливого читателя».

Урок № 54. Введение в раздел «Свою земную красоту приро­да дарит нам с тобою...». «Поспевает брусника» К. Бальмонта, «Нивы сжаты» С. Есенина.

Цели:1. Познакомить учащихся с произведениями раздела.

3. Выявить, почему раздел называется «Свою земную красоту природа дарит нам с тобою».

3. Познакомить с поэтическими произведениями К. Бальмонта, С. Есенина, Н. Некрасова.

4. Активизировать интерес учащихся к поэтическому слову

5. Развивать речь, воображение, чувство слова.

После проверки домашнего задания вводим учащихся в новый раздел. Предлагаем им просмотреть произведения раздела и выя­вить, о чем будет вестись речь на уроках. Далее учитель подчеркнет, что тема «природа и человек» всегда занимала и занимает одно из главенствующих мест в творчестве писателя, поэта. Каждый из них по-своему, в силу своего таланта и видения, стремится отобразить эти отношения, показать их богатство и разнообразие. Читаем сти­хотворение Константина Бальмонта «Поспевает брусника». После первичного чтения — вторичное учениками. Просим учащихся представить, какие картины нарисовал поэт. А это может быть на­чало осени, стаи птиц, собирающиеся улетать в далёкие края, де­ревья в разноцветном уборе. Какое чувство, настроение вызывают эти картины? Почему от «птичьего крика в сердце стало грустнее»? Почему автор говорит «...деревья блистают в разноцветном уборе»? Что передают эти выражения? А как можно сказать по-другому (деревья разукрашены и т. д.)? Почему автор выбрал именно слово «блистают»? Что он хотел этим сказать? (Слово «блистают» прида­ет торжественность моменту, деревья как-будто собрались на бал и будут блистать в свете...)

Читаем последнее четверостишие и представляем живой об­раз осени. Выявляем у четвероклассников, как добивается автор живости образа, какие слова ему помогают создать его (осень про­снется и заплачет, прием одуховления помогает представить образ таким). Придумываем название стихотворению. Затем учащиеся самостоятельно читают маленькое стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты...» и определяют: «Какие картины осени изобразил поэт? Когда это происходит? Ранней, поздней или золотой осенью? Какие главные действующие герои этого стихотворения? (солнце и до­рога). Удачно ли, на ваш взгляд, изобразил С. Есенин закат солнца (колесом за горы солнце тихое скатилось)? Кого напоминает дорога (старушку, сидящую у окошка). Какие приемы использует автор для создания этих образов? (одуховление)».

Учимся читать стихотворение выразительно: помечаем паузы после запятых, выделяем голосом слово «воды», «колесом», «солн­це», одним тоном читаем «дремлет взрытая дорога», выделяем голосом «ждать зимы седой осталось». Сравниваем два стихотво­рения: К. Бальмонта «Поспевает брусника» и С. Есенина «Нивы сжаты...» Чем похожи эти два стихотворения? (Они оба про осень). Чем отличаются? (Каждый из поэтов отразил своё видение этой изумительной поры года в своеобразных образах, в подборе слов, выражений, в создании настроения). Какие слова и выражения осо­бенно вам запомнились и вы будете ими пользоваться в разговоре или при письме?»

В конце урока учащиеся перечитывают одно из стихотворений, которое больше запомнилось, понравилось. А дома выучат его наи­зусть и выполнят задание № 2 литературной тетради.

Наши рекомендации