Урок № 34. Повторяю и творю.

Цели: 1.Подведение итогов работы по теме.

2. Развитие творческого воображения, памяти.

3. Развитие умения отстаивать свою точку зрения.

4. Воспитывание коммуникабельности.

После прослушивания вариантов продолжения повести-сказки, их анализа и оценки, учитель переходит к основной части урока — подведению итогов работы по теме «Великие сказочники мира».

В учебнике предлагаются различные виды работы. Первая ру­брика «Вспомните» направлена на воспроизведение основных про­читанных в разделе произведений, их героев, на выяснение отноше­ния к ним учащихся. Поэтому учитель может дать детям задание: просмотреть все сказки раздела по учебнику, уточнить их авторов, вспомнить главных героев. И тогда выполнить первое задание уча­щимся будет несложно.

Второе задание, в котором четвероклассники должны сравнить названия пушкинских и народных сказок, направлено на развитие творческого мышления, на развитие умения сравнивать и сопостав­лять. Учащиеся должны прийти к выводу, что пушкинские сказки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, и действия порой развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабатывал их, вносил свои изменения, новых героев, а прозаический сказоч­ный текст опоэтизировал. Его сказки написаны в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, раз­вивают нашу речь.

Рубрика «Расскажите» возвратит четвероклассников к творче­ству Г. X. Андерсена, позволит им вспомнить любимые сказки этого автора, их героев, а некоторые из сказок даже коротко пересказать.

Кроме того, учащиеся будут вспоминать и других известных русских и зарубежных сказочников и их произведения.

Часть времени на уроке будет посвящена и закреплению знаний учащихся. Это поможет сделать материал рубрики «Определите». Четвероклассники не только определят вид сказок, но и должны будут привести доказательства своих определений.

Несложным, но интересным будет задание «Ответьте», в кото­ром учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.

И, наконец, в заключение урока четвероклассники придумывают волшебную сказку, в которой будут действовать предложенные ге­рои и предметы. Чтобы сказка получилось интересной, а материал логично и последовательно излагался, к ней лучше коллективно со­ставить план.

Дома учащиеся могут выполнить задания из литературной те­тради, направленные на обобщение знаний и умений по теме.

Урок № 35. Урок внеклассного чтения. Знаменитые зарубеж­ные сказочники.

Урок № 36. Урок контроля.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Через все учебники по литературному чтению проходит объ­емная тема-мотив «Страна детства». И в каждом из разделов она углубляется и расширяется.

Так, во втором классе, эта тема реализуется через проявление отношений ребенка в семье, с родителями и близкими ему людьми. (Раздел «Я и моя семья»). Это мир, в котором он складывается ду­ховно, где получает тепло и доброту, и сам старается ответить тем же. Это и мир человеческих отношений с друзьями, в коллективе (Раздел «Я и мои друзья»), где второклассник должен ощутить от­ветственность не только за себя, но и за других, почувствовать силу и красоту человеческих поступков, оценка которых будет способ­ствовать формированию основ нравственных качеств личности.

В третьем классе тема «Детство» проходит преимущественно через два раздела учебника «Литературное чтение»: «Страна Хохо-тания» и «Страна мудрых уроков».

В «Стране Хохотании» третьеклассники попадают в круг своих ровесников, поступкам и действиям которых они должны дать свою оценку. Через шутку, иронию, смех, на которых построены произве­дения, дети учатся понимать негативные явления и поступки героев, строят фундамент своего нравственного потенциала.

Раздел «Страна мудрых уроков» направлен на позитивное осмыс­ление важных проблем человеческой жизни, на поиск героями вы­бора в сложных ситуациях. Материал раздела помогает усвоению третьеклассниками таких важных категорий нравственности как честность, доброта, преданность друзьям, самостоятельность и т. д.

В четвертом классе материал по теме «Детство» представлен в несколько ином виде. Это раздел «Все мы родом из детства». Цель его — познакомить учащихся с детством ряда лучших мастеров ху­дожественного слова: писателей К. Чуковского, Л. Кассиля, А. Тол­стого, поэтов — И. Бунина, А. Блока, С. Есенина, Я. Купалы. Для них детство — это счастливое время мечтаний, это знакомство с окружающим миром, это умение дружить и дорожить дружбой, это теплота и нежное отношение к своим родителям, это руководство в жизни добрыми заветами. Ассоциативный перенос в свой внутренний мир высоких нравственных качеств героев станет руководством к действию и поступкам читателей-четвероклассников.

Наши рекомендации