Воспитательный потенциал истории как учебного предмета

В образовательном процессе воспитание традиционно играло важнейшую роль. Закон РФ «Об образовании», определяя само значение понятия «образование», указывает, что это воспитание и обучение в интересах человека, общества, государства. Т.о., формирование нравственных, гражданских качеств личности изначально признано более значимым, чем приобретение предметных знаний и умений.

Воспитание - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

Цели и содержание образования (т.е. обучения, воспитания и развития) на каждом уровне определяются федеральными государственными образовательными стандартами. ФГОС 2 поколения для средней школы в качестве приоритетной цели воспитания указывает формирование российской гражданской идентичности обучающихся, определяя ее как важнейшее условие укрепления российской государственности. Понятие «гражданская идентичность» встречается в тесте документа (в разных его разделах) 5 раз. Одновременно уже в Пояснительной записке отмечается важность формирования гражданской ответственности, «национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства», «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов», «идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций».

На основе сформулированных целей общего образования, разработчики Стандарта определили «портрет выпускника школы», в котором на первые места поставлены такие личностные характеристики выпускника: «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции»; «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества»; «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством». Как видим, вновь на первом месте гражданская идентичность и патриотизм. Отметим, что понятия «государство» и «Отечество» в данном документе не являются синонимами.

Стандарт как нормативный документ устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. В Стандарте второго поколения выделены три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Воспитательные цели наиболее полно отражены в разделе требований к личностным результатам обучающихся, которые включают их готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, отражают личностные и гражданские позиции и способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Первым (следовательно, главным) требованием выступает «сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности». Задачи гражданского воспитания отражены и во втором пункте требований: «сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни». Всего в данном разделе 14 пунктов, в которых нашли отражение задачи нравственного (п.8), эстетического воспитания (п. 10), формирования толерантного сознания (п.6), ценностей здорового и безопасного образа жизни (п.11) и др.

Содержание образования находит отражение в образовательной программе, которая, согласно требованиям ФГОС, должна включать и Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, построенную на основе базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные религии России и др. В качестве главной цели данной программы названы «воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике».

Как предметное содержание образования способствует реализации воспитательных целей? Иными словами, какие общеобразовательные предметы несут основную нагрузку по воспитанию выпускников? Анализируя предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, нетрудно заметить, что воспитательные задачи реализуются при изучении каждого из предметных блоков, однако гражданское и патриотическое воспитание характерно в большей степени для блока общественных дисциплин.

Изучение общественных наук должно обеспечить «сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации» (с. 16). Учитывая, что именно общественные науки в наибольшей степени обеспечивают социализацию личности школьника, обращено внимание и на «осознание своей роли в развитии России». Среди предметных результатов изучения истории указаны «сформированность взгляда на мир с точки зрения интересов России», «сформированность способности противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России», «сформированность умений оценивания различных исторических версий, в т.ч. способности противостоять фальсификациям истории в ущерб интересам России». Сформированность правового мышления и правовой культуры прогнозируется как один из результатов изучения предмета «Право» в средней школе.

Ценностные ориентиры учащихся и индивидуальные личностные характеристики относятся к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке.

Стандарт предлагает осуществлять обобщенную оценку этих результатов в ходе мониторинговых исследований.

В целом в тексте Стандарта о формировании гражданственности, гражданской активности и ответственности упоминается 6 раз, термин «патриотизм» встречается 3 раза, в иносказательной форме о патриотическом воспитании говорится еще дважды, задачи духовно-нравственного развития на основе традиционных национальных, общечеловеческих, гражданских ценностей сформулированы 6 раз, а о формировании толерантности в документе вспоминается лишь дважды. Однако главной воспитательной целью все же является формирование гражданской идентичности, включающей осознание учащимися принадлежности к сообществу граждан Российской Федерации и ценностно-эмоциональное отношение к данному факту. Гражданская идентичность предполагает наличие представлений об идентифицирующих признаках данного сообщества (территориальных, культурных, политических), чувства гордости за принадлежность к нему. В качестве одного из основных идентифицирующих механизмов и выступает патриотизм, а процесс самоидентификации предопределяет повышение гражданской активности личности выпускника.

Именно гуманитарное образование создает условия для формирования личности социально-грамотной, приобщенной к базовым жизненным ценностям. Суть гуманитарного познания в целом связана с духовно-практическим освоением человеком реальности. Курс истории в этом смысле занимает особое место. В его содержании заложен огромный воспитательный потенциал, опирающийся на многовековой опыт человечества. Однако, воспитание качеств личности может быть успешно реализовано только при одновременном формировании в сознании ученика «триады» - знаний, ценности, опыт деятельности, направленный на развитие умения делать свободный выбор ценностных ориентаций, что соответствует и цели формирования гражданственности.

Именно ценности выступают в обществе стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Ценности – это цели, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. В структуре ценностного отношения можно выявить такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Формирование когнитивного компонента идет по цепочке: факт – явление - закономерность. Только после понимания закономерностей школьник как субъект, производящий выбор, воспринимает знание как норму жизни. Усвоение ценностного компонента происходит в процессе проявления интереса к ценности, который ведет к пониманию ее сущности и проживанию ее значимости, а в конечном итоге - к определению ценности как принципа жизни. Деятельностный компонент, т.е. опыт, усваивается в следующей последовательности: от умозрительного к первичному, затем к вторичному опыту, который перерастает в привычку поведения. Процесс усвоения ценностей является составной части рефлексии, т.е. принципа и способности человеческого мышления, направленных на осмысление и осознание знания, критический анализ его содержания, а также методов познания, деятельности, самопознания.

Т.о., воспитательным потенциалом обладает не только содержание исторического образования, но и формы и приемы организации деятельности учащихся.

Очень многое в воспитании историей зависит от личности учителя, его стремления не погрешить против истины, справедливости в оценки событий и явлений, интерпретации фактов, готовности не восхвалять или осуждать, а понимать и объяснять, рассуждать.

История в самом содержании дает учителю огромные воспитательные возможности, поэтому ей всегда отводили ведущую воспитательную роль в образовательном процессе. Но история воспитывает не сама по себе, сообщая факты героического прошлого, а, являясь наукой социальной, способствует адаптации и самореализации молодого поколения. Эти социальные возможности истории становятся особо значимыми в современной ситуации, связанной со становлением рыночной экономики, с начальной формой формирования гражданского общества, социальными проблемами, кризисом ценностных ориентаций молодежи и правовым нигилизмом. Идеологический вакуум привел к потере традиционных ценностей и понятий. Понимание того, что в российском обществе существует острый кризис массового сознания, отсутствует система общенациональных ценностей и ориентиров, приводит к осознанию необходимости усиления воспитательной роли гуманитарных наук, обновления содержания гуманитарного образования.

На первое место в разработке идеи воспитания учащихся историей выдвигается вопрос: какие качества у подопечных надо воспитывать?Патриотизм – это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство русского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении сохранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Воспитание патриотизма на истории на рубеже 20-21 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это психологическое потрясение, разрушение прежних нравственных ориентиров российского общества, слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории. Процесс патриотического воспитания историей включает в первую очередь воздействие на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к врагам и недоброжелателям России.

В основе патриотического воспитания лежат следующие факторы:

1. Патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого. зачастую не вызывает гордости за жизнь своих предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в 1990-е гг. Учителя и учащиеся должны понять, что дети без родителей, «Иваны, родства не помнящие» – это не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения России независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, учитель несомненно прививает чувство гордости за Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают уважения.

2. Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан – примерах для подражания. Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.

3. Патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств у учащихся. Часто ученики хорошо знают заслуги перед Отечеством исторических деятелей, но далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. (Ленин желал поражения России в 1 мировой войне, Новиков выкупал у крестьян французов, лечил их, а затем отдавал французскому начальству).

4. Патриотическое воспитание не допускает проявлений высокомерного превосходства своего народа над другими, эгоизма, «шапкозакидательства» и т.д.

Воспитание межнационального и социального согласия. Россия является многонациональной страной: Каждый класс – маленькая интернациональная семья, и необходимо вовремя воздействовать на каждого ее члена, пресекая проявления шовинизма и оскорбление национального или религиозного достоинства.

Воспитание социального и межнационального согласия требует воспитания общей культуры учащихся, без которой трудно решать какие-то конфликты и противоречия разумным путем.

Нравственное воспитаниеидет через эмоциональное отношение к истории, сопереживание людям прошлого, через усвоение идеалов и нравственных ценностей, выработанных человечеством с помощью ситуаций нравственного выбора. В.В. Давыдов, психолог, писал: «историю нельзя рассматривать только как внешнюю человеку область действительности, подчиненную объективным естественным законам. Она оказывается чем-то таким, что человек формирует в процессе своего собственного развития, что живет в нем, определяя его как человека данной культуры с его психикой и всеми его способностями, а также знаниями, умениями и навыками, в чем он непосредственно участвует каждым своим поступком, словом, мыслью и потому оказывается ответственным перед будущим, т.е. это та сфера, осваивая которую он становится нравственной личностью.»

Эстетическое – специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром. Главная проблема эстетики – проблема прекрасного. Эстетическое воспитание реализуется через восприятие элементов материальной и художественной культуры.

Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, заинтересованности в изучении и осмыслении процессов, протекающих в мире, стремления участвовать в государственной и общественной жизни. В результате пересмотра общих подходов к определению целей и приоритетов образовательного процесса все более актуальной становится идея гражданского образования, направленного на подготовку активных и ответственных граждан, формирование гражданских ценностей. Гражданственность можно трактовать как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно, политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренне свободе личности, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.

Это можно реализовать, например, показав роль личности в истории.

Правовое воспитание осуществляется на основе введения понятия закон и его назначения, понимания необходимости государственного регулирования общественной жизни, размышлений о допустимом пределе этого регулирования.

Наши рекомендации