Суд и судебный процесс в "Законах Хаммурапи"
Первый вопрос. Готовясь к обсуждению этого вопроса на семинарском занятии, следует прежде всего обратить внимание на историю находки "Законов Хаммурапи" французскими археологами и на характер оригинального текста данного памятника, высеченного на каменной стеле знаками классического вавилонского диалекта аккадского языка. Дело в том, что текст "Законов", публикуемый в различных изданиях (хрестоматиях или сборниках исторических документов), есть результат научной обработки оригинального текста. Этот текст разбили на статьи, к нему добавили фрагменты, выскобленные со стелы и восстановленные на основе текстов, которые были начертаны на глиняных табличках, обнаруженных в той же местности, где археологи нашли указанную стелу.
Далее необходимо рассмотреть структуру "Законов Хаммурапи". Даже самый поверхностный взгляд позволяет выделить Вданном правовом памятнике выделяют три отдельных части, а именно: пролог, основной текст, разбитый на 282 параграфа, и эпилог. Такая структура присуща и правовым памятникам Месопотамии, предшествовавшим по времени создания "Законам Хаммурапи". В частности, пролог имеет юридический сборник, составленный и государстве Шумера и Аккада в период правления Шульги (2093—2046 гг. до н. э.), — так называемые "Законы Шульги"1. В этом прологе говорится о защите вдов и сирот, бедных и слабых от посягательств богатых и сильных. О том, что после основного текста "Законов Шульги" шел эпилог, можно только предполагать — текст данного правового памятника сохранился не в полном его объеме. С пролога начинается и юридический сборник, созданный в месопотамском государстве Иссин во время правления Липит-Иштара (1934—1924 гг. до н. э.). Пролог имеется и в дошедшем до нас тексте сборника правовых норм Эш-нунны — маленького месопотамского государства, покоренного в 1756 г. до н. э. Вавилоном. Историки датируют появление "Законов Эшнунны" временем около 1790 г. до н. э. и считают данный правовой памятник непосредственным предшественником "Законов Хаммурапи". Как бы то ни было, предпосылая основному тексту своих "Законов" пролог, Хаммурапи следовал устоявшимся традициям месопотамской юриспруденции. Традиционным является в некоторой степени и содержание пролога. В нем выражаются типичные для древневосточной политической идеологии представления о функциях государственной власти, о предназначении верховного правителя.
В прологе к своим "Законам" Хаммурапи дает оценку себе как властителю, широко используя при этом мифологические образы и высокие эпитеты. Студенты должны попытаться разъяснить смысл этих образов и эпитетов, показав, какие идеологические концепции о сущности государственной власти и ее функциях в обществе выражает пролог.
После этого рекомендуется обратиться к эпилогу "Законов", поскольку в нем развиваются идеи, провозглашенные в прологе. При анализе содержания эпилога особое внимание следует уделить той характеристике, которую Хаммурапи дает здесь своим "Законам". Слова Хаммурапи, приводимые в эпилоге, свидетельствуют о том, что его решение начертать текст "Законов" на стеле не было случайным — оно было продиктовано совершенно определенными представлениями вавилонского правителя о сущности своих "Законов", об их роли в общественной жизни. Студенты должны рассказать, в чем заключается суть этих представлений.
Обращаясь к основному тексту "Зшсоиои Хаммурапи", необходимо в первую очередь ответить ни вопрос, есть ли в нем какой-нибудь порядок в расположении правовых норм. Если порядок все же обнаруживается, то каков он? Далее необходимо остановиться на вопросе о происхождении этих норм, а именно: являются ли они записью обычаев, судебных решений или же их источник — воля исключительно одного Хаммурапи, возжелавшего по-своему переустроить общественные отношения в Вавилоне.
Свои "Законы" Хаммурапи представляет в прологе и эпилоге к ним как воплощение справедливости. Студенты должны определить при анализе их основного текста, чем является такая характеристика "Законов" — просто идеологическим мифом или же отражением реальности. Что такое справедливость в понимании Хаммурапи? Действительно ли содержание "Законов Хаммурапи" пронизано началами справедливости?
Общая характеристика любого правового памятника предполагает, помимо прочего, характеристику его правовых норм. Рассматривая основной текст "Законов Хаммурапи", необходимо обратить внимание на форму их изложения. Какова она — казуистична или абстрактна? Используются ли в данном правовом памятнике при изложении норм какие-либо абстрактные юридические понятия?
Для древневосточных обществ закономерностью является тесная связь правовой культуры с религией. Обнаруживается ли влияние религии на правовые нормы в "Законах Хаммурапи"? Если да, то в чем выражается это влияние? Каков его характер?
После ответа на указанные вопросы можно предпринять попытку определить, основываясь строго на тексте "Законов Хаммурапи", юридическую природу данного памятника, настоящую цель его создания.
Второй вопрос. При обсуждении этого вопроса на семинарском занятии необходимо в первую очередь
назвать те социальные группы, статус которых юридически оформляется в "Законах Хаммурапи". Сделать это не просто. Для обозначения различных групп населения в переводах текста "Законов" на русский язык широко используются термины языка оригинала, такие как, например: "редум", "баирум", "там-кар", "мушкенум" и др. При этом в самих "Законах" не дается специальных определений данных терминов. К тому же многие из них употребляются редко — не более чем в трех-четырех статьях. Поэтому подлинное их значение не может быть установлено в полном объеме. Однако с учетом контекста, в котором применяются указанные термины, а также с помощью сравнительного метода вполне можно установить, какую категорию населения каждый из них обозначает. По роду занятий это могут быть землевладельцы, купцы или же государственные служащие, жрецы; по месту в общественной иерархии — высшие или низшие классы.
Особое внимание следует обратить на термин "человек", используемый в русском переводе текста "Законов Хаммурапи". Данный термин выступает здесь, по меньшей мере, в трех значениях. В большинстве статей он обозначает лично свободного общинника, владельца земельным участком, способного покупать серебро, золото, рабов, домашний скот. Это первое значение термина "человек". В некоторых статьях он равнозначен термину "физическое лицо", обозначая человека, индивида как такового. Это его второе значение. И, наконец, в ряде случаев термином "человек" называется представитель определенной социальной группы. В этих случаях он противопоставляется члену другой социальной группы, состоящей из мушкенумов. Таково третье значение рассматриваемого термина. Студенты должны отыскать в тексте "Законов Хаммурапи" статьи, показывающие каждое из указанных трех значений термина "человек".
Рассматривая правовой статус таких социальных групп, как редумы, тамкары и мушкенумы, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. Характер возложенных на них повинностей в пользу государства во многом определял и характер их правового статуса, место в общественной иерархии. Студенты должны привести конкретные статьи "Законов Хаммурапи", иллюстрирующие отмеченную закономерность.
Наиболее отчетливо различия в правовом положении социальных групп вавилонского общества проявляются в статьях "Законов", определяющих наказания за те или иные преступления. Студенты должны найти эти статьи и на конкретных примерах показать суть указанных различий.
Лица, относящиеся к группе несвободного населения, в русском переводе текста "Законов Хаммурапи" именуются рабами. При анализе норм, закрепляющих правовой статус данной социальной группы, следует учесть, что в "Законах" говорится о различных категориях рабов. Студенты должны назвать эти категории и при этом определить, существуют ли какие-либо раз-линия в их правовом положении. Если да, то между какими категориями рабов, и в чем заключаются эти различия''
При описании правового положении рабов необходимо обратить внимание на следующие статьи "бакшиш Хаммураппи": 7, 171, 175, 176, 199 и 247, 205, 213, 214, 2;И, 21.1 и 282, 278282. Какие выводы о правовом положении paбов можно сделать из содержания указанных статей?
Третий вопрос.Нормы брачно-семейного права занимают в "Законах Хаммурапи" почти четвертую часть основного текста. Они расположены здесь компактно со 12Я-ой по 193 статью. К сфере брачно-семейпого права можно отнести также статьи 194 и 195 рассматриваемого сборника, хоти зафиксированные здесь нормы имеют одновременно ярко выраженный уголовно-правовой характер, поскольку в них идет речь о преступлениях и наказаниях за преступления. Уголовно-правовыми по своему характеру являются и другие статьи указанной части "Законов" — они также посвящены преступлениям и наказаниям. Их присутствие в группе норм брачно-семейного права свидетельствует о том, что в вавилонском обществе предпринимались особые меры по защите устоев семьи.
"Законы Хаммурапи" выражают определенные представления о природе и цели брака. Как можно определить юридическую природу и цель брака по нормам рассматриваемого правового памятника? Нормы "Законов Хаммурапи" устанавливают, что заключенный брак будет действительным лишь при соблюдении определенных условий. Какие это условия? При каких обстоятельствах возможен развод супругов?
После ответа на указанные вопросы следует, основываясь на конкретных статьях "Законов Хаммурапи", определить права и обязанности супругов. При этом в оценке правового положения мужа и жены необходимо избегать односторонности. К примеру, описывая статус замужней женщины, необходимо специально остановиться на предусмотренных для нее нормами "Законов" гарантиях материального содержания. Студенты должны выявить эти нормы в тексте изучаемого правового памятника.
При анализе имущественных прав и обязанностей супругов следует обратить внимание на статьи 159—164, в которых идет речь о брачном выкупе и приданом супруги, а также на статью 150, где говорится об имуществе, перешедшем от мужа к жене по договору дарения. Какова юридическая природа этих категорий имущества? Как меняется статус приданого в различных обстоятельствах? "Законы Хаммурапи" содержат также нормы, регулирующие взаимоотношения родителей и детей. Эти нормы ограничивают власть родителей над детьми. В чем состоят данные ограничения?
Каково правовое положение приемных детей по "Законам Хаммурапи"?
К нормам, регулирующим взаимоотношения родителей и детей, тесно примыкают правила наследования детьми имущества их отца. Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают "Законы Хаммурапи"? Может ли отец отстранить сына от наследования семейного имущества?
Четвертый вопрос. Институты вещного права — это в первую очередь институты права собственности, владения или держания, то есть совокупности правовых норм, закрепляющих те или иные вещи во власти какого-либо субъекта права — будь это отдельный индивид или объединение индивидов (корпорация, товарищество, община).
В Вавилоне, как и во всех других древних странах, главной вещью, составлявшей фундамент благосостояния индивида, семьи и общества в целом, выступала земля. В силу такого своего значения земельные участки становились объектом сложнейших правоотношений, в которых вещные права индивида определялись во многом в зависимости от его места в общественной иерархии, они тесно переплетались с личными его повинностями в пользу государства или общины.
Содержание "Законов Хаммурапи" ясно свидетельствует о том, что земельные участки являлись в вавилонском обществе предметом гражданского оборота — они могли продаваться, сдаваться в аренду, обмениваться, передаваться по наследству, быть предметом залога (см., например: ст. 39—42). Следовательно, здесь был вполне развит институт права собственности на землю. Вместе с тем, однако, осуществление этого права имело некоторые правовые ограничения. Студенты должны внимательно прочитать статьи "Законов Хаммурапи", в которых идет речь о земельных участках, и найти указанные ограничения. Необходимо четко определить те условия, при которых по "Законам Хаммурапи" можно было совершить куплю-продажу земли, сдать земельный участок в аренду, сделать его предметом договора мены, передать по наследству, отдать в залог.
Текст изучаемого правового памятника показывает, что земля могла быть объектом не только права собственности, но и других вещных прав. Студенты должны самостоятельно определить характер этих прав. Особое внимание следует при этом уделить институту служебного держания — нормам, которые устанавливали вещные права на земельные участки, полученные от правителя за государственную службу. "Законы Хаммурапи" зафиксировали несколько разновидностей таких вещных прав, которым сопутствует обязанность нести государственную службу. Какие разновидности института служебного держания можно обнаружить в тексте "Законов"? Что они собой представляют и чем друг от друга отличаются?
Помимо земельных участков, объектом права собственности, служебного держания и других вещных прав по "Законам Хаммурапи" могли выступать также иные материальные предметы (дом, сад, скот, рабы, драгоценные металлы, продукты и т. д.). Студенты должны проанализировать конкретные статьи, в которых идет речь о вещных правах на эти предметы, и сделать соответствующие выводы.
После рассмотрения всего комплекса норм "Законов Хаммурапи", закрепляющих те или иные материальные предметы во власти индивида, общины или правителя, следует перейти к анализу статей, в которых идет речь о договорах. В первую очередь необходимо установить, какие виды договоров нашли свое отражение в тексте изучаемого правового памятника. Затем студенты должны дать описание условий тех договоров, которые упоминаются здесь наиболее часто. К их числу относятся договор купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. "Законы Хаммурапи" показывают, что государственная власть широко вмешивалась в договорные отношения частных лиц, ограничивая их свободу в выборе условий договоров определенными рамками. В чем конкретно проявлялось вмешательство государства в указанную сферу?
Какие правила устанавливаются в рассматриваемом правовом памятнике относительно договора купли-продажи?
"Законы Хаммурапи" предусматривают не только имущественную, но и личную ответственность должника перед кредитором. В чем заключалась указанная ответственность? Вместе с тем, нормы "Законов" содержат определенные ограничения власти кредитора над должником. В чем состоит суть этих ограничений?
Какие правила устанавливаются относительно договора аренды? Какими правами обладает арендатор? В чем состоят его обязанности?
Как регулируется договор найма? Какими правами обладает наемный работник? Каковы его обязанности? Какие правила установлены в "Законах Хаммурапи" относительно договора хранения? При каких условиях данный договор считается юридически действительным?
Пятый вопрос.Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует иметь в виду, что в "Законах Хаммурапи" отсутствует строгая грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб — будь то: кража или нанесение телесного увечья. Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба. Студенты должны привести конкретные статьи "Законов", отражающие такое понимание преступления и наказания.
После этого необходимо остановиться на конкретных видах преступлений и наказаний, встречающихся в тексте изучаемого правового памятника.
Особое внимание при изучении рассматриваемого вопроса следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Студенты должны установить, учитывается ли при этом "Законами Хаммурапи" фактор вины правонарушителя, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необходимо также определить, какое влияние на назначение наказания оказывает принадлежность преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе.
"Законы Хаммурапи" знают принцип талиона при назначении наказания. В чем смысл, данного принципа. Каковы его достоинства и недостатки? В каких случаях он применяется по "Законам Хаммурапи"? Можно ли считать принципом талиона принцип, примененный при назначении наказания в ст. 230 "Законов"?
Шестой вопрос"Законы Хаммурапи" мало говорят о суде и судебном процессе — им посвящено не более десяти статей (3—5, 9—13). Тем не менее, по содержанию этих статей можно сделать ряд выводов относительно характера вавилонского суда и судебного процесса. В частности, можно утверждать, что помимо суда, отправлявшегося правителем в его дворце, в вавилонском обществе времен Хаммурапи существовали судебные органы и более низкого уровня. Судей могли снять с должности за нарушение правил судопроизводства. Текст "Законов Хаммурапи" зафиксировал порядок привода
ответчика и свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов сторонами судебного процесса. Студенты должны описать эти аспекты судебного процесса на основании соответствующих статей правового памятника.
Статья 2 "Законов Хаммурапи" содержит описание так называемого "божьего суда". В чем состоит цель и смысл такого "суда"?
Конкретный анализ ситуаций (казусов)
Актуализировать полученные знания поможет решение рабочих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.
При анализе ситуации необходимо прежде всего четко определить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Законы Хаммурапи предлагали урегулировать аналогичные ситуации.