Работа над текстом рассказа Б. Житкова
— От чьего имени ведется рассказ?
— Как попала обезьянка к мальчику? (Мальчику эту обезьянку дал товарищ-одноклассник.)
— Прочитайте выразительно этот диалог по ролям на с. 83-84. (Распределяют роли: автор, товарищ, мальчик.)
— Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Почему он сказал: «Я глазам своим не верил»?
— Расскажите, как выглядела обезьянка.
IV. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь - раз, два, три.
Я пою, и ты поешь - раз, два, три.
Мы идем, и мы поем — раз, два, три.
Очень дружно мы живем - раз, два, три.
V. Продолжение работы по теме урока
— Как встретили обезьянку в семье мальчика?
— Прочитайте, как Яшка провел вечер в новой семье.
— Как решили оставить Яшку на ночь? (Егорешили привязать за жилет к кровати.)
— Прочитайте о том, как ловили Яшку.
— Где переночевал Яшка? (Он спал в кровати мальчика, а тот даже не знал об этом. Видимо, он замерз ночью на полу, вот и забрался под одеяло.)
— Что мальчик сделал, когда пошел в школу? (Он привязал Яшку к двери.)
— А почему он это сделал, как вы думаете? (Оставшись один, он мог наделать много бед в квартире.)
— Найдите на с. 88-89 эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки.
(Читают отрывки о том, как Яшка скакал с ножом; как сидел и грелся у лампы; как обрывал цветы; как сбрасывал известку с лестницы на отца.)
— Что означает выражение «отец поймал и отдул Яшку»? (Он его наказал.)
- Расскажите, как Яшка вел себя с наступлением зимы. (Когда началась настоящая зима, Яшка стал грустным. Он постоянно мерз. Мордочка у Яшки стала печальная, обвисшая, он повизгивал и жался к мальчику. Так мальчик и носил его на себе.)
- Расскажите, пользуясь текстом, как Яшка примирился с отцом. (Дети пересказывают отрывок о конфетах, которые отец дал Яшке.)
- Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (Он становился очень ласковым, галезал на плечи и начинал в голове искать. Это значит — он вас уж очень любит?)
- Что начинал искать в голове? (Обезьянки так делают, они друг у друга ищут в шерсти блох. У людей, конечно, ничего не было. Но Яшка так демонстрировал свою любовь.)
- Прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости.
(Дети читают отрывок на с. 91-92 до слов «И вот настала весна».)
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
- Что вам особенно понравилось в рассказе?
Домашнее задание
Сочинить историю о том, как у вас появилась в доме обезьянка. Нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Поддвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
- Прочитайте скороговорку жужжащим способом.
- Как названа здесь свинья? Прочитайте только эти слова. (Свинья, тупорыла, белорыла, хавронья.)
— Прочитайте только глаголы. (Изрыла, вырыла, подрыла, не дорыла, рыла.)
— Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
— А сейчас так же, но с утвердительной интонацией.
— Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп.
— Прочитайте с ускорением.
— А сейчас конкурс на самую быструю скороговорку. (Дети читают очень быстро.)
III. Работа по теме урока
Работа над содержанием рассказа (последние две части)
— Итак, друзья, из одного двора, где рылась хавронья, возвращаемся в другой двор, где гуляет обезьянка Яшка. Прочитайте описание двора. Чего боялся мальчик? (Мальчик боялся собак во дворе.)
(Дети читают последний и первый абзацы на с. 92—93.)
— Какие победы одержал Яшка во дворе? Прочитайте о них.
— Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие? Объясните.
— Подумайте, можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя и летчика Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (Рассуждения детей.)
IV. Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.