Перечисли, с какими видами устного народного творчества вы познакомились в 1 и 2 классах. Приведи примеры.
Расскажи, чем отличается народная сказка от авторской (литературной).
А в чём сходство этих сказок?
Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.
Если нам неизвестен конкретный автор сказки - мы говорим, что сказка народная (её сочинил народ).
Если у сказки есть конкретный автор – это авторская, или литературная сказка.
Писатели очень любят обрабатывать и пересказывать народные сказки. Часто они сами придумывают свои сказки, используя в них персонажей народных сказок, сюжеты, народные средства поэтической речи (постоянные эпитеты, троекратные повторы, фразеологизмы, пословицы и поговорки и т. д.)
Назови сказки, героями которых являются сказочные человечки. Если помнишь, перечисли этих героев.
Произведения, где героями стали сказочные человечки – авторские. В отличие от фольклорных сказок, где характеры героев однотипны и предсказуемы, в литературной сказочной повести характеры героев сложные и противоречивые.
Финская писательница Туве Янссон написала «Шляпа Волшебника».Сказочные герои – муми тролли. Малыши Снифф, Снусмумрик. Они похожи на бегемотиков, у них четыре лапы, короткие ножки, есть хвостик. Они любознательны, добры, справедливы, фантазёры и любят путешествовать.
Джон Роналд Руэл Толкин - сказочная повесть «Хоббит». В этой повести герои: маленький милый народец – хоббиты. Ростом они меньше карликов, сообразительны и шустры, однако не любят торопиться. У них зоркий взгляд и острый слух, они носят одежду и не носят обувь. Ноги поросли у них густым мягким мехом. Обожают вкусно поесть и попить.
Главный герой английской сказочной повестиАлан Милн «Винни Пух».Он друг Пятачка, приятель Кролика, утешитель Иа-Иа. Любознательный, сообразительный, поразительный, изобретательный медведь, любит мёд. Пятачок: хороший друг, трусишка, фантазёр, отзывчивый.
А.Н. Толстой повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Герои-человечки: Буратино, Мальвина и другие.
Сказочный герой Чиполлино в повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Карлсон - «взрослый ребёнок». Выдумщик , сластёна, уверенный в себе.
Перечисли, с какими видами устного народного творчества вы познакомились в 1 и 2 классах. Приведи примеры.
Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение.
Сказки и былины, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, заклички и приговорки, потешки, колыбельные –вотвиды устного народного творчества, с которыми познакомились в1-2 классах.
Сказки: «Зимовье», «У страха глаза велики»… | Скороговорки: Мёд в лесу медведь нашёл – мало мёду, много пчёл. Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. Очень много ножек у сороконожек. |
Пословицы и поговорки: Делу – время, потехе – час. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда. Жизнь дана на добрые дела. | Загадки: У кого есть шапка без головы, а нога без сапога? (гриб) Не по рыбам, а сети расставляет. Кто это? (паук) |
Заклички: Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь, поливай! | Приговорки: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке. |
Потешки: Ехали мы, ехали В город за орехами, По кочкам, по кочкам, По маленьким пенёчкам – Да в ямку бух! | Колыбельные: Баю-баю-баю-баю Не ложись, дитя, на краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок… |
7. Чем стихотворение отличается от рассказа? Назови несколько признаков.
1.Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
2.Ритмическая организация (ритм) в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
3.В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
4.Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
5.Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
6.Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.
Первое отличие стихотворения от прозы заключается в форме. То есть текст, записанный в столбик является стихами, а текст в строчку – прозой.
Второе отличие: ритм (чередовании ударных и безударных звуков)
Третье отличие: рифма (созвучие концов строк)
Выводы:
- В отличие от прозы стихотворение можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается.
- Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая – в строчку.
- И содержание, и само звучание слов в стихотворении несут определенный смысл, в отличие от прозы, задача которой – описывать и доносить информацию.
8. Что такое опорные (ключевые) слова? Их роль в тексте.
Опорные слова, их называют ключевыми. Главные слова, на которых строится текст.
Эти слова помогают передать содержание текста, самое главное и основное. Могут быть опорными словосочетания и предложения. Ключевые слова могут в тексте быть выделены другим или жирным шрифтом, чтобы их было хорошо видно. На уроках литературного чтения и окружающего мира мы сами ищем и выделяем ключевые слова, готовясь к пересказу, чтобы лучше передать содержание. Ключевые слова помогают нам лучше понять текст и запомнить.
9. Для чего создавались народные песни, прибаутки, потешки, небылицы, пословицы? Докажи.
Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. Потешки – песенки , сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора.
Пословицы – тексты , состоящие из одного предложения и содержащие глубокий смысл.Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси
Все вместе это зовется фольклором. Фольклор – это произведения созданные устами народа.
В фольклоре много жанров и все они передают меткость и красоту русского языка.
10. С творчеством каких детских писателей ты знаком? Приведи пример.
В школе мы знакомились с произведениями русских и советских писателей. К русским писателям можно отнести тех людей, кто жил и работал в нашей стране, когда она называлась Россией. К тому времени можно отнести таких писателей как Л.Н. Толстой, А.С.Пушкин, К.Д Ушинский. К советским, относятся писатели, которые писали тогда, когда наша страна называлась СССР. ( Советский Союз) К ним можно причислить Н.Н. Носова, В. Бианки, М. Пришвина, В. Драгунского, А. Гайдара, В. Осееву и др. Мне знакомы следующие произведения : « Косточка» , «Акула» Л. Толстого, « Сказка о рыбаке и рыбке» А Пушкина, «Мишкина каша» Н.Носова, « Ребята и утята» М. Пришвина, « Хитрый Лис и умная Уточка» В Бианки, « Три сына» В. Осеевой.
Все эти и другие писатели писали о детях и для детей.
( В качестве примера в ответе можно использовать имена других писателей)
11. Как составить план рассказа или сказки? Расскажи памятку.
Памятка по составлению плана рассказа.
Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
· О чем говорится в начале рассказа?
· Какие события описаны дальше?
· Чем заканчивается текст?
1. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
2. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения, или опорные (ключевые) слова.
3. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
4. Запиши свой заголовок к каждой части.
5. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.
6. Перескажи каждую часть, а затем весь текст.
12. Расскажи о творчестве К.И. Чуковского. Какие произведения этого автора тебе знакомы?
К. И Чуковский – псевдоним писателя. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Санкт Петербурге. Чуковский не только писал, но и переводил с английского на русский произведения зарубежных авторов. Он был очень популярен. Для детей он писал короткие стихи, но большей популярностью пользовались его сказки в стихах. « А йболит», « Федорино горе» , « Муха – цокотуха», « Бармалей», «Краденое солнце» и др. Многие его произведения дети знают наизусть и перечитывают по многу раз.
13.Что такое былина? Чем былина отличается от сказки? Кого из героев былин ты знаешь?
Былины – это народные песни, получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.
Отличие сказки от былины: сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов (устаревшие понятия), есть слова с двойными гласными.
Герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Микула Селянинович, Святогор и другие.