ЗАНЯТИЕ 2. Джованни Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения

1. Боккаччо и его время:

а) формирование гуманистической культуры Ренессанса;

б) начало творческого пути Боккаччо.

2. Истоки итальянской новеллы эпохи Возрождения.

3. Итальянские новеллисты эпохи Возрождения: Франкуо Саккетти, Мазуччо

Гуардатти, Луиджи Пульчи, Никколо Маккиавелли, Маттео Банделло и др.

(проанализировать темы, образы, сюжеты, язык).

4. «Декамерон» Д.Боккаччо:

а) структура «Декамерона» (влияние средневековой риторики, роль вступления);

б) тематическое многообразие;

в) образы «Декамерона»; утверждение ценности человеческой личности;

г) языковая выразительность «Декамерона»;

д) функция рассказчика в сборнике.

5. Сатира и социальная критика в новеллах («осовременивание» повествования).

6. Эротика в «Декамероне», открытие «природного» человека.

7. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения и их художественное воплощение в

«Декамероне».

Литература

1. Боккаччо Д. Декамерон. М., 1989.

2. Итальянские новеллы Возрождения. М., 1984.

3. Французская новелла Возрождения. М., 1988.

4. Маргарита Наварская. Гептамерон. М., 1992.

5. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

6. Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983.

7. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

8. Мелетинский Е.М. Классическая новелла эпохи Возрождения //Мелетинский Е.М.

Историческая поэтика новеллы. - М., 1990.

9. Хлодовский Р. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.

Тема 2. Северное Возрождение. Немецкая литература. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Жанр романа в европейской литературе

ЗАНЯТИЕ 3. Возрождение во Франции. Творчество Франсуа Вийона

1. Поэт и легенда его жизни.

2. Элементы средневековой поэтики в лирике Ф.Вийона. Поэтическая традиция вагантов.

3. Ироническое осмысление действительности в стихах Вийона (темы, образы).

4. Жанровые разновидности поэзии Вийона (баллада, рондо, послание, спор; дать определение жанров).

5. Концепция героя в «Завещании» Вийона, самораскрытие личности.

6. «От жажды умираю над ручьем»: язык поэзии Вийона (приемы вийоновского комизма).

7. Развитие поэтической традиции в литературе Возрождения XVI в.

Литература

1. Вийон Ф. Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998. Серия «Бессмертная библиотека».

2. Английская и шотландская народная баллада. М., 1988.

3. Из немецкой поэзии. Век Х – век ХХ (Лирика вагантов, немецкие народные баллады). М., 1985.

4. Луис де Камоэнс. Лирика. М., 1980.

5. Поэзия плеяды. М., 1984.

6. Поэзия испанского Возрождения. М., 1990.

7. Ронсар П. Избранная поэзия. М., 1985.

8. Виппер Ю. Поэзия Плеяды: Становление литературной школы. М., 1976.

9. Кирнозе З., Пронин В. Практикум по истории французской литературы. М., 1991.

10. Косиков Г. Франсуа Вийон // Villon Fr. Oeuvres. М., 1984. С.5-41.

11. Пинский Л. Лирика Франсуа Вийона и поздняя готика // Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С.16-48.

12. Витковский Е. Бессмертный прошлогодний снег // Вийон Ф. Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998. С.5-36.

13. Эткинд Е. Вопреки всему. О переводах французской поэзии // Иностранная литература. 1998. № 2. С.214-224.

ЗАНЯТИЕ 4. Роман эпохи Ренессанса (Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", Сервантес "Дон Кихот")

1. Литературные и фольклорные источники романа Рабле:

а) История создания романа. Эволюция сюжета.

б) Отражение событий эпохи XVI века в романе.

2. Своеобразие главных героев романа:

а) образы трех великанов, их сходство, психологическая неразработанность, роль в

сюжетосложении;

б) роль Панурга в сюжете третьей, четвертой и пятой книгах романа.

Характеристика внешности Панурга, его привычек, добродетелей и пороков.

3. Утопия и антиутопия в образе Телемского аббатства.

4. История создания романа «Дон Кихот».

5. Художественный мир романа «Дон Кихот»:

а) жанровое своеобразие;

б) структура романа (соотношение книги и жизни);

в) действительность и инсценировка событий в романе, их театрализация

(розыгрыш, мистификация);

г) роль вставных новелл и знаменитых речей Дон Кихота о "Золотом веке".

6. Дон Кихот и Санчо Панса:

а) языковая стихия (пословицы, романсы);

б) диалоги Дон Кихота и Санчо Пансы.

Литература

1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль /пер. Н.М.Любимова.

2. Сервантес М. Дон Кихот. М., 1988.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и

Ренессанса. М., 1990.

4. Затонский Д.В. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом? //Вопросы

литературы. 2000. Сентябрь-октябрь. С.208-234.

5. Пинский Л.Е. Смех Рабле //Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

6. Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация //Магистральный сюжет. М., 1989.

7. Пискунова С.И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI –XVII

веков. М.: Изд-во МГУ, 1998.

8. Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1988.

9. Светлакова О.А. "Дон Кихот" Сервантеса: Проблемы поэтики. СПб., 1996.

10. Светлакова О.А. В.В.Набоков о "Дон Кихоте" //Вестн. Моск. ун-та. Сер.9,

Филология. - 1998. - №3. - С.40-47.

11. Шпитцер Л. К восприятию Рабле /Л.Шпитцер //Вестн. Моск. Ун-та. Сер.9,

Филология. - 2001. - №1. - С.143-165.

Тема 3. Испанский ренессансный театр. Английская литература. Творчество Шекспира

ЗАНЯТИЕ 5-6. Творчество Шекспира. Трагедии Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет»)

1. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира (феномен трагедийного изменения характера).

  1. Трагедия Шекспира «Гамлет»:
  2. конфликт «Гамлета», его развитие и разрешение;
  3. особенности композиции «Гамлета» (параллелизм и удвоение); система образов в трагедии;
  4. сущность характера Гамлета (гений, гуманист, идеальный рыцарь, ничтожество); «гамлетизм сознания»;
  5. монолог Гамлета «Быть или не быть» как определенный этап духовного развития героя;
  6. беседа Гамлета с актерами: принципы шекспировского театра.
  7. Изменение характера трагического конфликта в трагедиях Шекспира «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет».
  8. Человек и общество в трагедиях Шекспира (критическое состояние сознания, причины духовного кризиса героя; стимулы и логика человеческого поведения в его непосредственных и опосредованных связях с обществом).
  9. Принцип самоопределения героя в трагической ситуации (выражение антропоцентрических воззрений гуманистов).
  10. Способы обрисовки характеров в трагедиях Шекспира.
  11. Образ Гамлета в литературе ХХ века: к проблеме «вечного образа» (Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы // Иностранная литература. 1990. № 4. С.83-138).

Литература

1. Шекспир У. Трагедии. Сонеты. М., 1968.

2. Аникст А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974.

3. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.

4. Блум Х. Шекспир как центр канона: (Глава из книги "Западный канон") /Пер.с англ.

Т.Казачинской //Иностранная литература. - 1998. - №12. - С.194-213.

5. Карасев Л.В. Флейта Гамлета //Вопросы философии. - 1997. -№5.

6. Карасев Л.В. Ромео и Джульетта: (История болезни) //Вопросы философии. - 2002.

- №1.

7. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира /ЛГ. - Л.: Изд-во

ЛГУ, 1989. - 199 с.

8. Костелянец Б. "Король Лир": свобода и зло // Вопросы литературы. 1999. Март-

апрель.

9. Кружков Г. Том из бедлама, перпендикулярный дурак //Звезда. -2002. - №9. - С.169-

178.

10. Микеладзе Н.Э. Какую книгу читает Гамлет? (К вопросу об интерпретации

трагедии) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. - 2001. -№4. -С.76-89; №5. –

С.80-109.

11. Оден У.Х. Лекции о Шекспире /У.Х.Оден; Пер. с англ. М.Дадяна //Новая юность. –

2003. - №3 (60). -С.163-192.

12. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

13. Шведов Ю. Трагедия Шекспира «Отелло». М., 1969.

14. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

15. Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира. М., 1990.

МОДУЛЬ 2

Наши рекомендации