Итальянская живопись эпохи возрождения

Выставка одного шедевра

Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина

пояснительная записка к КУРСОВой РАБОТе

по дисциплине «Мировая культура и искусство»

ЮУрГУ–100400.2014.313.ПЗ КР

Нормоконтролер, ассистент Руководитель, к.п.н., доцент

______________ О.В. Максимова ___________ Н.Н. Нохрина

______________ 2014 г. ___________ 2014 г.

Автор работы

студент группы С-251

____________ Е.М. Иванова

____________ 2014 г.

Работа защищена с оценкой

____________________

____________________2014 г.

Челябинск 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Институт спорта, туризма и сервиса

Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»

Специальность «Туризм»

Утверждено

протокол №2 заседания кафедры

от 9.09.2014 г.

З А Д А Н И Е

на курсовую работу студента

______

Ф.И.О. (полностью)

Группа 251

1 Дисциплина

«Мировая культура и искусство»

2 Тема работы

______

3 Срок сдачи студентом законченной работы 01.12.2014 г.

4 Перечень вопросов, подлежащих разработке

________________________________________________________________________

____________

______

5 Календарный план

Наименование разделов курсовой работы Срок выполнения разделов курсовой работы Отметка о выполнении
Введение, библиография 01.10.2014  
Глава 1 Итальянская живопись эпохи возрождения 15.10.2014  
Глава 2 01.11.2014  
Приложения 15.11.2014  
Оформление и сдача работы 01.12.2014  

Руководитель работы _______________ /Н.Н. Нохрина/

(подпись)

Студент _______________ /Е.М. Иванова/

(подпись)

(оборотная сторона диста)

Аннотация

Иванова Е.М. Выставка одного шедевра. Картина «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина. – Челябинск: ЮУрГУ, С-253, 2014. – 35 с., 2 ил., 4 табл., библиогр. список – 9 наим., 2 прил., 1 презентация – CD-RW.

После анализа творчества Антонелло да Мессина установлено, что одним из выдающихся шедевров живописи Возрождения признана картина «Святой Себастьян». Обращение к религиозной тематике и ее отражению в живописи позволило установить, что Себастьян считался защитником во времена эпидемий чумы, а также покровителем стрелковых искусств.

Картина написана в середине XV века и отражает вкусы эпохи: гуманизм, возвращение классицизма, использование живописной перспективы. Полотно посвящено древнеримскому воину, застреленному сослуживцами за приверженность христианству.

Прославленная картина «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина сегодня хранится в Дрезденской галерее, но не раз выставлялась и в других галереях. В октябре 2006 года шедевр был привезен в Москву в Пушкинский музей, где была устроена выставка одного шедевра.

оглавление

  Введение …………………………………………………………………
итальянская живопись эпохи возрождения  
  1.1 Основные черты гуманизма в итальянской живописи………………...
  1.2 Гуманистические идеи в творчестве Антонелло да Мессина ………..
  1.3 Живописные средства Антонелло да Мессина ……………………….
  Выводы по главе один ………………………………………………………
Картина «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина – лучший образец живописи Возрождения  
  2.1 История создания картины «Святой Себастьян» ……………………
  2.2 Сюжетно-композиционные средства Антонелло да Мессина в картине «Святой Себастьян» ………………………………………………  
  2.3 Современное состояние полотна Антонелло да Мессина «Святой Себастьян» …………………………………………………………………  
  Выводы по главе два ………………………………………………………
  Заключение ……………………………………………………................
  Библиографический список ………………………………………
  Приложения  
  Приложение А. Репродукция «Святой Себастьян» …………………
  Приложения Б. Текст экскурсовода ……………………………………
  Приложения В. Презентация шедевра «Святой Себастьян»  

Введение

Представление одного шедевра большая редкость в выставочной деятельности. Успех этого дела во многом зависит от качества экспоната и организации выставки, поскольку инстинкт потребителя требует богатства выбора. Показательно и то, что последнее десятилетие успех любой выставки определяют: во-первых, количеством картин, во-вторых, количеством посетителей. Причем, и то и другое должно стремиться к сотням, а лучше к тысячам.

Между тем, психологами доказано, что за одно посещение выставочного зала зритель способен воспринять и прочувствовать содержание лишь около десяти экспонатов, все остальное просто «сканируется». Это объясняется, прежде всего, закономерностью протекания психических процессов. Так, в психологии эмпирически обосновано и экспериментально доказано, что численная характеристика среднего объема внимания людей составляет 5–7 единиц информации.

Сегодня в музеях и галереях постепенно возрождается забытый жанр – выставка одного произведения, своего рода «арт-бенефиса». В России первый опыт проведения подобного рода выставок относится к концу XIX века. Так в начале 1880 года в Петербурге открылась необычная для того времени выставка – выставка одной единственной картины – «Ночь на Днепре» кисти А.И. Куинджи. Успех выставки был ошеломляющим. Все газеты писали о необыкновенной выставке.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется необходимость, приобретения будущим специалистом индустрии туризма теоретических знаний и практических навыков подготовки и проведения выставки одного шедевра.

В мировой культуре накоплено значительное количество шедевров, которые могут быть представлены широкому кругу зрителей в качестве одного экспоната. К этому фонду относится и прославленная картина «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина», которая сегодня хранится в Дрезденской галерее, но не раз выставлялась и в других галереях.

Теоретическая база исследования: основные черты гуманизма в живописи итальянского возрождения освещены в зарубежных и отечественных работах по теории искусств (Л.Б. Альберти, И. Хейзинга, Т.В. Ильина и др.); особенности итальянской живописи с достаточной подробностью представлены в учебниках и учебных пособиях по мировой культуре и искусству (Л.Г. Емохонова, А.Н. Маркова и др.); описание гуманистических идей в творчестве Антонелло да Мессина нашло свое отражение в публикациях С. Соловьева, А. Тенасе и др.

Цель курсовой работы – выявить характерные черты эпохи Возрождения, запечатленные в картине «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина.

Объект исследования – гуманизм в живописи итальянского возрождения.

Предмет исследования – гуманистические идеи в творчестве Антонелло да Мессина.

Задачи курсовой работы:

· выявить особенности ренессанса в живописи итальянского возрождения;

· определить предпосылки зарождения гуманистических идей в творчестве Антонелло да Мессина;

· установить основные признаки, позволившие картину «Святой Себастьян» отнести к лучшим образцам живописи Возрождения;

· обосновать возможность экспонирования картины «Святой Себастьян» в качестве шедевра для «Выставки одного произведения».

Структура курсовой работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1. Основные черты гуманизма в итальянской живописи

Библиографический список

1 Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г. Емохонова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 448 с.

2 Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство/ Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 1993. – 356 с.

3 История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения/ под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высшая школа, 1999. – 243 с.

4 Нохрина, Н.Н. Мировая культура и искусство: учебно-методический комплекс дисциплины/ Н.Н. Нохрина. – Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2007. – 116 с.

5 Соловьев, С. Музеи и выставки/ С. Соловьев// Ваш досуг. – 2006. – №40. – С. 94–95.

6 Тенасе, А. Культура и религия/ А. Тенасе; пер. с румын. М.Ф. Солодухиной. – М.: Политиздат, 1977. – 106 с.

7 Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640×480; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20×14 см.

8 Шедевры итальянского искусства возрождения [Изоматериал]/ Торговый Дом «Медный всадник»; дизайн П. Канайкина; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – СПб.: П-2, 2001. с.: цв. ил.; 29×29 см. (Эрмитажная коллекция).

9 Huizinga, J. Amurgul evului mediu/ J. Huizinga// Editura Univers. – 1970. – 440 p.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Название

Рисунок А.! – Название

Продолжение приложения А

Рисунок А.2 - Название

Окончание приложения А

Рисунок А.3 – Название

Приложение А

Пример оформления графика в приложении работы

итальянская живопись эпохи возрождения - student2.ru

Рисунок А.1 – Соотношение дохода и риска

Приложение Ж 4

Пример оформления фотоснимков в тексте

2.3.2 Пещера Майская

итальянская живопись эпохи возрождения - student2.ru

Майская пещера в основном горизонтальна, ее глубина 7,4 м, общая протяженность ходов 378 м. Пещера заполнена песком, щебнем, глиной.

Рисунок 2.3.2.1 – Фрагмент нитки маршрута «Усть-Катав – Серпиевка»

 
  итальянская живопись эпохи возрождения - student2.ru

На стенах пещеры множество мелких (длиной до 15 см) сталактитов, в основном соломообразной формы (цвет их – от белого до темно-коричневого). Есть в зале и невысокие округлые сталагмиты.

Рисунок 2.3.2.2 – Сталактиты соломообразной формы

 
  итальянская живопись эпохи возрождения - student2.ru

Рисунок 2.3.2.3 – Сталагмиты округлой формы

Приложение И

Пример оформления таблицы

Таблица 2.1 – Результаты анкетирования студентов после проведения обучающей экскурсии

№ Вопроса Содержание вопроса Варианты ответов Результат, кол-во студентов
Оцените экскурсию по 5 – бальной системе
Что бы Вы изменили в экскурсии маршрут
экскурсовода
количество экскурсионных объектов
Другое
Оцените деятельность экскурсовода по 5 – бальной системе
Был ли Вам интересен материал, полученный от экскурсовода Да
Нет
Очень
не очень
Есть ли у Вас пожелания к экскурсоводу Нет
Да
Обладала ли экскурсия познавательным характером Да
Нет
больше да, чем нет
больше нет, чем да
Достаточно ли кол-во экскурсионных объектов для получения представления об элементах классицизма в архитектуре Челябинска да
Нет
Нет

Окончание таблицы 2.1

№ Вопроса Содержание вопроса Варианты ответов Результат, кол-во студентов
Оптимально ли время проведения экскурс – 1 ч. 30 мин Да
Нет
Можно ли проводить эту экскурсию в целях профориентации для школьников Да
Целесообразно ли использовать эту экскурсию в образовательном процессе Да
Нет
Возможно ли использование этой экскурсии, как вариант проведения выездного практического занятия да (в этом варианте)
да (но с увеличением экскурсионных объектов)
да (но не пешую, а автобусную)
Нет
Можно ли проводить эту экскурсию, как культурно-познавательную экскурсию для гостей нашего города да (в этом варианте)
да (но с увеличением экскурсионных объектов)
да (но не пешую, а автобусную)
Нет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Институт спорта, туризма и сервиса

Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»

Пермский край

Отчет по ИНТЕРАКТИВНОМУ практиЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ЮУрГУ–100400.2014.313.ОИПЗ

Нормоконтролер, ассистент Руководитель, д.п.н., профессор

______________ О.В. Максимова ___________ Т.Н.Третьякова

______________ 2014 г. ___________ 2014 г.

Автор работы

студент группы С-151

____________ Е.М. Иванова

____________ 2014 г.

Челябинск 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Институт спорта, туризма и сервиса

Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»

Основы сервиса

Отчет по УЧЕБНОЙ практике

ЮУрГУ–100400.2014.313.ОУП

Нормоконтролер, ассистент Руководитель, к.п.н., доцент

______________ О.В. Максимова ___________ О.В.Котлярова

______________ 2014 г. ___________ 2014 г.

Автор работы

студент группы С-151

____________ Е.М. Иванова

____________ 2014 г.

Челябинск 2014

Наши рекомендации