Боккаччо Джованни, Вольтер, Доде, Мольер, Ромен Рол-лан, Роден, Россини, Флобер, Шопен.

Задание 30

Мягко или твердо произносятся в современном литера­турном языке согласные перед звуком [э] в следующих за­имствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, де­прессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одес­ский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, сви­тер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.

2. Адекватный, анестезия, аннексия, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, декадент, декольте, детектив, кларнет, кратер, крепдешин, плиссе, полонез, сессия, сейф, со­нет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, трек, фанера, фонема, фонетика, шинель, шос­сейный, штемпель, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.

Задание 3 1

Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

1. Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пус­тячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячне­вая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

2. Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, де­вичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

Задание 32

Правильно произнесите выделенные слова, объясните про­изношение.

1. На девичник собираясь. Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним... (А. Пушкин)

Трое суток было слышно, как в дороге

скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский) ■ Задание 33

Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший, обнесший, одновременный, одноименный, пла­нер, поблекший, подсекший, предрекший, преемник, раз­новременность, расседланный, старьевщик, тетерка, мес­тоименный, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, отыменный.

Задание 34

Определите значения слов, составьте с ними словосо­четания.

Железка — желёзка, истекший — истёкший, небо — нёбо, падеж — падёж, оглашенный — оглашённый.





Задание 35

Учитывая размер и рифмику произведения, установите осо­бенности произношения выделенных слов в отрывках из ро­мана А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Сформулируйте сход­ство и различие пушкинских и современных орфоэпических норм.

1. Monsieur ГАЬЬё, француз убогой , Чтоб не измучи­лось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью стро­гой... 2. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринуж­денно... 3. Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя. Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. 4. ...По имени Владимир Ленский, С ду­шою прямо геттингенской... 5. в глуши, под сению сми­ренной, Невинной прелести полна, В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаенный... 6. Случалось ли поэ­там слезным Читать в глаза своим любезным Свои тво­ренья? Говорят, что в мире выше нет наград. 7. Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Моск­вич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?

Задание 3 6

Прочтите статью Р. В. Зеленой "Поговорим о том, как мы говорим". Правильно произнесите выделенные в тексте сло­ва, объясните произношение.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. По­том нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, В разговоре, бы­ли мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене , сображене, запарк, наборот, ваще , почеркну л, к ас а , кацу (к от­цу), подержал кандидатуру, они уже прибрели на­выки и т. д.

Отдельные "исказители" идут еще дальше, "для скоро­сти" выбрасывая уже целые слоги: вместо "пятьдесят-шесть-десят" говорят писят-шисят. Или: "Послушайте стит-ворение Фета". Объявляют: Обедненный (объеди­ненный) хор; Обедненные нации; Арктура (архитек­тура); Кимограф и я (кинематография) и т. д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша ста­новится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это осо­бенно угнетает. Небрежность.

...Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить вре­мя, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо "вообще" говорить ваще и вместо "специальность"— с пеца ль-н ост ь? Идут в тятр , пошел кацу (к отцу), зашел в к а -су, выграл первые мачи (матчи). Да эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой ско­роговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подо­бное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих на­ших мастеров: Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколь­ко уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в ф ил ял тят ра , в за п а р к , едут на арадром, у них развивается выбражене, по­являются с об ражен я . Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два [о] переходят почти всегда в редуцированные два [а], но они остаются в речи, в ее ритме. И силы у нас всегда "вооруженные", а не воруженные. И "Спартак" "выиг­рал" два "матча", а не выграл два м а ча .

Теперь речь пойдет об ударении... Тут уж мы распояса­лись вовсю. Каждый придумывает, что хочет: дала, взя­ла, вы не правы, теперь прибавилось поняла, за­няла и т. д.

...Как говорить: зеркало или зэркало? Даже уди­вительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало , ш и -нэль , пи он эр , тарэлоч к а , крас ивее , а теперь прибавилось т а н цэ ват ь . До сих пор произносили про­сто: после [ц] в этом слове редуцированное [а]. А теперь слышим: "Он ушел на тан цэвал ьную площадку тан-цэвать под хан цэ вальную музыку".

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружаю­щих! Помните, что кругом — дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше банты и торты .

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.





КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вариант 1

1. Расставьте ударения: дремота, знамение, кремень, при­даное, диоптрия, багроветь, закупорить, ржаветь, облег­чить, намерение.

2. Образуйте род. пад. и расставьте ударения: бант, дверь,

Гуляш, гусь, клок.

3. Объясните значения слов с разными ударениями: харак­терный — характерный, броня — броня, склонен — склонён, морщить — морщить.

4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения.

Наши рекомендации