IV. Двусложные размеры стиха
Теоретический материал дан в учебнике (с. 58—59).
Отношение детей к определению стихотворных размеров и умение делать это будет зависеть от того, с каким чувством подойдет к объяснению этого материала учитель. Работу со стихотворными размерами можно сделать очень увлекательной. Понятие ритма уже изучалось школьниками в 5 классе при работе со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».
— Вспомните особенности поэтической речи.
* Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.
— Приведите примеры ритма в жизни.
* Стихотворный ритм создается с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов.
Далее мы можем опираться на статью учебника «Двусложные размеры стиха». В качестве примера ямба может служить стихотворение «И. И. Пущину».
Словесные определения ямба и хорея дети обычно запоминают плохо, поэтому будем стремиться не к заучиванию определений, а к пониманию сущности стихотворного размера. Дети, которые обучаются музыке, танцам и имеют развитое чувство ритма, легко осваивают умение определять размеры стиха. Некоторым эта тема дается очень трудно, и выработка соответствующего умения требует многократных тренировок. Сочинение стихотворений заданным размером активизирует творческие способности ученика и помогает ему лучше усвоить тему.
Определение размера стиха не может быть самоцелью. Оно направлено на дальнейшее развитие чувства ритма, которое, в свою очередь, способствует получению более полного эстетического наслаждения от поэзии.
В тетрадях запишем схемы двусложных размеров.
Хорей (—́ —)
Ямб (— —́)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «И. И. Пущину» (по желанию).
Найти в сборнике стихов А. С. Пушкина по два стихотворения, написанные хореем и ямбом, и выписать из них в тетрадь по одному четверостишию, указать их размер и дать схему.
Урок 17
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи
I. Проверка домашнего задания
Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник» и «И. И. Пущину».
Выборочная проверка выписанных стихотворений (хорей, ямб). Работу одного из учеников проверим, вычерчивая на доске схемы выбранных им стихотворений.
Экспресс-задание
Предложим ученикам экспресс-задание: составить две стихотворные строки хореем или ямбом на любую тему (можно без рифмы). Важно, чтобы они выдержали размер. Выслушаем удачные строки.
II. «Зимнее утро»
Читает стихотворение учитель. Хорошо, если есть возможность пригласить к шестиклассникам ученика старших классов, который сможет выразительно прочитать это стихотворение. В классе желательно повесить репродукцию картины с изображением русской зимы.
Зададим вопросы, которые помогут ученикам озвучить первое впечатление от прочитанного стихотворения.
Анализ стихотворения проводим по вопросам, данным в учебнике (с. 57). В ходе беседы задаем дополнительные вопросы.
— Определите, каким размером написано стихотворение «Зимнее утро».
Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины.
— Кто такая Аврора?
— Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра.
— Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии?
— Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
— Какое еще противопоставление есть в первой строфе?
Богиня зари — простая женщина.
После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
— Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах.
Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность. Во второй строфе поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра.
Шестиклассники еще не знакомились с понятием композиции, поэтому мы не можем сказать им, что в данном случае антитеза — основной композиционный прием стихотворения. Мы можем сказать, что антитеза играет большую роль в построении стихотворения.
В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем пропедевтическое понятие о метафоре.
Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
— Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
— Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»?
Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа. Распространенная ошибка: «Озарена веселым треском».
— Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
— Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
— Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
— Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?
«Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим.
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину.
— Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
В заключение попросим одного или двух учеников прочитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на интонации стихотворения.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро».
Принести на урок книгу с циклом повестей Пушкина, которые носят название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Творческое задание (на усмотрение учителя)
Выберите размер — ямб или хорей — и попробуйте написать одно или два четверостишия.
Напишите мини-сочинение об интересных местах, явлениях природы в вашем городе, селе, вокруг них. Постарайтесь построить свое сочинение на антитезе. (Пример сочинения «Чайки» дан в Приложении).
Урок 18
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»
I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро».
Дети, выполнявшие творческое задание и написавшие дома четверостишие, рассказывают о своих поэтических начинаниях.
II. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Информация для учителя
Начало изучения «Повестей Белкина» обычно вызывает у шестиклассников большие затруднения. Во-первых, они часто не понимают, почему речь идет о повестях Белкина, если их написал А. С. Пушкин. Во-вторых, им непонятно, почему А. С. Пушкин заявляет, что он всего лишь издатель, а не автор. Ведь это почетно — быть писателем! И для чего в предисловии «От издателя» какой-то «почтенный друг» рассказывает о жизни И. П. Белкина?
Программа по литературе предлагает аннотации к двум повестям: «Барышне-крестьянке» и «Выстрелу», — при этом оговаривая, что из двух повестей изучается одна по выбору учителя.
Программа — это та основа, на которую должен опираться учитель. Но учитель в своей повседневной работе может исходить из своего понимания методики преподавания литературы и уровня развития своих учеников.
Нам представляется, что цель уроков по «Повестям Белкина» — в первую очередь заинтересовать детей произведениями Пушкина-прозаика, показать пока неизвестную им грань творчества великого русского поэта.
На первом уроке можно вообще не начинать разговор о том, почему «Повести Белкина» написал А. С. Пушкин. Пообещаем детям, что обязательно вернемся к этой теме позже. А пока обратимся непосредственно к тексту произведения.
Шестиклассники не чувствуют авторской иронии и пародийности (и не надо требовать от них, чтобы они это почувствовали: время для этого придет позже), пока они просто и радостно наслаждаются игрой, в которую играют Лиза и Алексей Берестов, с замиранием сердца внимают мрачно-романтическому колориту «Выстрела».
II. «Барышня-крестьянка»
Комментированное чтение
Читать повесть начинает учитель (лучше до слов «За Лизою ходила Настя»). Первые две страницы будут самыми трудными для детей. Однако если комментарии учителя будут слишком подробными, то пропадет динамика изложения интриги и детям станет неинтересно, что же дальше. Поэтому сначала комментируем только то, что действительно необходимо.
Затем текст начинают читать дети. Диалоги Лизы и Насти поручим читать девочкам, которые обладают артистизмом.
Еще одна сложность возникнет при чтении диалогов Лизы и Алексея, а затем Лизы и отца, так как диалоги даны в непривычной для учеников форме: реплики в кавычках без абзацных отступов. Тут попросим читающих быть внимательными.
Домашнее задание
Дочитать повесть «Барышня-крестьянка» до конца. Принести на урок текст.
Урок 19
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы
Есть много способов сделать повесть «Барышня-крестьянка» не просто знакомой, но и любимой детьми. Первый из них — увлеченность повестью самого педагога, его собственное неравнодушие к судьбе Алексея и Лизы. Второй — выразительное чтение, инсценирование диалогов. Работа над интонацией реплик помогает понять их смысл, выявляет характеры героев.
Можно показать детям фрагменты из фильма «Барышня-крестьянка», где Лиза, например, бежит через поле к лесу или наряженная Лиза выходит к обеду, попросить детей найти отрывки из текста, описывающие этот момент, и сравнить, все ли пушкинские детали учли режиссер и съемочная группа или что-то упустили.
Можно исследовать мир русской усадьбы и попытаться составить карту местности, на которой происходило действие, нанести на нее Прилучино, Тугилово, лес на границе владений и описанные автором места. Такая работа развивает зрительное воображение, помогает читать текст внимательно, останавливаться на деталях.
Учитель выберет тот путь, который ему покажется наиболее подходящим в конкретном классе. Материал, данный ниже, поможет организовать работу.
Материалы для учителя