Классификация музейных источников
Тема 6. Фондовая работа музея
План:
1. Классификация музейных источников.
2. Музейный предмет и его свойства.
3. Научная организация музейных фондов.
4. Научно-фондовая работа в музее.
Классификация музейных источников
Природа предмета обуславливает их информационные возможности и особенности, и определяет их принадлежность к конкретному типу исторических источников: статические (вещественные, изобразительные, письменные) и отдельную группу составляют динамические (кино – и видеоисточники, фонические источники).
Вещественные источники, это тип исторических источников, предметы и объекты, в которых овеществлена деятельность людей и которые поэтому содержат информацию о хозяйственной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, даже об эмоционально-психологическом складе и внутреннем мире человека. Термин используется для обозначения исторических источников, не несущих на себе или в себе письменных сообщений. Вещественные источники составляют основу собраний музеев, где образуют коллекции археологические, нумизматические, орденов и медалей, оружия, тканей, керамики, фарфора, стекла и др.
Изобразительные источники, тип исторических источников. В широком смысле, это все источники,кодирующие информацию посредством зрительного образа, независимо от характера орудий и материала, а также способа создания изображений. Изобразительные источники можно разделить на условно- (или графически) изобразительные (карты, диаграммы и др.), технически-изобразительные (кино- и фотодокументы), собственно (или художественно) изобразительные (иконы, фрески, картины, графика, изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства). В узком смысле под изобразительными источниками понимаются два последних вида. Искусствознание изучает изобразительные источники как произведения искусства, т.е. как носители прежде всего эстетической информации.
Письменные источники, это тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме (вербализована) и зафиксирована им с помощью знаков письма (букв и др.).Основная категория источников для исследования средневековой, новой и новейшей истории. Объект изучения источниковедения, специальных и вспомогательных исторических дисциплин: археографии, дипломатики, палеографии, кодикологии, сфрагистики, эпиграфики и др. письменные источники классифицируются по разным признакам - способу воспроизводства (рукописные, печатные и др.), содержанию (источники по социально-экономической истории и политической истории, истории общественной мысли и др.), происхождению, хронологии. Наиболее распространена классификация по типам и видам: летописи, акты, нормативные документы (положения, указы), делопроизводственные документы. Статистические материалы, политические сочинения и публицистика, периодика, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка), художественная литература, научные труды.
Фонические источники, это тип исторических источников, в которых информация выражена в форме звуков человеческой речи, музыки, шумов и пр. Сохранению фонических источников в значительной степени способствовало коллекционирование звукозаписей (филофония) и собирание их музеями (музыкальными, театров, историческими, естественно-научными и др.), в которых они хранятся в виде коллекций фономатериалов.
Определяющую роль в фондах музея играют музейные предметы, относящиеся к разным типам источников, соотношение которых зависит от принадлежности музея к определенному профилю и его конкретной специфике.
Музейный предмет - это предмет, хранящийся в музее. Предметы музейного значения, т.е. вещи, документы, произведения искусства, обладающие музейной ценностью, должны отвечать ряду требований. В соответствии с этим принято выделять общие свойства предметов, иными словами, их характеристики с точки зрения возможности последующего музейного использования. Наибольшее значение имеют такие свойства, как информативность, аттрактивность и экспрессивность, - они являются непременными качествами музейного предмета.
Важнейшее из свойств - информативность предполагает способность предмета выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, явлениях природы, культуры. Наряду с документами, специально предназначенными для хранения и передачи информации, высокой информативностью могут обладать и произведения искусства, предметы быта, орудия производства, в том числе и современного.
С информативностью тесно связано такое свойство музейного предмета, как репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов.
Аттрактивность основывается на внешних признаках предмета и является выражением его способности привлекать внимание посетителей. Её источниками могут быть необычная форма, цвет, размер, эстетические особенности предмета.
Экспрессивность характеризует эмоциональное воздействие предмета на человека. Экспрессивны в первую очередь мемориальные материалы - личные вещи известного писателя, костюм выдающегося актера и т.д.
Информативность, аттрактивность, экспрессивность характеризуют содержание, внешние особенности, ценностное восприятие предмета. Тем не менее они не исчерпывают всех отличительных признаков предметов музейного значения. К их числу необходимо отнести подлинность, сохранность, понимаемую не только как состояние предмета в момент поступления в музей, но и как способность сохраняться длительное время, коллекционность - связь с другими предметами музейного собрания в соответствии с профилем музея.
Наряду с общими свойствами каждому предмету присущи конкретные признаки. Это материал, форма, размеры, назначение, устройство, техника и время изготовления и т.д.
Выявление перечисленных признаков происходит в процессе научной обработки музейных коллекций. Благодаря этой деятельности музейные предметы, коллекции, собрания и в целом музейный фонд страны становится частью национального культурного достояния. Этому превращению предшествует долгий путь от среды бытования, места находки или первоначального хранения предмета музейного значения, обнаруженного в ходе сбора материалов, закупленного музеем у частного лица или полученного в дар. Музейный предмет, пройдя реставрацию, научную обработку, после ряда учетно-хранительских операций включают в состав музейного собрания.
Типовые и уникальные музейные предметы.Типовые - это предметы, отражающие типичные явления и обладающие свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Это м. б. предметы серийного производства, типовые документы, или те, которые хранятся в музее в большом количестве, например, каменные орудия труда неолитического периода. Уникальными называются предметы, которые отражают типовые явления, но сохранились в единственном числе или в очень небольшом количестве. Уникальными считаются своеобразные и неповторимые предметы, как, например, произведения искусства, памятники письменности, уникальные приборы, мемориальные предметы и др. Среди мемориальных предметов выделяют группу реликвии(особо почитаемые о выдающемся человеке или событии).
Совокупность музейных предметов, связанных общностью или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музейной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам - по типам источников, по происхождению, по содержанию. Систематические коллекции состоят их предметов одного типа, сгруппированные по определенному признаку классификации - по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регионам, этническим группам и т.д. (коллекции живописи, книг, сельскохозяйственных орудий и др.). Тематические коллекции объединяют предметы разных типов, которые в своей совокупности раскрывают определенною тему. Мемориальная коллекция связана с определенным человеком или историческим событием. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией. Совокупность музейных коллекций называется музейным собранием.