Международные и российские туристские организации
Международные организации служат связью между государствами. Правовое регулирование международного туризма осуществляется прежде всего в рамках ООН, задача кот.: налаживание сотрудничества в решении проблем эконом., соц., культурного и гуманитарного характера. Все организации, действующие на рынке туризма можно разделить на правительственные (созданы правительствами различных стран и обладающие государственные полномочиями) и неправительственные (общественные организации и ассоциации, учредителей не менее 3-х, общие цели и интересы).
ВТО (1970г.). Организация межправительственного характера, более 100 стран, правительственные и неправительственные организации в качестве наблюдателей. Цель: поощрение и развитие туризма (мир, прогресс, соблюдение прав человека). ВТО - более оперативный, чем совещательный, орган. В его обязанности входят оказание помощи странам-членам этой организации, исследовательская работа, состоящая из семи основных сфер исследований (тренды мирового туризма; туристские рынки; предприятия и их оснащенность; планирование и развитие туризма; экономический и финансовый анализ; воздействие туризма; предоставление его за рубежом); обеспечение статистической информацией; гармонизация политик, проводимых разными странами; оказание помощи странам-участницам при максимизации положительного воздействия туризма на их экономику; спонсирование образования и повышения квалификации и т.д. Руководящие органы: высший орган Генеральная ассамблея – сессия 1р/год (решает приём и выход из ВТО, общее направление деятельности, фин. правила); Исполнительный совет (20-30 стран на 4 года, встреча 2р/год, Россия 2001г., выполнение резолюций Ген. ас.); Секретариат 985 международных представителей).
Структура ВТО включает: Генеральную ассамблею, Исполнительный совет, Генеральный секретариат, Региональный комитет, Комитет присоединившихся членов, а также различные комиссии и специализированные комитеты.
Генеральная ассамблея - принудительный орган организации, состоящий из делегатов от обычных и ассоциированных членов. Они встречаются два раза в год для принятия бюджета организации и разных рекомендаций. Решения принимаются двумя третями голосов. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий: для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока. Эти организации призваны проводить рекомендации ассамблеи в подответственные им регионы и поощрять внутрирегиональный туризм.
Исполнительный совет объединяет 20 обычных стран-членов, выбранных на ассамблее. Они встречаются дважды в год и разрабатывают необходимые меры для выполнения резолюций, принятых Генеральной ассамблеей. Они исполняют и контролируют бюджет организации. В рамках Исполнительного совета существуют четыре вспомогательных комитета: технический комитет по программам и координации, комитет по финансам и бюджету, комитет по окружающей среде, комитет по упрощению. Последний разрабатывает меры, которые упрощают таможенные правила, полицейский контроль и контроль за здоровьем.
Генеральный секретариат состоит из генерального секретаря и персонала 85 международных представителей; он базируется в Мадриде. Генеральный секретарь применяет директивы ассамблеи и совета. Являясь главой секретариата, он управляет деятельностью организации, представляет программу взаимоотношений с правительствами стран-участниц, управляет счетами совета. Его избирают по рекомендации совета двумя третями голосов на четыре года. Однако согласно 22-й статье Устава ВТО мандат генерального секретаря может быть продлен.
Комитет присоединившихся членов организован рабочими группами: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и занятость, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. Европейская комиссия путешествий была создана национальными туристскими организациями европейских государств как неприбыльная организация в 1948 г. и объединяет 21 страну. Ее работу поддерживает Европейский союз, который рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение. Цель комиссии состоит в:
• благоприятствовании кооперированию международного туризма в Европе;
• проведении исследований;
• обмене информацией при проектировании развития туризма и маркетинговых схем;
• продвижении туристского продукта в других странах Европы и европейского туристского продукта в странах мира, особенно в Северной Америке и Японии
Большинство стран имеет свои национальные туристские организации. Некоторые из них, например во Франции и Испании, входят в правительство, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются им централизованными финансовыми вливаниями, как в Великобритании (более подробно о НТО этих стран говорится дальше). Администрация путешествий и туризма США поддерживается федеральным правительством, но большинство обязанностей по маркетингу и развитию ложится на плечи отдельных штатов. Организация финансируется за счет ежегодных федеральных кредитов в размере 17,5 млн долл. и партнерских взносов частного сектора в 20 млн долл. Эта организация представляет США в ВТО, и на нее возлагаются следующие обязанности:
• стимулирование путешествий в США;
• сокращение преград развитию туризма;
• поощрение дешевых туров и услуг;
• сбор туристской информации.
Как правило, в туристских государствах создаются министерства по туризму, особенно в островных странах. Однако некоторые из них имеют либо государственный департамент по туризму, который подчиняется Министерству экономики, либо департамент внешней торговли, либо, наконец, туристский отдел в рамках Министерства по делам молодежи, спорта и развлечений. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. Случается и так, что обязанности по развитию туризма делят между собой федеральное правительство и управление территориальным образованием.
В некоторых странах национальные туристские организации являются частными со своим уставом. Их доход образуется из различных ресурсов. Присутствие этих организаций зависит от спроса на их услуги на рынке. Но здесь иногда возникает вопрос: как НТО заниматься коммерческой деятельностью? В этой связи могут возникнуть недопонимание частного сектора и обвинения НТО в недобросовестной конкуренции, так как они финансируются без налогообложения. Учитывая данную ситуацию, многие страны ввели специальные налоги на частный сектор для поддержки работы НТО. Структура НТО зависит от ее обязанностей. Согласно рекомендациям ВТО эти обязанности следующие:
• представление правительственных интересов по туризму в международном масштабе; заключение двусторонних и многосторонних соглашений с целью увеличения туристских потоков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимизация туристских национальных ресурсов; привлечение технического и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование; поддержка технологической сделки (например, в гостиницах и местах зимнего спорта);
• организация туристских услуг в национальном и международном масштабах;
• планирование и развитие туризма (составление плана развития туризма);
• регулирование и контроль предприятий, включенных в туризм (регулирование и правовое обеспечение в гостиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);
• публикация статистики, обзоров, исследования рынка (изучение мнений, исследование поведения потребителей);
• сбыт туристских продуктов в других странах (создание туристских агентств за рубежом для обеспечения информацией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводителей и специальной туристской информации);
• продвижение иностранных туристских центров дома (кампания в прессе, на радио, телевидении);
• деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;
• создание структур по приему гостей и обеспечению туристской информацией (специальные полицейские инструкции были составлены в 19 странах для помощи гостям);
• обеспечение профессиональной подготовки в туризме (курсы, семинары, учебные программы);
• защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампании по защите культуры и искусства;
• охрана окружающей среды (проведение кампаний по охране природы, парков отдыха, естественных ресурсов).
Международная организация гражданской авиации (188 государств). Цели и задачи: обеспечение развития авиации во всём мире; поощрение конструирования и эксплуатации воздушных судов, трасс, аэропортов, аэронавигационных средств; удовлетворение в безопасном, регулярном и эффективном воздушном транспорте; обеспечение безопасности полётов). Ассамблея государств ( определение направлений деятельности, избрание совета, определение шкалы взносов стран, утверждение бюджета), Совет (исполнение решений ассамблеи, распоряжение деньгами, осуществление авиационных соглашений, утверждение международных стандартов), Секретариат (обеспечивает работу ассамблеи и совета).
Международная ассоциация воздушного транспорта (объединение авиакомпаний для совместной работы по повышению безопасности полётов, надёжности и экономической эффективности) IATA — международная неправительственная организация. Была организована в Гаване (Куба) в апреле 1945 г. Цель организации заключалась в объединении авиакомпаний для совместной работы по повышению безопасности полетов, надежности авиатехники и экономической эффективности. Деятельность ее финансируется в основном за счет членских взносов авиакомпаний. Штаб-квартира IATA находится в Монреале (Канада). Сегодня IATA насчитывает 230 членов (более 130 стран мира). Две российские авиакомпании («Аэрофлот — Российские международные авиалинии» и «Трансаэро») сравнительно недавно также стали членами IATA. Специализированные туристские организации (в основном носят региональный характер П: Арабский союз, Международная ассоциация научных экспертов по туризму, Ассоциация британских туристских агентств, Всемирная федерация туристских агентств).
Международная конфедерация студенческого туризма (знания, скидки, поощрения)
Ассоциации и турклубы (задача: создание для своих членов насыщенного информационного поля, кот. они могут использовать в повседневной практике, в рамках кот. можно обмениваться знаниями и делиться ноу-хау).
В России активно действуют неправительственные общественные туристские организации (задачи: создание инфраструктуры туризма, влияние на разработку законов, внедрение международных стандартов обслуживания, продвижение российского турпродукта на зарубежные рынки).
Кроме того, есть много региональных организаций, таких, как Европейская комиссия путешествий (ЕТК), Азиатско-Тихоокеанская ассоциация путешествий (РАТА), Карибская туристская организация и др. Их усилия в основном направлены на маркетинг, продвижение и предоставление технической помощи.
Национальные организации РФ по туризму:«Российский союз туриндустрии»Является некоммерческой организацией, объединяющей турфирмы, гостиницы, санатории, страховые, транспортные, юридические, консалтинговые, аудиторские, компьютерные компании, банки, СМИ и другие предприятия, так или иначе имеющие отношение к индустрии туризма. РСТ стоит на защите корпоративных интересов своих членов (сегодня их насчитывается около 700), осуществляет лоббирование и пропаганду тур отрасли. Своей важнейшей задачей союз ставит создание в стране цивилизованного тур рынка. Специалисты РСТ внесли непосредственный вклад в разработку единой общероссийской формы путевки «Тур-1».«Ассоциация делового туризма»Неправительственное, некоммерческое объединение фирм, организаций и компаний – субъектов рынка делового туризма в России – созданная в январе 2000 г. Одно из важнейших направлений деятельности – разработка новых программ, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, взаимною поддержку субъектов рынка деловых поездок и услуг, развитие въездного делового туризма.«Российская ассоциация социального туризма»Одна из немногих, если не единственная организация в наше время, деятельность которой направлена на социальную защиту населения, и, прежде всего – пенсионеров, студентов и т.д.«Ассоциации содействия туристским технологиям»Была организована в 1999 г., как объединение специалистов в области туризма и технологий. Оказывается помощь в виде консультаций по любым вопросам использования современных цифровых технологий в туризме, а также предлагаются готовые решения, проверенные на практике. Основная цель – подготовить участников тур рынка к внедрению и эффективному использованию современных средств ведения бизнеса. Главной задачей деятельности АСТТ является пропаганда и популяризация информационных технологий, оказание помощи турфирмам в обеспечении специализированными программами, содействие развитию в области информационного пространства.
Существует ряд региональных общественных организаций по туризму. Вот некоторые из них: Московская ассоциация туристских агентств (МАТА), Московская ассоциация гостиниц и туристских организаций (Мостуротель), Сибирская Байкальская ассоциация туризма (СБАТ), Уральская ассоциация туризма. «Уральская ассоциация туризма» Создана в целях координации деятельности, обеспечения защиты своих прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. «Российская гостиничная ассоциация» Создана в 1997 году. Ее учредителями являются ведущие гостиницы Москвы, Санкт – Петербурга, других регионов. Цели: содействие повышению престижа и развития отечественной гостиничной индустрии, гостиничных предприятий и рынка гостиничных и сопряженных с ними услуг, активному продвижению их на российский и зарубежные рынки; установление и поддержание внутрикорпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов; участие в разработке и реализации национальных и международных программ и проектов в гостиничной сфере.
3 подхода регулирования тур-ма на гос уровне: не регулируется на гос уровне (высоко или низко, США), специализ министрерства тур-ма (Египет, турция), смешанные, союз. Комитеты( культ-тур-ма в екатеринбурге).