Тема 5. Международные туристские объединения и организации

Многие проблемы международного туризма решаются в настоящее время на межгосударственном уровне. Туристские связи выступают неотъемлемой частью международных отношений и стали объектом внимания, как национальных правительств, так и разнообразных международных организаций. Туристские услуги сегодня занимает одно из первых мест на международном рынке услуг.

Развитие международного туризма в значительной степени зависит от социально-политической стабильности в мире и от государственной политики в области туризма (упрощение туристских формальностей, экономическо-политические меры, стимулирующие или замедляющие его развитие и т.д.), деятельности международных межгосударственных и неправительственных организаций, нацеленных на создание наиболее благоприятных условий туристской активности как со стороны производителей, так и потребителей услуг индустрии гостеприимства.

По некоторым оценкам, в мире насчитывается свыше 200 международных организаций, прямо или косвенно связанных с туризмом. Они характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга статусом, формами, целями, кругом решаемых задач. Это ассоциации, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы, академии, общества, лиги, клубы, центры, институты.

Организация Объединенных Наций и развитие туризма в мире

Организация Объединенных Наций (ООН), наиболее универсальная и представительная по охвату входящих в нее стран. ООН была создана в 1945 г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого странами – участницами Сан-Францисской конференции.

Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма. В рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. ООН призвана способствовать эффективному взаимодействию стран в развитии туризма в мире и координировать усилия национальных правительств и неправительственных структур в расширении такого взаимодействия. Одной из эффективных форм подобной координации является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по:

 упрощению туристских формальностей;

 правовому регулированию положения иностранных туристов;

 обеспечению безопасности туристов и их имущества;

 техническому сотрудничеству в области международного туризма.

Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и вспомогательные, в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального туризма.

Большую роль в правовом регулировании международного туризма играет Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который явился инициатором созыва в рамках ООН специализированных международных дипломатических конференций по вопросам развития туризма. Именно по инициативе ЭКОСОС созваны Конференция ООН по таможенным формальностям (1954 г.) и Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме (1963 г.).

В рамках ЭКОСОС необходимо выделить Статистическую комиссию в области туризма, которая разрабатывает стандартные определения и классификации статистики туризма. В сферу ее деятельности наряду с разработкой стандартных определений и классификаций входит также принятие резолюций по вопросам стандартизации определений и терминологии (в частности, терминов «временный посетитель», «турист», «экскурсант»), унификации классификаций, выработки единой методологии статистики туризма и т.д.

В рамках ООН действует пять региональных комиссий, сформированных по географическому принципу, каждая из которых в определенной степени связана с обеспечением поддержки развития международного туризма. В число этих комиссий входят: Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК), Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).

Одним из направлений деятельности этих комиссий является развитие международного туризма в соответствующем регионе как в практическом и организационном, так и в исследовательском аспектах.

В ряду региональных комиссий ООН следует особо выделить Европейскую экономическую комиссию (ЕЭК). ЕЭК обсуждаются конкретные вопросы туристской деятельности, в том числе развития и совершенствования сферы туристских услуг; формирования финансовых стимулов для развития туризма; контроля операций и формулирования политики авиакомпаний, судоходных и автодорожных компаний и агентств, занимающихся обслуживанием туристов; таможенных формальностей в отношении туристов как въезжающих из-за границы, так и выезжающих.

Важный вклад в гармоничное развитие туризма вносит деятельность многочисленных специализированных организаций системы ООН, таких как Международная организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), международная морская организация (ММО), Международная Организация Гражданской Авиации (МКАО) и др. Каждая из этих организация не имеет в качестве основной цели развитие туризма, но в рамках своих функций способствует беспрепятственному и комфортному перемещению туристов из региона в регион, координации участников туристского рынка, охране их здоровья, защите интересов и прав туристов, перемещающихся в другие страны с различными целями.

Роль Всемирной туристской организации

в развитии современного туризма

Ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий в мире является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 г. – ЮНВТО - UNWTO), в настоящее время являющаяся специализированным учреждением ООН.

Всемирная туристская организация была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге, после Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций. В мае 1974 г. Международный союз официальных туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой прошла в Мадриде в 1975 г. Именно этот год считается годом основания Всемирной туристской организации в ее теперешнем статусе. В 2003 г. ЮНВТО получила статус специализированного учреждения ООН (Всемирная туристская организация Объединенных наций).

С самого начала работы Организации число членов ЮНВТО и ее роль в мировом туризме продолжали расти. В 2011 г. в ее состав входит 155 государства и 7 территорий - постоянных и ассоциированных членов, а также около 300 присоединившихся членов, представляющих туристские администрации, туристские ассоциации, предприятия частного сектора - авиаперевозчики и другие транспортные предприятия, отели и рестораны, туроператоры и турагентства, а также учебные заведения туристского профессионального образования и др. Штаб-квартира ЮНВТО находится в Мадриде (Испания). Российская Федерация входит в состав Всемирной туристской организации с 1975 г.

Основной задачей ЮНВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии».

Устав ЮНВТО является открытым и предусматривает три категории членства: действительные, ассоциированные и присоединившиеся члены. Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется всем территориям или группам территорий, не являющихся ответственными за осуществление своих внешних сношений. Статус присоединившихся членов предоставляется международным организациям, как межправительственным, так и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых находится в рамках целей, предусмотренных ЮНВТО, и осуществление которой составляет ее компетенцию.

Высшим органом управления ЮНВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. В состав руководящих органов входит Исполнительный совет и Секретариат. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий для: Европы, Африки, Америки, Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Азии и района Тихого океана, а также Международный высший учебный центр по туризму. Под эгидой организации разработана методология подготовки планов туристского развития, как на национальном, так и на межрегиональном уровнях. На ее основе разработана методика, используемая в различных странах при подготовке планов развития туризма. Перед комиссиями поставлена задача проведения в жизнь рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов.

Исполнительный Совет ЮНВТО состоит из действительных членов, избираемых Генеральной ассамблеей по принципу: один на каждые пять действительных членов. При этом соблюдается принцип справедливого географического представительства. При Совете учрежден ряд вспомогательных органов для решения важнейших проблем: комитет по упрощению туристских формальностей, бюджетно-финансовый комитет, комитет по окружающей среде и технический комитет по программам и координации. Совет работает в период между сессиями ассамблеи и принимает необходимые решения по административным и техническим вопросам в пределах функций и финансовых возможностей организации. Бюджет ЮНВТО финансируется взносами ее членов. Шкала взносов определяется на основе уровня экономического развития и значения туризма для каждой страны.

Выработка единой стратегии развития индустрии туризма в рамках ЮНВТО с социально-экономической точки зрения предусматривает:

 планирование развития индустрии туризма;

 анализ проблем и государственной политики, связанной с географическим распределением туризма и отдыха в странах-членах ЮНВТО;

 разработка национальных и региональных планов использования земли;

 анализ взаимосвязей развития индустрии туризма и регионального планирования с учетом увязки различных потребностей в ресурсах и интересов всего человечества в целом;

 учет экологических последствий развития индустрии туризма;

 учет социальных последствий развития туризма;

 разработка общей стратегии и программных мер по осуществлению планов развития туризма.

Большое внимание ЮНВТО уделяется методам разработки и общей стратегии планов устойчивого развития туризма в различных странах и регионах, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфраструктуры, с правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха, созданием национальных парков и заповедников и т.д.

Среди принятых ЮНВТО документов особое значение имеют Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), Хартия туризма и Кодекс туриста (1985 г.), Гаагская декларация по туризму (1989 г.), Глобальный этический кодекс туризма (1999 г.), Осакская декларация по туризму (1994 г.), Осакская декларация тыс.елетия (2001 г.). В 2005 г. ЮНВТО был принят документ «Ответственный турист и путешественник» и ряд других документов.

В 1999 г. Генеральной ассамблеей ЮНВТО был принят Глобальный этический кодекс туризма, который был утвержден утвержденный специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2001 г. Этот кодекс содержит план из десяти пунктов, направленный на сохранение ресурсов, от которых зависит развитие туризма, и на обеспечение справедливого распределения экономических преимуществ от туризма. Кодекс опирается на принципы устойчивого развития, которые лежат в основе всех программ ЮНВТО, и особо подчеркивает необходимость привлечения местных сообществ к процессам планирования, управления и контроля за развитием туризма. Он включает «условия игры» для туристских центров, правительств, туроператоров, турагентов, работников и предпринимателей в сфере туризма, а также для самих путешественников. Десятая статья посвящена вопросу реализации Кодекса через деятельность Всемирного комитета по туристской этике.

Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации приняла в 1980 г. решение отмечать 27 сентября (дата принятия Устава ВТО в 1970 г.) как Всемирный день туризма, ежегодно провозглашается девиз праздника. Так, например, в 2002 г. – это был девиз «Экотуризм – ключ к устойчивому развитию», в 2003 г. – «Туризм – мощный фактор борьбы с бедностью, создания рабочих мест и обеспечения социальной гармонии», в 2006 г. – «Туризм обогащает», в 2009 г. – «Туризм – торжество разнообразия». Эти программы прямо и косвенно способствовали становлению системы правового регулирования международного сотрудничества как государств, так и международных организаций в области туризма.

Значение Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) для развития туризма

В своей деятельности по вопросам торговли туристскими услугами ЮНВТО тесно сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организацией (ВТО), созданной в 1995 г. Задача Организации состоит в том, чтобы связать правила и положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) с мерами по либерализации торговли туристскими услугами для оказания помощи странам-членам в принятии и проведении грамотной торговой политики и обеспечить вклад туристского сектора в устойчивое развитие туризма, особенно, в отношении наименее развитых стран.

Всемирная торговая организация (ВТО) регламентирует тарифную и торговую политику стран - участниц ВТО на принципах многосторонности внешней торговли, применения общего режима наибольшего благоприятствования, снижения таможенных пошлин и устранения других барьеров в торговле, взаимности уступок. Нормы ВТО распространяются на международный туризм как форму внешнеторговой деятельности.

Дальнейшей либерализации торговых отношений в сфере туризма способствовало подписание Генерального соглашения по торговле услугами, расширяющего доступ на рынки услуг, в том числе туристских.

Основная идея ГАТС состоит в выработке и принятии многосторонних правил, направленных на либерализацию торговли услугами, ГАТС устанавливает правила и процедуры применения допускаемых ограничений в торговле услугами.

Международные правительственные и неправительственные организации, включенные в процесс развития туризма в мире

Помимо перечисленных, к международным организациям, непосредственно включенным в процессы развития туризма, относятся объединения общественного содействия туризму, научные, журналистские, специализированные и т.д. Среди этих организаций выделим следующие:

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) с

1980 г. является международным форумом лидеров туриндустрии и представителей деловых кругов в сфере туризма и путешествий. В состав WTTC входят первые лица более ста ведущих компаний со всего мира. WTTC обладает уникальным видением и влиянием на все аспекты, связанные с туристической индустрией. WTTC стремится к тому, чтобы индустрия туризма и путешествий воспринималась во всем мире как одно из основных направлений экономики.

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (WATA) - международная туристская организация, объединяющая в качестве действительных членов национальные туристские ассоциации и организации, в качестве ассоциированных членов — туристские агентства, гостиницы, транспортные предприятия, учебные заведения. Задачей организации является максимальная поддержка престижа всех категорий профессий туристского агента на международном уровне в экономической, юридической и социальной областях. Практическая деятельность федерации заключается в координации деятельности рабочих групп по таким вопросам, как автоматизация, гостиничное хозяйство, транспорт, профессиональная подготовка, юридическая поддержка, страхование туристов и т.д. Членами федерации являются около 80 национальных ассоциаций и организаций и около 1400 индивидуальных членов, представляющих более 80 стран мира, к их числу относятся Американское общество туристских агентств (АСТА), Ассоциация британских турагентств (АБТА), Ассоциация немецких бюро путешествий, Союз ассоциаций туристских бюро северных стран, фирма «Томас Кук и сын» и др.

Объединение «Международный туристский альянс» (AIT) включает в себя туристские клубы и автомобильные ассоциации. Альянс объединяет в настоящее время более 140 организаций с общим количеством около 60 млн членов из 84 стран мира. Целью создания организации является развитие всех видов туризма, и в первую очередь автомобильного. Члены объединения занимаются организацией семинаров и совещаний по проблемам совершенствования обслуживания автотуристов, упрощением таможенных формальностей, благоустройством дорог и автотрасс, оказанием юридической помощи и страхованием.

Международная ассоциация по конгрессам и съездам (ICCA) международная туристская организация, объединяющая турагентства, конгресс-центры, гостиницы и транспортные предприятия. Основная цель - развитие конгрессного туризма.

Международная гостиничная ассоциация объединяет предпринимателей гостиничного бизнеса разных стран в целях развития их сотрудничества в вопросах повышения качества услуг, внедрения современных технологий и стандартов обслуживания, повышения профессионализма гостиничного персонала и др.

Международная федерация кемпингов и караванингов, членами которой являются национальные федерации и ассоциации кемпингов и караванингов. При Федерации существуют Центр туристской информации и ряд специализированных комиссий. Ежегодно проводятся авторалли.

Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ) способствует налаживанию научных контактов между специалистами, занимающимися разработкой проблем международного туризма, а также оказывает содействие научным центрам по туризму, организует научные съезды, конференции и т.д.

Международная ассоциация гидов по сопровождению (1961 г.) была создана с целью развития профессионального мастерства гидов, сопровождающих туристов (туристского эскорта). Задачей организации является оказание юридической помощи этой категории работников и защита их интересов. В ассоциации насчитывается более 2 тыс. членов, которые представляют около 45 стран.

Международная федерация журналистов и писателей по туризму (FIJET) была создана в 1954 г. и объединяет национальные ассоциации и союзы журналистов и писателей, занимающихся проблемами путешествий и международного туризма. Цели организации - пропаганда гуманистических принципов международного туризма, развитие дружественных деловых контактов между журналистами и писателями, защита их профессиональных интересов.

Выделяются специализированные международные туристские организации – это группа международных организаций по различным видам туризма: социальному, деловому, экологическому, молодежному и др. Среди них можно назвать Международное бюро по социальному туризму (БИТС), Международную ассоциацию по социальному туризму и отдыху (МАСТОТ), Федерацию международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО), Международное бюро по молодежному туризму и обменам, Международную ассоциацию по туризму с деловыми целями (ИБТА) и многие другие.

Помимо международных транснациональных туристских организаций и объединений существуют региональные международные туристские организации и объединения. В Европейском регионе зарегистрированы разнообразные туристские объединения. Среди этих объединений следует назвать такие как Группа поддержки и развития туризма в Европе, созданная в 1983 г. по инициативе Европейской туристской комиссии с целью расширения туристских связей в Европе, эта группа является органом технического взаимодействия, кооперации и сотрудничества секторов туристской индустрии. Кроме того, в этом регионе действует Европейская туристская комиссия (ETC), создана в 1948 г. Ее членами являются национальные туристские организации 23 европейских стран. Цель организации – способствовать развитию иностранного туризма в Европу, особенно из США, Канады, Японии, а также внутриевропейского туризма.

Помимо названных организаций в Европе функционируют Европейская организация рекреации и отдыха (1972 г.), Европейская ассоциация пешеходного туризма (1969 г.), Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963), Федерация ассоциаций скандинавских туристских агентств (1939 г.) и др. В Совете Европы создан подкомитет по развитию туризма, существует аналогичная структура и в Европейской комиссии (Европейская комиссия путешествий (ЕТК)). Действует Европейская сеть путешествий (ETN – EuropeanTravelNetwork), которая представляет собой консорциум 250 независимых туристских агентств.

Наиболее представительной региональной международной туристской организацией общего профиля является Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА). Миссия ПАТА определена как «три Пи» — позиционирование, продвижение и защита (Position, PromoteandProtect) туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Помимо этого в 1950 г. создан Азиатский институт по туризму с целью подготовки профессиональных кадров в области туризма для стран Азии и Тихого океана, содействия развитию туризма в странах региона, а также проведения научно-исследовательской деятельности в этой сфере. Помимо данной организации в этом регионе существуют Азиатско-Австралийская гостиничная и ресторанная ассоциация, Ассоциация по туризму стран-членов АСЕАН, Студенческая туристская ассоциация азиатских стран, Туристская организация стран Азии и Тихого океана и др.

К числу объединений Американского региона относятся Конференция туристских организаций Латинской Америки - региональная туристская организация стран Латинской Америки, Главная задача — объединение деятельности всех туристских предприятий и национальных ассоциаций в целях развития туристской индустрии Латинской Америки. Помимо этого в регионе действуют Межамериканская федерация путешествий и автоклубов, Межамериканская гостиничная ассоциация и Совет по туризму Центральной Америки и др. Существуют объединения Африканского региона (Африканская туристская ассоциация, Организация по развитию туризма в Африке и др.), Арабского региона (Арабская туристская организация, Арабский туристский союз, Арабская федерация ассоциаций туристских агентств и др.).

Важную роль на территории стран-членов СНГ играет международная региональная туристская организация - Ассоциация туристских организаций «ЕвроАзия». Эта Ассоциация созданная в 1992 г., в настоящее время, ассоциация насчитывает 106 постоянных членов из 11 стран СНГ. Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристского пространства СНГ. Помимо этой организации страны-члены СНГ создали Совет по туризму государств – участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма. Совет по туризму выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ. Его деятельность направлена на расширение экономических и культурных связей между государствами Содружества в рамках мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях, и активно способствует созданию благоприятных условий для развития туризма.

Особые международные туристские организации имеют разный профиль и выполняют специфические функции. Одни из них отвечают за научные исследования в туризме, другие — за подготовку туристских кадров, третьи представляют собой профессиональные объединения работников индустрии туризма и т.д. В эту группу международных организаций входят Международная академия туризма (АКИТ), Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (АИЕСТ), Всемирная ассоциация по профессиональному обучению в сфере туризма (АМФОРТ), Международный клуб знаменитых путешественников (КИГВ), Международная ассоциация конгрессных переводчиков (АИИК), Международный форум адвокатов по туризму и путешествиям (ИФТТА) и многие другие.


Тема 6. Особенности туризма как объекта управления.

Принципы и модели управления туризмом

Туризм, являясь составной частью социальной сферы того или иного региона, предполагает создание территориально-отраслевой структуры управления.

Процесс управления сферой туризма также предполагает выделение 3 уровней управления в стране: местного, регионального и федерального.

Для достижения целей туристской политики необходимо наличие официальной управленческой структуры, которая обеспечивает динамичное развитие туризма. В этих целях либо используются уже существующие органы власти, либо, если это необходимо, создаются специальные вспомогательные органы. Кроме исполнительных органов власти в регионе могут существовать общественные туристские организации или консультативные комиссии, состоящие из специалистов в различных областях, связанных с путешествиями – транспортом, здравоохранением, социальным страхованием и т.д.

Приоритеты, принципы, цели и задачи региональной туристской политики, а также условия их реализации определяются в рамках таких документов, как концепция и программа развития туризма в соответствующем регионе. В процессе разработки региональной программы учету подлежит вся совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих приоритеты и перспективы развития туризма на данной территории.

Туризм, в соответствии с рекомендациями ЮНВТО, следует рассматривать с точки зрения развития и управления на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, с учетом применения основных принципов планирования. Управление туризмом на основе планирования может создавать экономические, социальные и экологические преимущества, не вызывая деградации туристских ресурсов, сохраняя их для использования в будущем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов развития дестинации можно выделить пять основополагающих принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности дестинации (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное и тактическое планирование).

Стратегическое планирование является связующим звеном между основополагающей стратегией и краткосрочным, детальным планированием. Сущность понятия «стратегическое планирование» состоит в разработке целевых ориентиров развития туризма на конкретной территории и определении необходимых для их достижения ресурсов, формирования политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов.

Планирование в индустрии туризма зародилось в Европе в начале 60-х гг. XX века. Следует отметить, что планирование в туризме всегда имеет территориальную привязку к определенному географическому пространству. Сущность планирования в туризме заключается в создании определенных условий в дестинации, используя инфраструктуру и туристские другие ресурсы.

Генезис формирования национальной системы управления туризмом

В 2005 г. в целях систематизации и регламентации деятельности в области туризма и рекреации Правительством РФ было принято Положение о Федеральном агентстве по туризму. В соответствии с данным Положением (№0081 от 13.01.2005 г.), Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Руководство деятельностью Федерального агентства по туризму осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

• Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:

5.3.1. реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

5.3.2. информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

5.3.3. осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

5.3.4. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;

5.3.5. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Агентству;

5.3.6. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5.3.7. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

5.3.8. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;

5.3.9. создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

5.3.10. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.3.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.3.12. обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

5.3.13. организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.3.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.3.15. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

5.3.15.1. реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

5.3.16. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Задача формирования и проведения туристской политики является актуальной и объективно необходимой для России в новых экономических условиях. Сущность государственной политики в области туризма и рекреации выражается в ее целях, средствах, механизмах выработки и реализации. Основной задачей государства в рамках проводимой им политики в данной сфере является учет, согласование и реализация интересов субъектов туристской индустрии и населения.

Государственную политику в области туризма и рекреации проводят органы государства, в компетенции которых находятся вопросы, прямо или косвенно связанные с экономическими аспектами туризма, которые представляют собой субъекты управления. В качестве объектов управления при этом выступают хозяйствующие субъекты, а также различные экономические процессы.

Итак, важными направлениями государственного регулирования в области организации рекреационной деятельности являются:

 принятие законодательных актов, регулирующих деятельность туристско-рекреационного комплекса страны;

 разработка нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную, финансовую и налоговую помощь предприятиям туристско-рекреационного комплекса;

 создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма.

Основным документом, регламентирующим туристскую деятельность в РФ, является Федеральный Закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят Государственной думой 04 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 1996 г.).

Указанный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регламентирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествия, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ. Закон, таким образом, призван регулировать отношения между туристом и туристской организацией, определять права, обязанности и ответственность сторон.

В феврале 2007 г. был утвержден Федеральный Закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В данном случае изменения были связаны с уточнением понятийного аппарата, введением механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров и Единого федерального реестра туроператоров. В соответствии с законом осуществление туроператорской деятельности на территории России допускается юридическим лицам при наличии у них договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по такому договору (финансовое обеспечение). Раз

Наши рекомендации