Международные туристские организации

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития междуна­родного туризма. В их число входят:

специализированные организации в системе ООН;

организации в системе ООН, занимающиеся вопросами ме­ждународного туризма эпизодически;

неправительственные специализированные организации по международному туризму;

региональные и национальные организации по туризму.

Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация(World Tourism Organisation, WTO), основанная в 1975 г. Ее особый статус в систе­ме ООН основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимо­отношениях между Всемирной туристской организацией (ВТО) и Ассамблеей Объединенных Наций, одобренном Экономиче­ским и Социальным Советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом на ВТО возлагаются ответственность и функ­ции центрального руководящего органа в сфере туризма.

ВТО по сути дела является единственной межправительст­венной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма. Ее создание означало признание не только экономиче­ского, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ВТО явля­ются английский, испанский, русский и французский.

Цели, характер, организационная структура и функции ВТО определены ее Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день ту­ризма, ежегодно проводимый под определенным девизом.

Основными целями ВТО являются:

· поощрение и развитие туризма как средства, содействующего экономическому развитию, укреплению мира, процвета­нию, повышению взаимопонимания между народами, все­общему уважению и соблюдению прав человека и фундамен­тальных свобод без различия расы, пола, языка и религии;

· соблюдение интересов развивающихся стран в области ту­ризма.

Устав ВТО предусматривает три уровня членства:

· действительные (полноправные) члены;

· ассоциированные члены;

· присоединившиеся члены.

Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств, которые ратифицировали или согласились с уставом ВТО. Ассоциированными членами могут быть любые террито­риальные формирования, не несущие самостоятельной ответст­венности за свою внешнюю политику. Статус присоединивших­ся членов предоставляется международным организациям (как межправительственным, так и неправительственным), имею­щим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и объединениям, деятельность которых связана с задачами и полномочиями ВТО (например, авиакомпаниям, турагентствам, гостиничным и ресторанным цепям, банкам, ис-. следовательским институтам, учебным заведениям и др.). Эти учреждения объединены в Комитет присоединившихся членов. Его функционирование обеспечивается деятельностью рабочих групп по следующим направлениям: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. В на­стоящее время в ВТО входит более 140 действительных, 4 ассо­циированных (Аруба, Макао, Нидерландские Антильские Ост­рова, Пуэрто-Рико) и свыше 350 присоединившихся членов. Кроме того, статус постоянного наблюдателя имеет Ватикан.

С момента основания ВТО ее членом являлся СССР, который неоднократно избирался в ее руководящий орган (Исполнитель­ный совет). С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Россий­ская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г. на X Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в действи­тельные члены организации были приняты Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. на XII сессии (г. Стамбул) -- Армения и Украина, в 2001 г. на XIV сессии (Сеул, Осака — Южная Корея и Япония) — Азербай­джан. Интерес к вступлению в ВТО проявляют также Республика Беларусь и Таджикистан. В качестве присоединившихся членов в ВТО входят ряд крупнейших компаний и учебных заведений стран СНГ. Среди них ВАО «Интурист» (Россия), НК «Шелковый путь» (Казахстан), гостиничный комплекс «Анипро» (Украина), НТК «Белинтурист» (Беларусь) и др. ВТО имеет следующую структуру:

· Генеральная ассамблея, региональные комиссии;

· Исполнительный совет, комитеты;

· Секретариат.

Генеральная ассамблея, состоящая из представителей госу­дарств — действительных членов ВТО, является высшим орга­ном организации. Каждый действительный или ассоциирован­ный член может назначать в Генеральную ассамблею до пяти делегатов, присоединившиеся члены — по одному наблюдателю, а Комитет присоединившихся членов — не более трех наблюда­телей. Ассоциированные и присоединившиеся члены не имеют права голоса. Решения принимаются простым большинством голосов, если иные процедуры не предусмотрены уставом. Оче­редные сессии Ассамблеи проходят раз в два года. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий (для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока), которые призваны прово­дить ее рекомендации в подответственные им регионы и поощ­рять внутрирегиональный туризм.

Исполнительный совет состоит из 25 членов (24 из них изби­раются на основе географического распределения на четыре года — по одному на каждые пять действительных членов; пред­ставитель Испании как страны пребывания ВТО входит в состав

450

Исполнительного совета постоянно). В состав Совета входят также без права голоса один ассоциированный член, избирае­мый ассоциированными членами ВТО, и один представитель присоединившихся членов. Из стран СНГ в состав Исполни­тельного совета входят Российская Федерация и Украина.

Исполнительный совет собирается не менее двух раз в год. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов (действительных членов). Совет выполняет функции, которые могут быть возложены на него Ассамблеей, представля­ет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представле­ния на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В своей работе Совет опирается на комитеты: технический комитет по програм­мам и координации (ТКПК), бюджетно-финансовый комитет (БФК), комитет содействия, статистический комитет, комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов.

Секретариат возглавляет генеральный секретарь, назначае­мый Генеральной ассамблеей на четыре года по рекомендации Исполнительного совета (возможно повторное назначение) и яв­ляющийся законным представителем ВТО. Свои функции он выполняет при помощи заместителя генерального секретаря и генерального координатора. Генеральный секретарь подотче­тен Генеральной ассамблее и Исполнительному совету. Он руко­водит работой по исполнению и применению резолюций и ре­шений, принимаемых руководящими органами, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, документы о финансовой отчетности, проекты программ и бюджета.

Заместитель генерального секретаря помимо выполнения дру­гих задач осуществляет контроль за работой региональных пред­ставителей, назначаемых для каждого из шести регионов гене­ральным секретарем. Региональные представители при помощи региональных опорных отделений обеспечивают поддержание связей между ВТО и ее ассоциированными и присоединивши­мися членами. Генеральный координатор координирует работу различных подразделений Секретариата.

Бюджет ВТО формируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Шкала взноси определяется на основе уровня экономического развития каж­дой страны и значения для нее туризма.

Деятельность ВТО охватывает следующие направления:

· сотрудничество и развитие: консультации и помощь прави­тельствам по широкому кругу вопросов туризма (базисные планы, технико-экономическое обоснование, определение потребностей в инвестициях, передача технологий, инфор­мационное продвижение национального туристского про­дукта и т.д.). ВТО создает условия для упорядочения дейст­вий различных стран (регионов) в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области междуна­родного туризма. ВТО не только разрабатывает эти доку­менты (акты), но и следит за их исполнением, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Кро­ме того, организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области развития международного туризма, расширяя возможности отдель­ных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;

· развитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов и методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повы­шения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;

· окружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туризма, перевод экологических проблем в плос­кость их практического решения, участие в научных форумах и семинарах. ВТО содействует .обеспечению устойчивого развития туризма, а 2002 г. был объявлен годом экологиче­ского туризма;

· качество развития туризма: содействие решению комплек­са взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохра­нение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, либерализация торговли услугами в сфере туризма, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;

· статистика и макроэкономический анализ: ВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий.

Исследования, которые включают в себя изучение стати­стики в области транснационального туризма, разработку „ новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического зна­чения туризма. Исследовательская деятельность ведет к уве­личению методов статистики. Одной из последних разрабо­ток в этом направлении является введение вспомогательного счета в туризме — универсальной методологии, рекомен­дованной для внедрения во всех странах. ВТО обеспечива­ет выпуск следующих изданий: «WTO Basic Documents», «Yearbook of Tourism Statistics», «Travel and Tourism Baro­meter», «World Directory of Tourism Education», «Directory of Multilateral Sources of Financing for Tourism Develop­ment» и др., а также публикует серии технических спра­вочников «WTO News and Information Bulletin» и предлага­ет базы данных по туризму.

ВТО приняла ряд деклараций и документов по вопросам ту­ризма, среди которых особое значение имеют:

· Манильская декларация по мировому туризму (приложе­ние 1);

· Гаагская декларация по туризму (приложение 2);

· Глобальный кодекс этики туризма (приложение 3);

· Хартия туризма, Кодекс туриста (приложение 4);

· Осакская (1994 г.) Декларация по туризму (приложение 26);

· Осакская (2002 г.) декларация тысячелетия (приложение 27).

Периодически проводится анализ развития международного туризма в 6 регионах. При этом выявляются факторы как спо­собствующие ускоренному развитию туризма, так и препятст­вующие этому; определяются пути решения вопросов о юриди­ческой защите прав иностранных туристов и их безопасности; обобщаются основные формы межгосударственных контактов в сфере диверсификации туристских услуг в мировом масштабе и определяются направления правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами в странах, принимаю­щих туристов, а также между потребителями и производителями туруслуг.

Под эгидой ВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегио-

нальном уровнях. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.

Учитывая чрезвычайно большую роль в развитии туризма национальных туристских администраций (НТА), ВТО разработа­ла следующие рекомендации по их функциям:

· представление правительственных интересов по туризму в ме­ждународном масштабе: заключение двусторонних и много­сторонних соглашений с целью увеличения туристских пото­ков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимиза­ция туристских национальных ресурсов; привлечение техни­ческого и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование;

· организация туристских услуг в национальном и междуна­родном масштабах;

· планирование и развитие туризма (составление планов и программ развития туризма);

· регулирование и контроль предприятий, включенных в си­стему туризма (регулирование и правовое обеспечение в гос­тиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);

· публикация статистики и обзоров исследования рынка (изу­чение мнений, исследование поведения потребителей);

· сбыт туристских продуктов в других странах (создание ту­ристских агентств за рубежом для обеспечения информа­цией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводите­лей и специальной туристской информации);

· деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;

· создание структур по приему гостей и обеспечению их ту­ристской информацией;

· обеспечение профессиональной подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации кадров в туризме (курсы, семинары, учебные программы);

· защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампа­нии по защите культуры и искусства;

· охрана окружающей среды (проведение кампаний по охра­не природы, парков отдыха, естественных ресурсов).

Для исполнения этих обязанностей ВТО определила ключевые правительственные функции управления и контроля за развитием туризма: маркетинг; координация туристский деятельности и раз­вития; планирование; финансирование; правовые вопросы.

В рамках Программы развития ООН Всемирной туристской организацией осуществляется финансирование различных про­ектов помощи развивающимся странам по следующим направ­лениям:

· укрепление организационной структуры НТА;

· оценка туристских возможностей для реализации в буду­щем;

· подготовка персонала по туристскому и гостиничному об­служиванию;

· планирование развития туризма;

· исследование туристского рынка;

· реклама и содействие туризму;

· технико-экономическое обоснование строительства гости­ниц;

· развитие зимних видов спорта и культурного туризма;

· сохранение исторических памятников;

· молодежный туризм;

· социальное влияние туризма;

· развитие и управление центрами отдыха для групп населе­ния с низким и средним уровнем доходов.

К числу организаций ООН, занимающихся вопросами междуна­родного туризма периодически, относятся:

· Конференция ООН по туризму и путешествиям, впервые проведенная в 1963 г. в Риме;

· Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);

· Организация Объединенных Наций по вопросам образова­ния, науки и культуры (ЮНЕСКО);

· Международная организация труда (МОТ);

· Конференция- ООН по торговле и развитию (ЮНКТДЦ);

· региональные экономические комиссии ООН.

Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.

Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), объединяющую око-до 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Она создана в 1966 г. с целью защиты профессиональ­ных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

Развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиапе­ревозок обеспечивает Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization — ICAO), учре­жденная Чикагской конвенцией в 1944 г. и работающая под эги­дой ООН. Эта организация, членами которой являются более 180 стран, ставит перед собой следующие цели:

· обеспечение безопасности и контроль роста и развития ме­ждународной гражданской авиации во всем мире;

· поддержка и поощрение процессов создания и использова­ния воздушных средств с учетом охраны окружающей сре­ды;

· поддержка и поощрение создания воздушных коридоров, аэропортов и различных удобств, условий для нужд между­народной гражданской авиации;

· улучшение выполнения основных требований людей к авиа­транспорту: безопасность, качество обслуживания, регуляр­ность полетов, экономичность;

· поощрение экономических мер по предотвращению не­обоснованных соперничеств между авиакомпаниями раз­ных стран;

· контроль за соблюдением прав стран — участниц ICAO и ре­альными возможностями каждой страны владеть и управлять международной авиакомпанией;

· недопущение дискриминации между странами — членами ICAO;

· пропаганда безопасности полетов; » способствование развитию международной гражданской авиации.

Координацию действий мировых авиакомпаний, направлена обеспечение безопасности и повышение эффективности воздушных перевозок, осуществляет Международная ассоциация

воздушного транспорта (International Air Transport Association —. 1ATA), основанная в 1919 г. и реорганизованная в 1945 г. 1АТд представляет собой профессиональную ассоциацию авиацион­ных компаний, осуществляющих международные рейсы. Глав­ные ее функции — упорядочение международного коммерческо­го авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Высшим органом IATA является ежегодная Генеральная ас­самблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет, а основной целью — реализация политики ICAO.

Ассоциация содействует перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспорт­ных конференциях, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж и др. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бро­нирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему.

Установление тарифов — одна из важнейших составляющих работы IATA. Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний — членов IATA — это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран — владельцев авиаком­паний.

Членами IATA являются более 260 авиакомпаний, совер­шающих международные полеты. На их долю приходится около 95 % международного регулярного сообщения.

Чтобы стать членом и участником ассоциации, авиакомпания должна иметь сертификат, подтверждающий регулярность перево­зок данной авиакомпаней, выдаваемый правительством.

Туристские агентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение — Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккре­дитации и соответствующему определенным требованиям, при-

сваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпаниями. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых тре­бований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функ­ции связующего звена между туристскими агентствами и авиа­компаниями — членами IATA.

Деятельностью в области делового туризма занимается Между­народная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом ее членами являются не только сами на­циональные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Кана­ды, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IBTA открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиа- и желез­нодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компа­ний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организа­ций — как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.

IBTA имеет два вида членства: прямое и ассоциированное. При этом потребители услуг относятся к категории прямых чле­нов, а поставщики услуг — ассоциированных.

Среди ассоциированных членов IBTA можно назвать такие из­вестные компании, как American Airlines, British Airways, Lufthansa, Swissair, Accor Hotels, Marriott Hotels, Avis Rent-A-Car Systems, Hertz Europa, American Express, Visa International, Amadeus, BTI American, Carlson Wagonlit Travel и др.

IBTA является уникальной организацией, обладающей опы­том, ресурсами и знаниями, необходимыми для решения разно­образных проблем, с которыми сталкивается индустрия делового туризма. Это позволяет ей успешно выполнять важную мис­сию — обеспечивать своих членов информацией о состоянии Рынка, тенденциях его развития, новых технологиях, что крайне

необходимо для процветания бизнеса. Ассоциацией разрабаты­ваются и осуществляются образовательные программы в целях повышения профессионализма ее членов и соблюдения ими этических норм ведения бизнеса.

На заседании руководителей Национальных ассоциаций — членов IBTA, проходившем в ноябре 1999 г. в Австралии, еди­ногласно было принято решение о создании стандарта на пре­доставление информации для потребителей. Необходимость разработки такого стандарта продиктована сложившейся си­туацией, когда потребителям стало трудно получать информа­цию, необходимую для планирования поездок. Источники информации разрознены, принципы их построения не унифи­цированы. В связи с этим крайне необходимо создать универ­сальный формат, который бы максимально упростил обмен информацией между поставщиками и потребителями услуг, облегчая тем самым последним принятие решений. При этом выиграют все: потребители получат доступный и надежный ис­точник необходимой им информации, расходы поставщиков на создание баз данных существенно снизятся, a IBTA дос­тигнет своей основной цели — обеспечить беспрепятственный обмен информацией между поставщиками и потребителями ус­луг делового туризма во всем мире.

С целью содействия установлению контактов между предста­вителями всех направлений, существующих в деловом туризме, обмена идеями между ними, совершенствования профессиональ­ных знаний специалистов, предоставления им уникальных ин­формационных ресурсов образована Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок — Association of Corporate Travel Executives (ACTE), насчитывающая в своих рядах свыше 2400 специалистов из 29 стран мира в области организации дело­вых поездок и поставщиков необходимых для этого услуг.

АСТЕ считает своими равноправными членами как потреби­телей, так и поставщиков услуг в сфере делового туризма. Ассо­циация концентрирует усилия на развитии тесного взаимодейст­вия между всеми ее членами с целью создания своего рода сообщества профессионалов, понимающих и уважающих точку зрения своих партнеров по бизнесу, что ведет к более продуктив­ному взаимодействию между ними.

Членами АСТЕ являются как организаторы корпоративных мероприятий и поездок, так и представители авиакомпаний, гос­тиниц, турфирм, компаний по аренде автомобилей, компьютер­ных систем резервирования, специалисты в области страхования, налогообложения, профессионального образования, а также жур­налисты, представляющие деловую прессу.

Ассоциацией разработан этический кодекс, требующий со­блюдения ее членами высочайших стандартов в этике взаимоот­ношений и честности при совершении сделок. При приеме новых членов АСТЕ обращает особое внимание на их приверженность этим принципам. Член АСТЕ, нарушающий ее этические прин­ципы, может быть подвергнут санкциям в соответствии с ее Ус­тавом. Важнейшее требование кодекса — достоверность инфор­мации. Члены Ассоциации должны предоставлять только точную и правдивую информацию о необходимых им или оказываемых ими услугах. В кодексе также содержатся требования к сохран­ности конфиденциальной информации, соблюдению установ­ленных властями законов и правил, недопущению действий, на­носящих вред законным интересам Ассоциации или ее членов.

АСТЕ, отличающаяся высоким профессионализмом своих членов, является наиболее энергично развивающейся ассоциа­цией в сфере делового туризма. Эта тенденция свидетельствует о значимости профессионального подхода к организации меж­дународных деловых поездок и подтверждает тот факт, что АСТЕ играет важную роль в международном туризме.

К неправительственным специализированным организациям по международному туризму также относятся:

· Всемирная ассоциация по профессиональному образова­нию в туризме, созданная в 1969 г.;

· Международный туристский альянс (первоначальное назва­ние «Международная лига туристских ассоциаций», 1898 г.), включающий в себя туристские клубы и автомобильные ас­социации. Его целью является развитие всех видов туризма и, в первую очередь, автомобильного. Альянс объединяет более 140 организаций с общим количеством 60 млн членов;

· Международная гостиничная ассоциация (1946);

· Международная федерация кемпинга и караванинга (1932);

· Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованная в 1951 г. Она способствует осуще­ствлению научных контактов между специалистами, зани­мающимися разработкой проблем международного туризма, оказывает содействие научным центрам по туризму, орга­низует научные съезды, конференции и т.д.;

· Международная ассоциация гидов по сопровождению (1961), созданная с целью развития профессионального мастерства гидов, сопровождающих туристов;

· Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ), образованная в 1954 г. и объединяю­щая национальные ассоциации и союзы журналистов и пи­сателей, занимающихся проблемами путешествий и между­народного туризма;

· Международное бюро по социальному туризму (БИТС), сформированное в 1963 г. по инициативе ряда профсоюз­ных организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населе­ния;

· Федерация международных туристских организаций (1950), деятельность которой направлена на развитие программ обмена. молодежными группами, организацию специаль­ных программ, предусматривающих введение определен­ных привилегий для молодых путешественников.

Помимо международных транснациональных туристских ор­ганизаций и объединений существуют также региональные и на­циональные организации по туризму.

В Европе среди региональных организаций следует отметить Европейскую комиссию путешествий, созданную в 1948 г. и объ­единяющую 21 страну. Ее работу поддерживает Европейский союз, который рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение. Цель комис­сии состоит в решении следующих задач:

· благоприятствовании кооперированию международного ту­ризма в Европе;

· проведении исследований;

· обмене информацией при проектировании развития туриз­ма и маркетинговых схем;

· продвижении туристского продукта в других странах Евро­пы и европейского туристского продукта в странах мира, особенно в Северной Америке и Японии.

Кроме того, в Европе существуют Европейская организация рекреации и отдыха (1972), Европейская ассоциация пешеход­ного туризма (1969), Международная федерация неправительст­венных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963), Федерация ассоциаций скандинав­ских туристских агентств (1939) и др.

Для развития, продвижения и содействия развитию туриз­ма в азиатско-тихоокеанском регионе в 1951 г. образована Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association — PATA), представляющая 34 страны. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РАТА заработала репутацию луч­шего исполнителя среди подобных международных организаций.

К числу объединений американского региона относятся: Меж­дународная федерация путешествий и автоклубов, Конференция туристских организаций Латинской Америки, Карибская ассоциа­ция по туризму и др.

Существуют объединения Африканского (Африканская ту­ристская ассоциация, Организация по развитию туризма в Аф­рике и др.) и Арабского регионов (Арабский туристский союз, Арабская федерация ассоциаций туристских агентств и др.).

Большинство стран имеет свои национальные туристские ор­ганизации. Некоторые из них, например во Франции и Испа­нии, входят в правительство, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются им централизованными фи­нансовыми вливаниями, как в Великобритании.

Крупнейшим в мире объединением предприятий туристской индустрии является североамериканское American Society of Travel Agents (ASTA), куда входят более 26 тыс. членов — турагентств, тур­операторов, отелей, круизных и автопрокатных компаний и т.п., основанное в 1931 г. Членами альянса первоначально стали 60 ком­паний, поставивших цель совместно отстаивать свои интересы на туристском рынке. Впервые объединение активно проявило себя в 1946 г., когда выступило с жесткой критикой решения IATA

о снижении до 5 % комиссионных от продажи авиабилетов. В 1950 г. был достигнут первый серьезный успех — объединение одержало победу в «битве» с железнодорожными компаниями за внедрение агентских вознаграждений. Одновременно начала расширяться сфера деятельности ASTA. Серьезное внимание было направлено на туристское образование — стали реализовываться первые обра­зовательные программы для работников туристской индустрии.

К началу 70-х гг. XX в. ассоциация уже настолько разрос­лась, что стала очевидной потребность в структурных измене­ниях. Был сформирован так называемый маркетинговый отдел (AMSI), основная задача которого — помощь турагентствам в создании качественного туристского продукта, получении скидок у поставщиков туруслуг и т.п. В рамках альянса поя­вился «комитет политических акций» (ASTAPAC) для защиты интересов турфирм на политической арене. Наконец, был сформирован «совет директоров ASTA». Его усилиями ассо­циация сумела, наконец, увеличить размер комиссионного вознаграждения от продажи авиабилетов до 7 %. В таком виде структура ассоциации сохраняется до настоящего времени.

ASTA предлагает предприятиям многочисленные варианты сотрудничества. Существуют несколько видов членства в орга­низации: «активные участники», «вторичные продавцы турус­луг», «международные», «ассоциированные», «индивидуальные» члены и др. В зависимости от статуса условия партнерства и требования к кандидатам различаются. Так, статус «активный участник» может получить только компания, расположенная на территории США, имеющая лицензию на турагентскую дея­тельность и получающая от этой деятельности большую часть доходов.

Кроме того, необходимо участвовать в специальной програм­ме сети агентов авиакомпании (IATAN) или же страховать риски своей деятельности на сумму не меньше чем 1 млн дол. США. Турагент не должен контролироваться какой-либо авиационной, круизной или другой компанией.

В свою очередь, ассоциация не только защищает интересы своих членов, но и размещает информацию о них в своей элек­тронной базе данных и Интернете, освобождает от уплаты налогов при рекламе в печатных СМИ и на телевидении, предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, в том числе

к электронным новостям-рассылкам, организует для работников турфирмы тренинги и семинары, обеспечивает скидки от постав­щиков туристского продукта. Вступительный взнос для «активного участника» ASTA составляет 30 дол. США, ежегодные выплаты — 365 дол. США. Для «ассоциированных» членов последняя цифра увеличивается на 100 дол. США.

Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций — британская Association of British Travel Agents (АВТА), основанная в 1950 г. Ее членами являются более 600 агентств и порядка 2,3 тыс. туроператоров, на долю которых приходится 90 % продаж на рынке Соединенного Королевства.

Своей главной задачей АВТА считает защиту интересов чле­нов организации и формирование своеобразной марки качества британской туристской индустрии. Ассоциация быстро завоева­ла авторитет, поскольку внедрила в практику финансовую защи­ту поставщиков туристских услуг и туристов, осуществляемую в виде банковских гарантий и своеобразного страхового фонда, поддерживаемого членами АВТА.

Членство в АВТА не дифференцированно. К участникам аль­янса предъявляются единые требования, в том числе финансо­вые. В частности, оплаченный уставный капитал предприятия должен быть не меньше 50 тыс. фунтов, собственные активы — не менее 15 тыс. В штате агентства должен быть хотя бы один квалифицированный специалист со стажем работы в отрасли не менее 2 лет. Регистрационный взнос составляет 330 фунтов, вступительный — 1 тыс. фунтов без учета налогов. Ежегодные выплаты составляют от 515 фунтов и увеличиваются пропорцио­нально объемам продаж. Кроме того, компания должна внести депозит в размере 50 тыс. фунтов в расчете на 2 млн фунтов го­дового оборота. Эти средства являются основой механизма фи­нансовых гарантий, предоставляемых ассоциацией. Подобная практика направлена на защиту интересов потребителей. АВТА гарантирует туристу, что если его поездка началась, то она прой­дет в соответствии с первоначальными планами. Если по ка­ким-либо причинам тур сорвался, еще не начавшись, туристу будет полностью возвращена его стоимость.

Крупной национальной туристской ассоциацией является не­мецкая Deutscher Reiseburo und Reiseveranstalter Verband (DRV), образованная в 1950 г. и объединяющая более 5000 участников.

качестве ассоциированных членов в объединение входят отели, авиаперевозчики и национальные туристские бюро.

Профессиональные объединения играют заметную роль в жиз­ни крупных туристских государств. Большинство объединений своей главной целью считают лоббирование интересов своих членов. На практике это приобретает самые различные формы. Так, турецкая ассоциация TURSAB в 1991 г. выступила инициа­тором создания так называемого Учреждения туристских агентов Турции (TURSAV), одной из основных задач которого является поддержка в области образования и повышения квалификации персонала предприятий туристской индустрии. TURSAV орга­низует несколько типов курсов — для менеджеров турагентств, сотрудников информационных туристских бюро, водителей ту­ристских автобусов, сотрудников отелей и т.п. Для финансиро­вания проектов при TURSAV зарегистрированы две коммерче­ские фирмы: TURSER, специализирующаяся на страховании коммерческих рисков турфирм, и TURPRESS, предоставляющая колсантинговые и информационные услуги.

Активностью отмечается японская ассоциация Japan Associ­ation of Travel Agents (JATA), основанная в 1959 г. Помимо ин­формационной поддержки своих членов и туристов, пропаганды въездного и внутреннего туризма ассоциация берет на себя це­лый ряд функций, в том числе в сфере контроля туристского рынка. Например, активно отслеживаются и пресекаются случаи предоставления некачественных услуг (использование неквали­фицированных гидов, туристских автобусов, не имеющих ли­цензий и т.п.), периодически проводятся проверки квалификации сотрудников агентств. Самое пристальное внимание уделяется защите интересов туристов. JATA выпускает специальную лите­ратуру, проводит консультации и семинары для клиентов турист­ских фирм, знакомит их с туристским законодательством и права­ми потребителей. Кроме того, ассоциацией разработана система денежных компенсаций для удовлетворения претензий туристов. Для этой цели члены JATA ежегодно вносят в специальный фонд сумму в размере 1 % от планируемого оборота.

Как видим, существует достаточно большое количество орга­низаций и объединений, призванных способствовать развитию туризма. Многообразие их целей, задач и видов деятельности убе-

дительно демонстрирует сложность туризма как системы и необ­ходимость комплексного решения большинства проблем в этой области на международном уровне.

Наши рекомендации