Написание гласной в корне зависит от значения слова
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
Я группа
Историческое чередование
С начала существования письменности в русском языке образовались слова – дублеты. Они имели одинаковое значение и сходные корни, однако в старославянских словах в корнях «не хватало» одной гласной (они были неполногласными), например: город – град, голос – глас, порох - прах и т.д. Со временем старославянские слова почти все ушли из языка, оставшись составной частью лишь в некоторых, например: златовласка, Кировоград и т.д. Проверять корни с полногласием нет необходимости, хотя многие из них «проверяются» при помощи однокоренных слов с полногласием и ударными гласными, например: Береговой – берег – прибрежный.
Таких сочетаний в корнях четыре : ере-ре(берег – брег), оро – ра (город – град), оло – ла(голова – глава) и еле – ле (пелена – плен). Оло чередуется ещё и с ла(молоко–млечный).
Исторически слова – дублеты - это чередование гласных в корне, проверять при помощи ударения их не обязательно, достаточно вспомнить дублет, например: в слове дерево не обязательно искать проверочное слово (деревья), можно привести в пример дублет древесина, и увидеть чередование ере – ре.
2 группа:
Выбор гласной зависит от ударения.
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
В корнях -гор- , -твор- и -клон- только о: гореть , творить и склонить; -зар- и -плав- только а: заря и поплавок. Исключения: пловец, пловчиха, плывун. |
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.
Я группа
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
1) -скак –скоч-_(со значением скачка, подскока)
Исключение: скачок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу
2) -лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу, росли растение, выращены. Исключения:полог; росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. |
Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-(рос-)!например. в слове растворить есть приставка РАС- и корень с чередованием –ТВОР-
Я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться. Фея коснулась тыквы. Палочка касается тыквы. |
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание; здесь нет корня с чередованием; кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
-е-/-и-: «семейные» -бер- – -бир-а-: уберу – убираю -дер- – -дир-а-: удеру – удираю -мер- – мир-а-: умереть – умирать -пер- – -пир-а-: запереть – запирать -тер- – -тир-а-: утереть – утирать «театральные» -жег- – -жиг-а-: зажег – зажигать -блест- – -блист-а-: блестеть – блистать -стел- – -стил-а-: стелить – застилать -чет- – -чит-а-: счет – считать (но: счёт – под ударением пишем то , что слышим). Исключения: чета, сочетание. |
В сочетаниях букв -има-, -ина- пишется -и-: снимать (снять), пожинать (пожать) |
Я группа
Написание гласной в корне зависит от значения слова
-равн- – -ровн-
-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение. | -ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое: Разровняй складочки. |
2 x2 + 5 y = 0 |
Исключения:
равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -а-).
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),
уровень (отметка, равная какому-то значению),
поровну (на равные доли).
-мак- – -мок-
-мак- – погружение в жидкость: обмакни кисточку | -мок- – все остальное: непромокаемый плащ; намокает под дождем |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
излага'ть – изложи'ть запира'ть – запереть | загора'ть непромокаемый (плащ) |
собирательный образ соберутся компанией блестеть на солнце блистать в обществе касаться проблем коснуться вопроса выращенный росток выросли в деревне предполагаемые планы предположить худшее | (чуть) пригоре'ть озаренный радостью отворить ворота юные пловцы хорошая плавучесть непромокаемая обувь обмакнуть в чернила уровень знаний равноценные работники поклониться знакомому |
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
Прилагаемые усилия легкое прикосновение блистающий на балу вымокший под дождем уровнять в правах сочетание звуков | непромокаемый тент ровесник века вьющееся растение загореться от искры замереть от восторга разжигать вражду |
отпирать замок приберу в квартире удирать от хулигана блеснула молния обгоревшее дерево зажигать огонь | замирать от страха блестеть на солнце принимать присягу прилагать документ собираться с друзьями запереть дверь |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (1 уровень сложности): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: (2 уровень сложности) осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Расположиться на отдых, собираться у друзей, разгорелся спор, застелить постель, прилагаемые усилия, блистать в обществе, убирать комнату, упираться ногами, коснуться вопроса, написать изложение, загорелась бумага, обжигать пальцы, отвратительный ростовщик, вытереть посуду, растирать ушиб, сгореть от стыда, выращенный росток, протереть окна, обгоревшая свечка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она убирает квартиру, отдирает всю грязь, стирает пыль, запирает шкафы, застилает постели, а потом зажигает лампу и любуется, как все блестит. Она не считается с тем, что просто умирает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уберет, грязь отдерет! Неужели трудно ему запереть шкаф, застелить постель, протереть стол, чтобы все сияло и блестело? Не умер бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Выделите их графически.
Наслаждение, предлагать, неувядающий, обмокнуть, загорать, карнавал, акварель, располагать, удивление, багровый, росток, стадион, прославлять, аромат, замереть, растительный, фонтан, озарение, возраст, кровать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | ||||
от согласной в корне | от наличия/отсутствия ударения | от суффикса -а- после корня | от лексического значения | |
Замирать | + | |||
Сравнить | + | |||
Загар | + | |||
Равнина | + | |||
Продираться | ||||
Сровнять | + | |||
Растительность | + | |||
Непромокаемый | + | |||
Заря | + | |||
Обмокнуть | + | |||
Прикосновение | + | |||
Запереть | + | |||
Загорелый | + | |||
Блестеть | + | |||
Отрасль | + | |||
Подложить | + | |||
Выращенный | + | |||
Росток | + | |||
Касание | + |
IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Вариант I
1. В каком слове пишется буква а?
а) Загореть;
б) обгоревший;
в) пригореть;
г) выгарки.
2. В каком слове пишется буква о?
а) Зарница;
б) зоревать;
в) заря;
г) зарево.
3. В каких словах пишется буква о?
а) Наклониться;
б) кланяться;
в) поклоняться;
г) склонение.
4. В каких словах пишется буква а?
а) Пловчиха;
б) поплавок;
в) пловец;
г) плывуны;
д) жук-плавунец.
5. В каких словах пишется буква о?
а) Вымокнуть под дождем;
б) вымакать в воде;
в) промокательная бумага;
г) вымокать все чернила;
д) макать вареник в сметану.
6. В каких словах пишется буква а?
а) Подровнять;
б) равнение;
в) ровнять (дорожки);
г) равномерный;
д) равновесие.
7. В каких словах пишется буква а?
а) Озарять;
б) плавучий;
в) поклониться;
г) пригореть;
д) подравнять.
8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?
а) Озарение, заря, местоположение, склонить;
б) соприкосновение, сотворить, наклонение, предложить:
в) безотлагательный, плавление, натворить, уклоняться;
г) погорячиться, росток, растворение, выгарки;
д) заросли, предлагаемый, обгореть, прискакать.
9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?
а) Загорелый пастух на заре гнал корову Зорьку.
б) Равнина, озаренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
в) Молодой олень, сделав огромный скачок, быстро ускакал в чащу.
г) Провода не должны были соприкасаться, но от ветра они коснулись друг друга.
10. В каких словах пишется буква е?
а) Почитать книгу;
б) подниматься;
в) блистать;
г) подстелить;
д) обжег.