Тема 19. Понятие о выразительных средствах журналистики – ЭВС.

Функции предметности как способа адекватной передачи журналистской информации. Теория Е.И.Пронина и Г.В.Лазутиной о средствах выразительности журналистского текста. Способы превращения фактов действительности в факты текста, проблема соотношений «факты- фактоиды- эмпирические обобщения). Предметное предъявление как творческий прием по материализации в единицы текста. Интегрирующий характер ЭВС.

Тема 20. Разнообразные методы предъявления фактов в тексте.

Факт как элемент текста. Факт как основа бытия в концепции Н.С. Рыбакова. Проблема «чистого» факта. Факты и событийно-прогностический контекст. Требования, предъявляемые к факту как ЭВС. Констатация. Описание и характеристика как наиболее употребительные методы подачи факта

Тема 21. Методы предъявления образов и нормативов в тексте, их функции.

Образный ряд ЭВС. Образный эквивалент главной мысли произведения. Творческая индивидуальность журналиста и использование выразительных средств. Относительный характер факта и образа. Образный факт и способность аудитории к его восприятию и пониманию как проблема. Творческие способности журналиста и использование нормативов как аргументов повышенной убедительности. Связь между характером информации и средствами ее выражения.

Тема 22. Журналистский образ как средств организации текста.

Воплощение факта в образе. Метафоричность газетно-журнального текста. Образ как прием полемического заострения факта. Типы образов в журналистском тексте. Образная догадка как категория журналистского мастерства.

Тема 23. Методика и параметры профессиональной оценки журналистского текста.

Важность умения профессиональной оценки и анализа журналистского произведения в структуре обязанностей журналиста. Методика анализа текстов различных жанров. Способы выявления основных характеристика текста.

Семестр

Тема 24. Различие понятий «метод деятельности» и «способ деятельности».

Научные подходы в изучении данной проблемы. Система методов Е.П.Прохорова, В.М.Горохова, Г.В.Лазутиной, М.Н.Кима. Проблема классификации частных методов в журналистике. Универсальный характер методов.

Тема 25. Основные этапы способа творческой деятельности журналиста.

Особенность творческого процесса журналиста. Стадиальный характер творческих действий журналиста: получение информации и создание теста. Познавательная деятельность как начальная стадия творческого процесса журналиста.

Тема 26. Основные задачи журналиста в ходе познавательной деятельности журналиста.

Сбор фактов, ознакомление с ситуацией как научно-практическая проблема. Журналистское расследование, проблемы профессиональной этики и культуры журналиста.

Тема 27. Общая характеристика источников информации в деятельности журналиста.

Варианты поиска информации. Методы сбора информации. Структура информационной среды и характер источников информации. Многообразность и достоверность источников информации.

Тема 28. Особенность работы с документом как источником информации.

Понятие о «документе», используемом в журналистике. Классификация типов документов. Предметный источник документа, способ кодировки и хранения. Соблюдение этических норм при работе с документами. Документ как метод получения сведений.

Тема 29. Разнообразие предметно-вещественной среды как источника информации.

Система информирования современных журналистов. Брифинги, презентации, пресс-конференции. Проблема доступа к информации. Социальные институты общества как источник информации.

Тема 30. Эмпирические методы получения информации.Взаимодействие методов творческой деятельности журналиста и умение пользоваться ими.

Тема 31. Особенность беседы как метода познавательной деятельности.

Проблема подготовки к беседе. Правила беседы, Психологические барьеры и их устранение. Условие эффективного межличностного общения.

Тема 32. Функции и виды наблюдения в познавательной деятельности журналиста.

Метод наблюдения как способ познания действительности. Оперативность метода. Взаимосвязь объективного и субъективного в наблюдении. Виды наблюдения. Метод эксперимента и этические барьеры.

Наши рекомендации