Вопрос. Сравнительная характеристика линейной и концентрической структур школьного исторического образования
Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных
учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).
В основной и полной средней школе (5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая система изучения предметов. В переходный период обострилась проблема структуры исторического образования в связи с неподготовленностью учителя к работе в новых условиях.
Под структурой понимают порядок, последовательность преподавания курсов всемирной и отечественной истории.
В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет.
С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Однако 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», в результате чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования.
Структура школьного исторического образования
Класс Исторический курс Количество
часов в неделю
5 Эпизодические рассказы по истории СССР 2
6 История древнего мира 2
7 История средних веков (до середины XVIII века) 2
8 История СССР с древнейших времен до конца XVIII века 2
9 Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) 3
10 Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (с начала 4
XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных стран
(1917-1939 гг.)
11 История СССР (с 1936 г. до настоящего времени). Новей- 3
шая история зарубежных стран (с 1939 г. до настоящего
времени)
Линейная структура, как видим, предполагает изучение последовательных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса – каждый этап один раз.
Положительные стороны линейного построения:
- соответствует структуре исторической науки.
- Расположение материала естественно; учащиеся, заканчивающие среднюю школу, получают полное представление об историческом развитии человечества.
- При экономии времени линейный принцип позволяет избежать повторений.
- Изучение нового материала поддерживает интерес учащихся к предмету.
Такая структура позволяет придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Она дает возможность формировать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и живо излагать исторические факты, вносить изменения в содержание исторического образования. Общее содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке.
Минусы линейного построения:
- история древнего мира и средних веков, которые изучались в младших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить этот пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности вернуться к данным периодам на более высоком теоретическом уровне нет.
- обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный характер.
- нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной истории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом.
Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый.
В значительной мере воздействием идей концентризма объясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории
Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г.
Положительные стороны концентрического построения:
- Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и
тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
- правильно определен объем, специфика содержания и формы изложения исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными особенностями.
Недостатки: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы- перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, дублирование тем; большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.
Основной причиной перехода на новую структуру стал Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В последние годы выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:
Основная школа (5-9-й классы) 1-й концентр
Интегрированный курс Раздельные курсы
«Россия и мир» отечественной и всеобщей истории
5 кл. История древнего мира 5 кл. История древнего мира
6 кл. Россия и мир в средние века 6 кл. История средних веков (конец XV века)
История Отечества (до XVII века)
7 кл. 7 кл. История Нового времени
Россия и мир (XV век – конец XIX века –
8 кл. в Новое время 8 кл. начало XX века)
История Отечества (до начала XX века)
9 кл. Россия и мир 9 кл. Новейшая история мира (XX век)
в Новейшее время История России (XX век)
Полная средняя школа (10-11-й классы) – 2-й концентр
Непрофильные школы Гуманитарные школы
История России с древнейших Российская цивилизация
времен до наших дней История мировых цивилизаций
Модульные курсы:
Основные вехи История мировой культуры
в истории человечества История религии и атеизма
Мировые религии
Средневековая Русь в контексте
мировой истории и культуры
Зарубежная история XX века