Сущность концепции школьного исторического образования в Республике Беларусь

В 1991 и 2009 годах в нашей стране были приняты 2 концепции школьного исторического образования в Республике Беларусь. 1 концепция делала упор на необходимость изучения национальной истории, формирования человека-демократа, который будет плюралистически смотреть на различные взгляды по многим вопросам истории. Её принципами были:

-понимание единства отечественной и мировой истории;

-Научность содержания школьных курсов истории, его соответствие достижениям исторической науки;

-сравнительно-исторический подход, который бы акцентировал внимание на особенности развития отдельных стран и регионов;

-интеграция с другими дисциплинами гуманитарного цикла;

-последовательное использование истории для эмоционально-морального развития учеников, формирование исторического мышления и памяти;

-преемственность этапов исторического обучения;

-многовариантность и альтернативность программного обучения и подготовки при наличии базового содержания и компонентов.

Важными задачами концепция 1991 года считала-вооружение учеников важными знаниями о наиболее крупных событиях, явлениях, именах, идеях, научить учеников находить причинно-следственные связи исторических событий и явлений, определять факторы, что обусловили темпы, характер и особенности исторического развития разных стран и регионов, воспитать подлинных патриотов Отечества, которые знают и уважают историю своего народа. Также в задачу образования входили и идеологические моменты-формирование у учеников демократических взглядов, которые бы отвергали какую-либо монополию взглядов, идей, уважение к общественной активной деятельности, а также формирование особы, которое бы осозновало приоритет общих и национальных ценностей перед классовыми.

В итоге можно сделать вывод, что концепция 1991 года носила несколько идеологизированный характер, хоть и критиковала монополию идеологии в образовании, была несколько политизированной(ибо выступала за формирование среди учеников «перакананых дэмакратаў”, однако это было естественным в период краха коммунизма, попытки развития демократии в нашей стране), но несмотря на это, она имела много положительных черт: более глубокое изучение национальной истории Беларуси, декларирование многовариантности программного обучения истории, постановка цели-интеграция с другими дисциплинами гуманитарного цикла, развитие самостоятельного мышления у учеников.

В 2009 году появилась новая концепция исторического образования в РБ. Она была менее политизированной, более ставила акцент на сам процесс получения образования, но идеологические моменты оставались. Так, в качестве своего приоритета концепция 2009 года ставила формирования у учеников гражданственности, партиотизма, национального самосознания, укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития суверенного белорусского государства. Из этого можно сделать вывод, что главные приоритеты концепции-обеспечение стабильности развития государства, уважения граждан к государству, а также развитие национального самосознания у белорусов. Цели исторического образования-овладение учащимися систематическими знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нём Беларуси, приобщение учащихся к достижениям мировой и отечественной культуры, воспитание социально активной и творческой личности. Она выдвигает следующие задачи:

-осмысление учащимися знаний об историческом процессе;

-осознание самоценности и уникальности культур народов мира;

-выработка ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе идей гуманизма и патриотизма, принципов гражданского общества и правового государства.

Концепция выдвигает принцип методологического плюрализма, научной объективности, историзма, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип сочетания формализации и неформализации исторических знаний, принцип междисциплинарности, предполагающий использование межпредметных связей при изучении истории, обществоведения, литературы, географии, принцип культурно-исторической среды, принцип систематичности и преемственности между ступенями обучения истории в начальной, базовой и средней школе, принцип доступности в обучении истории, принцип изучения истории Беларуси в контексте региональной и всемирной истории.

Из этого следует сделать вывод, что концепция 2009 года отличается от концепции 1991 года меньшей идеологизированностью, большей привязанностью к самому учебному процессу, значительно меньшее внимание нынешняя концепция уделяет формирование гражданского общества, активной личности, но новая концепция делает большое внимание на развитие самостоятельно мыслящего ученика, поддерживает творческое начало в учебном процессе, подчёркивается в новой концепции преемственность между ступенями обучения в начальной, базовой и средней школе , что в концепции 1991 года уделялось значительно меньшее внимание.

47.Элементы плана-конспекта в зависимости от типа урока

Как известно, существует на данный момент 4 типа урока: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок проверки знаний, повторительно-обобщающий урок.

Отражение в план-конспекте элементов урока лучше всего показать на примере план-конспекта комбинированного урока, который включает в себя 9 обучающих элементов. Все они включаются в план-конспект как элементы урока. Среди них:

Организационный момент

Проверка д/з

Переход к новому материалу (подготовка учащихся к восприятию нового материала)

Сообщение нового материала

Его разбор (осмысление)

Закрепление нового материала

Выработка соответствующих умений и навыков работы с историческим материалом (на протяжении всего урока или на его определенных звеньях)

Применение новых ЗУН

Домашнее задание

План-конспект другого типа урока, урока изучения нового материала, целесообразно включать следующие элементы:

Организационный момент

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Сообщение нового материала

Его разбор (осмысление)

Закрепление нового материала

Домашнее задание

Названия элементов вписывается в левую колонку план-конспекта, там же проставляется длительность этого элемента урока в минутах.

Формы урока проверки знаний:

Урок-семинар

Урок работы с источником(ами) = лабораторное занятие

Урок-игра

Практическое занятие - форма урока, в ходе которого на основе применения теоретических знаний организуется решение практических задач

Формы повторительно-обобщающего урока:

Развернутая обобщающая беседа

Итоговое собеседование, в процессе которого учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие обобщить и уточнить полученные знания, определить уровень их знания

Повторительно-обобщающая работа на наглядном материале, по картам

Обобщающая работа на основе документов

Обобщающая работа по синхронистической и хронологической таблицей (чаще их составление)

Обобщающий урок-семинар

На повторительно-обобщающий урок входят такие элементы как:

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Применение ранее полученных знаний, умений и навыков(занимает почти весь урок)

Закрепление материала

Домашнее задание(не всегда)

Урок проверки знаний характерен тем, что ученики основную массу времени затрачивают на выполнение индивидуальной письменной работы(тест, самостоятельная работа, контрольной работы по истории нет), поэтому основные элементы здесь нет. Там только присутствует организационный момент, применение знаний, умений и навыков(задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика), а затем учитель либо может на этом уроке подвести итог выполнения работы, назвать лучшие работы, указать ошибки, либо, если самостоятельная работа заняла весь урок, то эту процедуру провести на следующем уроке.

Наши рекомендации