Тема 3. Структура школьного исторического образования. Программы по основным курсам

Переход к многообразию образовательных систем, к вариативности организации учебного процесса по каждому предмету требует от учителя умения анализировать учебные программы, выявлять их достоинства и недостатки. Ознакомьтесь со сборниками программ, указанных в списке, проанализируйте их по следующим параметрам.

1. Ступень образования, на которой реализуется программа.

2. Виды занятий, на которых реализуется программа (урок, факультатив, кружок и т.д.).

3. Уровень освоения программы учащимися (обязательный базовый для классов с углубленным изучением предмета, т.е. повышенной сложности).

4. Вид общеобразовательного учреждения (класса).

Какие проблемы в разнообразии современных программ вы обнаружили в процессе анализа и рецензирования?

Литература

1. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М — 2000.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

4. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

5. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997.

6. История России с древнейших времен до наших дней. Программы учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

7. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение — М — 1981.

8. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998.

9. Комплект программ по истории — М — 1998 — 2000.

10. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989 — № 6.

Тема 4. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейных системах обучения)

(2 часа)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям. Министерство образования ежегодно публикует список участников и учебных пособий, рекомендуемых к применению в учебном процессе.

Проанализируйте структурные компоненты современных учебников в соответствии с памяткой

Литература

1. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» — М — 1998.

2. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории». — М — 1999.

3. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса Новой истории // Преподавание истории в школе. — 1997 — № 4.

4. Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы — Минск — 1989.

5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира — М — 1988.

6. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: пособие для учителя — М — 1985.

7. Гора П.В. Методические и средства наглядного обучения истории в средней школе — М — 1971.

8. Горяйнов С.Т. Задачник по истории России — Ростов-на-Дону — 1997.

9. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории — М — 1987.

10. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока — М — 1990.

11. Зуев Д.Д. Школьный учебник — М — 1983.

12. Историческое образование в современной России: справочно- методическое пособие для учителей — М — 1997.

13. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

14. Короткова М.В. О новых методических подходах в современных школьных учебниках истории / Научные труды МПГУ — М — 1996.

15. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова — М — 1984.

16. Андреевская Н.В. и др. Методика преподавания истории в 8-ей школе — М — 1970.

17. Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории: учебник для 5 класса общеобразовательный учреждений — М — 1998.

18. Внутри предметные и межпредметные связи в обучении истории / Под ред. А.Г.Колоскова — М — 1990.

19. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса новой истории // Преподавание истории в школе — 1997 — № 4.

20. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ в. Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе — 1995 — № 6.

21. Древний мир глазами современников и историков. / Под ред. А.В.Голубева — М — 1994 — Ч. 1-2.

Тема 5. Учебный план школы и календарно-тематическое планирование преподавания истории

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариативной и вариативной.

В инвариативной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства, и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Образовательное учреждение на основе инвариативной части формирует учебный план школы, а учитель составляет календарно-тематическое планирование.

Сравните Базисный учебный план и календарно-тематическое планирование, попытайтесь составить календарно-тематический план.

Литература

1. Алексашин Г.В. Компьютерные программы в преподавании истории // Преподавание истории в школе — 1995 — № 5.

2. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. историческое образование в современной России — М — 1997.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе — М — 2000.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

6. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России ХХ в. Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе — 1995 — № 6.

Тема 6. Структура исторических знаний: источник, факт, событие, процесс. Различие фактов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке

1. Выберите один из современных учебников истории, подберите дополнительную литературу по данному периоду. Определите основной и дополнительный материал.

2. Составьте методические рекомендации по изучению теоретического и фактического материала для учащихся.

3. Выберите один из современных учебников истории, подберите к одной из тем дополнительный документальный и художественный материал.

4. Определите формы и методы работы с источниками, документальной и художественной литературой. Сформулируйте задания для класса, группы учащихся, одного ученика.

5. Оформите карточки-задания; памятники для анализа документа, тестовые задания и т.д. Продумайте мотивацию деятельности, выход на логическое осмысление в изложении информации. Выбери приемы организации деятельности учащихся: составление сравнительной таблицы, плана ответа, разработка логической схемы, попытка применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. — М — 1984.

2. Гора П.В.Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М — 1988.

3. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: пособие для учителя. — М — 1985.

4. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы) — М — 1978 — Гл. 2.

5. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. — М — 1968.

6. Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков. — М — 1982.

7. Раева А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. — Л — 1971.

8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М. — 1988.

9. Барг М.А. Категории и методы исторической науки — М — 1984.

10. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе — М — 1986.

11. Гулыга А.В. Искусство истории — М — 1980.

12. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке — М — 1987.

13. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах — М — 1989.

14. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории — М — 1982.

15. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997.

16. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

17. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе — 1988 — № 2.

18. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998.

19. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989 — № 6.

20. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания уроков истории в 5-11 классах — М — 1990.

21. Кревер Г.А. Эмпирический и теоретический путь познания при обучении истории // Преподавание истории в школе — 1973 —№ 5.

22. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы — М — 1991.

Тема 7. Наглядность: типы и виды пособий. ТСО. Картографическая наглядность

1. Выберите одну из тем современных учебников истории или обществознания. Подберите наглядные и технические средства для работы по данной теме: (карты, репродукции картин, схемы, таблицы и т.д.).

2. Составьте методические рекомендации по работе с картой, иллюстрацией, диаграммой, таблицей.

3. Определите приемы, методы и формы работы с наглядностью на уроке при изучении нового материала, опросе, повторении.

Литература

1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1968.

2. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М — 1960.

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М — 1993.

4. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1986.

Наши рекомендации