I. Проверка дом. задания. 1) Беседа о корнях с чередованием букв е – и на материале упр
1) Беседа о корнях с чередованием букв е – и на материале упр. 603.
2) Проверочная работапо применению правил правописания гласных в глагольных корнях с чередованием.
На доске: Прот..реть пол, ярко бл..стеть, расст..лить ковёр, заст..лить скатертью, выб..рать цветы.
II. Введение нового материала.
1) Работа по вопросам рубрики «Вспомните!» на с. 202. Инфинитив (от лат. «неопределённый»)
2) Изучение основного теоретического материала на с. 202.
3) Наблюдение за глаголами в неопределённой форме (начальной форме глагола; инфинитиве) в упр. 605.
4) Выработка умения соотносить личную форму глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени с неопределённой формой (Упр. 604.)
Видит – (что делает? – что делать? ) видеть – нес. в., лает – лаять – нес. в., слышит – слышать – нес. в., выброшу (что сделаю? – что сделать? ) выбросить – с. в., вылетит (то сделает? – что сделать?) вылететь, ненавидит (что сделает? – что сделать?) ненавидеть – с.в., склеил (что сделал? – что сделать?) склеить, езжу (что делаю? – что делать?) склеить, езжу (что делаю? – что делать?) ездить.
3)Привезли (что сделали? – что сделать?) привезти, привели – привести, прошли – пройти, гребу – грести, ползёт – ползти – н. в., плетёт – плести – н. в., бреду – брести – с. в., зацвёл (что сделал? – что сделать?) зацвести – с. в.
3) Строятся (что делают? – что делать?) строиться – н. в., стрижётся (что делает? – что делать?) стричься – н. в., несутся (что делают? – что делать?) нестись – н. в., могу (что делаю? – что делать?) мочь – н. в., будешь (что делаешь? – что делать?) – быть н. в., остановился (что сделал? – что сделать?) – остановиться - с. в., обжёгся (что сделал? – что сделать?) – обжечься – с. в.
5) Распознавание глаголов в неопределённой форме во фразеологизмах (упр. 606)
· Даром хлеб есть(н. в, инфинитив) – жить напрасно, не принося никакой пользы. Ты ленивец, даром хлеб ешь, да небо коптишь. (Пушкин Сцены из рыцарских времён)
· Чужой хлеб есть(н. в.)– жить на чужой счёт. Я не ем чужой хлеб.
· Забыть хлеб-соль – проявлять неблагодарность по отношению к тому, кто оказывал гостеприимство и расположение. Она бранит меня, укоряет, говорит, что я забыла хлеб-соль.
· Сесть(с. в.)на хлеб и воду – наказывать голодом, лишением пищи, ограничением в пище. На хлеб на воду вас посадит, да из тёмной комнаты не будет выпускать (Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели)
· Перебиваться(н. в.)с хлеба на квас- жить очень бедно, терпеть нужду, лишения. Мы и сами с хлеба на квас перебиваемся.
6)В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. 1) Любить иных – тяжёлый крест. (Б. Пастернак) 2) Он решил сходить к Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди. (А. Чехов) 3) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно. (А. Пушкин) 4) Самые чистые рубахи велит капитан надеть! (Б. Окуджава)
III. Итог урока.Сделайте основные выводы по сегодняшнему уроку.
IV. Д. з.§76, упр. 607.
урок | Тема: Правописание –тся и -ться в глаголах | час |
Цели урока: 1. Закрепить правописание –тся и ться в глаголах. 2. Научить правильно ставить вопрос от слова, к которому относится неопределённая форма глагола.
Ход урока
I. Повторение правила о правописании–тся и - ться в глаголах.
1) Умение правильно ставить вопрос от слова, к которому относится неопределённая форма глагола (упр. 608 – 610)
2) Наблюдение над произношением глаголов в неопределённой форме и возвратных глаголов 3-го лица настоящего и будущего времени:
Всё стремится обновиться,
Всё желает перемен.
В. Берестов
3) Выпишите в 2 столбика глаголы на – тся, входящие в словосочетания:
- Со словами можно, нельзя, надо и др.
- С другими глаголами.
Тут солнце решило приняться за дело, и поле в неделю зазеленело. (З. Александрова.) Длинные серёжки ольхи покачиваются от ветра, над ними стали подниматься облачка жёлтой пыльцы. (И. Былбышев.) Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. (Пословица.) Надо наклониться, чтобы из ручья напиться. (Пословица.) Золотистая пшеница стала гнуться от зерна. (Е. Трутнева.) Начало поле желтеть, золотиться, туда полетели скворцы и синицы. (З. Александрова.)
4) Правописание мягкого знака в конце инфинитива. Образуйте от данных глаголов начальную форму, объясните правописание мягкого знака
На доске: Нравится - …, стерегут - …, беспокоится - …, обжигал - …, прокатился - …, пробралось - …, ходит - …, пекут - … .
5) Записать предложения, объяснить написание глаголов.Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? А Васька-кот в углу, припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал Волк. Недаром говорится, что дело мастера боится.
II. Итог урока. Рассмотрите схему. Проиллюстрируйте ваше объяснение схемы примерами.
-тся или - ться
Что делает? ется, ится |
Что делать? ться |
III. Д. з. Упр. 611
урок | Тема: Наклонение глагола | час |
Цели урока: 1. Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола.
2. Закрепить правописание глаголов в различных наклонениях.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Беседа о правописании – тся и – ться в глаголах.
- Как определить написание – тся и – ться в глаголах? Докажите.
- Прочитайте предложения и скажите, всё ли в них правильно написано.
На доске: Мальчик весел и смеётца без конца. Лена вынуждает маму часто сердитца из-за плохих оценок.
II. Работа по теме.
1)Наблюдение над предложениями, в которых глаголы выражают разные наклонения, изучение теории. (с. 204.)
2)Беседа по таблице, коллективный подбор предложений на каждое наклонение (упр. 612) Внимание учащихся акцентируется не только на смысловых различиях глаголов, но и на их правописании.
3)Практическая работа. Распознавание глаголов в изъявительном наклонении.
· Прочитайте. Объясните смысл названия «Помощница».
· Выпишите глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времён. Укажите их наклонение.
Образец записи: села – сов. вид, прош. пр.; сядет – буд. вр.; в изъявит. накл.
Помощница
У Танюши дел немало.
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
А Барто
4) Определить наклонение глаголов.Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И. Крылов)
Им – бал, а батюшка таскайся на поклон. (А. Грибоедов)
Как волка ни корми, он всё в лес смотрит. (Пословица)
Будь вы там, этого бы не произошло.
Приди я часом позже, ничего не удалось бы спасти.
С ним только заговори – ничего не захочешь, его не остановишь.
Все засмеялись, а он возьми и рассердись.
III. Итог урока.Давайте попробуем все вместе составить памятку на тему «Борись за чистоту и порядок в школе», используя глаголы в повелительном наклонении. Каждый из вас по «цепочке» называет предложение. Будьте внимательны, не повторяйтесь.
2) Как изменить наклонение глаголов сходите, держите, носите, остановите, учитесь, не изменяя ни одной буквы? Как изменится при этом их морфемный состав?
IV. Д. з. ЗСП – 15, § 78.
урок | Тема: Как образуется сослагательное наклонение глагола | час |
Цели урока: 1. Дать понятие об образовании сослагательного наклонения глагола.
2. Закрепить правописание частицы бы.
3. Познакомить учащихся со сложноподчинённым предложением с придаточным условным.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.Повторение материала о наклонении глагола.
Поставьте глаголы во 2-м л. мн. ч. в буд. вр. и в повел. наклонении. Списать, сесть, сказать, стукнуть, скрыться, вывезти (груз), отправить, вынести, выкупаться, выйти, выскользнуть, вытереть
позволить, расписаться, вывести (пятно).
Глаголы | Изъяв. накл. | Повел накл. |
Списать | спишете | спишите |
II. Работа по теме.
Рассматриваютсяво взаимосвязи три вопроса:
1) образование форм сослагательного наклонения (с. 205)
o Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.
o Как образуются глаголы в условном наклонении?
2) Употребление в письменной и устной речи соответствующих предложений (упр. 613)
3) Раздельное написание частицы бы (упр. 614). Материал даёт возможность объяснить детям понятие о СПП предложении с придаточным условным, что пригодится в дальнейшем при изучении синтаксиса в 9 классе.
4) Найти глаголы сослагательного наклонения
Если бы я был…
Если бы я был маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил,
Мне бы комар казался огромным орлом,
Блюдце – широким озером, если б я был…
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то – не наверняка.
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила коробку «Полёт»
Тётя, которая очень любит меня,
Я бы эту конфету ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово «привет»,
Я бы с неделю ворочал бы вечным пером…
Ш. Сильверстейн
IV. Итог урока. Расскажите, как образуется сослагательное наклонение глагола. Свой рассказ иллюстрируйте примерами.
V. Д. з. § 79, упр. 615.
142-143 уроки | Как образуется повелительное наклонение глагола | Урока |
Цели уроков: дать понятие об образовании повелительного наклонения глаголов; научить делать морфологический разбор глагола.
Оборудование:таблица с морфологическим разбором глагола.
Ход уроков