На хлебцах, купленных в магазине, совершать проскомидию, без крайней нужды, совершенно недопустимо, ибо прежде всего неизвестно, как и на чём эти хлебцы испечены
В случай крайней нужды можно совершать литургию и на любом количестве просфор, меньшем пяти, но это именно – в случае крайней нужды, когда действительно нет никакой возможности испечь все пять просфор. На Востоке и поныне употребляется для литургии одна большая просфора, на которой сделано пять печатей, так что это как бы пять просфор, составляющих один хлеб.
ВОПРОС: Из какого материала полагается возжигать свечи в церкви и какое употреблять масло для лампад?
ОТВЕТ: Согласно правилам церковным, свечи, возжигаемые в церкви, должны быть изготовляемы из чистого воска, а для лампад должно употребляться чистое растительное оливковое масло (елей).
ВОПРОС: Когда и почему установлено возбранение женщинам входить в алтарь?
ОТВЕТ: По каноническим правилам, не только женщинам, а и вообще мiрянам, не посвящённым в священные степени, не разрешается входить в алтарь. Алтарь есть место священнодействия, и в нём могут быть только облачённые в священные одежды священнослужители и церковнослужители – чтецы, певцы, пономари, вообще прислужники, помогающие священнику при Богослужении.
Что касается женщин, то им входить в алтарь нельзя потому в особенности, что они не могут быть посвящаемы ни в какие церковные степени, а это, в свою очередь, обуславливается их специфической физиологией.
ВОПРОС: Может ли быть женщина церковным старостой или псаломщиком?
ОТВЕТ: Всероссийский Церковный Собор 1917 /18 г.г. допустил избрание женщин на должность церковного старосты. Официальным псаломщиком, то-есть членом Церковного причта, женщина не может быть, ибо это должность церковнослужительская, а женщины не могут быть посвящаемы в церковные степени.
ВОПРОС: Ввиду того, что в Типиконе нет указания, что следует петь в Троицкую родительскую субботу вместо «Видехом свет истинный», а обычно поют по всем церквам «Глубиною мудрости», мне бы хотелось знать, как давно вошло в практику пение «Глубиною мудрости» в этом месте и на чьём авторитете эту практику можно обосновать? Так ли поют в старых обителях? Что поют у вас в Троицком монастыре?
ОТВЕТ: В Типиконе нет никаких указаний на то, что следует петь в Троицкую родительскую субботу вместо «Видехом свет истинный», но ничего не говорится и о том, что это пение отменяется. В виду такого полного умолчания, наш «Церковный Вестник» (в 1889 г.) находил, что нет основания в данном случае отменять песнь «Видехом свет истинный», хотя она и входит в число стихир не наступившей ещё Пятидесятницы; ведь пасхальные песнопения «Во гробе плотски» и «Светися, светися» произносятся же иереем на литургиях Великого Поста и на обеих литургиях Василия Великого на Страстной неделе неотложно.
Тем не мене крепко вошло в обычай не петь в Троицкую родительскую субботу «Видехом свет истиный», подобно тому, как не поётся и не читается до наступления Пятидесятницы «Царю Небесный». Есть практика совсем ничего не петь вместо этого песнопения, но есть и другая практика – Петь заупокойный тропарь «Глубиною мудрости», поскольку со дня Пасхи до Вознесения пелся в этом месте пасхальный тропарь «Христос Воскресе», а со дня Вознесения до отдания пелся тропарь Вознесения «Вознеслся еси». Трудно сказать, как давно вошло это в обычай, трудно и обосновать ту или иную практику на каком-либо авторитете, если устав совсем об этом умалчивает. Правильнее всего в таких случаях поступать, руководствуясь советами и указаниями своего Епархиального Архиерея, к которому вообще следует всегда обращаться во всех недоуменных случаях, когда нет прямых и ясных указаний в Типиконе.
ВОПРОС: Когда служат пресвитеры соборне и приступают к принятию Св. Христовых Таин, предстоятель сразу же должен преподать диакону Пречистое Тело Христово или когда сам приобщится?
ОТВЕТ: Когда пресвитеры служат соборне, сначала предстоятель и сослужащие ему иереи принимают в свои руки Тело Христово. Приобщившись Тела Христова, предстоятель лишь тогда преподаёт Его для приобщения диакону.
ВОПРОС: Если пресвитер служит один с диаконом, когда он должен преподать диакону Пречистое Тело Христово?
ОТВЕТ: Тогда, когда это указано в Служебнике, то-есть: призвав диакона словами: «Диаконе, приступи», преподаёт ему Тело Христово, а затем сам вземлет Тело Христово и оба приобщаются, таким образом, Тела Христова одновременно. Это делается ради практического удобства.
ВОПРОС: Когда пресвитер совершает проскомидию и в храме находится епископ, а чтец, читая часы, произносит: «Именем Господним, владыко, благослови», какой возглас должен произносить пресвитер: «Молитвами святаго владыки нашего...» или, как обычно, «Молитвами святых отец наших»?
ОТВЕТ: В присутствии архиерея произносится возглас: «Молитвами святаго владыки нашего», ибо чтец просит благословения именно у него, говоря: «Именем Господним, владыко, благослови». Когда архиерея нет, чтец говорит: «Именем Господним благослови, отче» и служащий пресвитер благословляет, призывая «молитвы сзятых отец наших», то-есть присутствующих в храме собратий своих (поскольку уставы церковные составлялись в иноческих обителях и предназначались первоначально именно для них, то тут имелись в виду собратия-иноки). Из благоговейного уважения к священному сану, издревле, обращаясь к епископу или к священно-инокам, называли их: «святый владыко», «святый отец». Таков именно смысл и в вышеуказанных возгласах на часах, полунощнице и повечерии.