Речевая выразительность фигур
Повторите определение речевых (стилистических) фигур, приведенное в начале этого модуля. Отметьте их отличие от тропов (см. там же).
1. Анафора,или единоначатие – риторическая фигура, представляющая собой повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз. Например: ОАО «Сатор» - один из крупнейших производителей… в… ОАО «Сатор» - это надежность, проверенная временем. ОАО «Сатор» - это хороший стиль и возможности без границ. ОАО «Сатор» - это комплекс услуг.
Анафора в периоде встречается довольно часто. Она может структурировать текст любой длины. Если в какой-то ситуации важно подчеркнуть, что люди имели одинаковые стартовые условия, для структурирования текста следует использовать одинаковый зачин, т.е. анафору.
2. Эпифора,или единоконцовка – риторическая фигура, противоположная анафоре, представляющая собой повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз. В чистом виде эпифора употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном виде (параллелизм синонимов или грамматических форм в окончаниях) – довольно часто. Например: Все по-старому, - сказала нежно, - Все по-старому – Но смотрел я в очи безнадежно – Все по-старому. Улыбалась, мягко целовала – Все по-старому. Но чего-то все недоставало – Все по-старому! (И. Северянин).
Если в какой-то ситуации важно подчеркнуть, что люди добились одинакового результата, для структурирования текста следует использовать одинаковую концовку, т.е. эпифору.
3. Симплока – риторическая фигура, включающая одновременный повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или ритмических частях, т.е. одновременное использование анафоры и эпифоры. Например: Жизнь в разлуке с лозою – ничто. Жизнь в разладе с певучей струною – ничто (Омар Хайям).
4. Параллелизм – риторическая фигура, состоящая из тождественного или сходного расположения элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ: Направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – голову сложишь…; Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому… но он был властолюбив, и я убил его (из речи Брута).
Параллелизм издавна распространен в письменной речи. На нем основан поэтический стиль Библии. Иногда параллелизм осложняется вводом отрицания (отрицательный параллелизм) или обратным порядком слов и анафорой. В основном параллелизмом считается одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (соотношение позиций подлежащего, сказуемого, дополнения и т.д.), т.е. одинаковую синтаксическую структуру.
Синтаксический параллелизм особенно эффективен при описании явлений, в чем-то сопровождающих друг друга. В этом случае параллельные конструкции будут оправданны. Сравните предложения:
У нас есть 3 основные цели, мы должны увеличить производство, расширить наш рынок и заняться наймом опытных работников | У нас есть 3 основные цели: повысить производство, расширить наш рынок, нанять опытных работников |
Александр получил высший балл за выполнение обязательной письменной работы, за успешное взаимодействие с работниками и заказчиками и за то, каким образом он вел себя на штатных собраниях | Александр получил высший балл за выполнение обязательной письменной работы, за успешное взаимодействие с работниками и заказчиками, за выступление на штатных собраниях |
Когда несколько идей работают на одну цель, их словесные аналоги должны быть построены одинаково грамматически. Если одна из идей представлена каким-то другим образом, она выражена неудачно.
Принцип параллелизма подходит элементам не только основного, но и дополнительного предложения. Его можно отнести и к заголовкам в книге. Если один основной заголовок является полным предложением, то остальные должны быть такими же.
5. Анадиплосис – риторическая фигура, состоящая из повтора последнего слова или группы слов стиха (или ритмико-синтаксической единицы) в начале следующего: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта (А.А. Блок). Тем самым усиливается эффект пространственной безграничности природного явления и внутреннего состояния ЛГ, подчеркивается их сходство и неразрывное единство.
6. Градация – риторическая фигура, заключающаяся в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - ослабевающее) значение, благодаря чему создается впечатление нарастания или угасания признака. Если происходит нарастание признака, градация называется восходящей. Если происходит угасание, ослабевание признака, градация называется нисходящей.
Пример восходящей градации: Шипя, клокоча, громыхая, первые потоки лавы вырвались из-под земли, сжигая, превращая в ничто все на своем пути. Пример нисходящей градации: Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, ни к кораблю (М.И. Цветаева). Пример восходяще-нисходящей градации: Желание быть посредником между двумя убежденными мыслителями может возникнуть только у посредственности; от его взгляда неизбежно ускользает все исключительное, единственное в своем роде, единичное; когда же все видится похожим, одинаковым, однообразным, то это признак плохого зрения.
На принципе градации построено много публичных речей: оратор начинает с нейтрального эмоционального уровня, который постепенно нарастает и к концу выступления может приобрести характер эмоционального призыва. Используется и нисходящая градация, но реже. Важно помнить, что нарастание (уменьшение) должно быть не только эмоциональным, но и обязательно смысловым: каждое следующее заключение должно быть значительнее и глубже предыдущего. Располагая аргументы в доказательстве с учетом увеличения их значимости и одновременно усиливая эмоциональный накал, оратор может произвести на слушателей сильное впечатление.
7. Силлепс – риторическая фигура, объединяющая в одном тексте необъединяемые по своей сути элементы: Пил чай с коньяком и поручиком (А.П. Чехов). Употребление силлепса создает комический эффект. Эта фигура уместна в соответствующей коммуникативной ситуации, часто используется в комических жанрах, например, в анекдотах. Однако в деловой коммуникации является речевой ошибкой и может свидетельствовать о безграмотности говорящего.
8. Эллипсис – риторическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (В.А. Жуковский); Их винтовочки стальные – на незримого врага (А.А. Блок). Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, стремительность, уверенность, интонацию живой разговорной речи.
9. Риторическое обращение – риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (А.С. Пушкин); Друзья, прекрасен наш союз (А.С. Пушкин). Риторические обращения служат не только для называния адресата речи, но и для того чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить эмоциональную выразительность.
10. Риторический вопрос – риторическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, стимулировать мысль: Почему, когда достигаешь того, чего хотел, видишь, что там этого нет?
11. Полисиндетон, или многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых ими членов предложения или сложносочиненных предложений, для замедления речи. Например: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Н.В. Гоголь); По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (А.И. Куприн).
12. Асиндетон, или бессоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Например: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон (А.С. Пушкин).
13. Антисторфа – риторическая фигура, заключающаяся в повторении слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке: Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают (В.Г. Белинский).
14. Именительный представления – риторическая фигура, начинающаяся с существительного или именного словосочетания, которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением: Экономика… Сколько о ней произносится умных речей, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии; Наши дети… Никто не поручится за их будущее.
15. Паралипсис – риторическая фигура, заключающаяся в притворном умалчивании: оратор подчеркивает, что опускает какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их. Например: Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины – нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу…; Я мог бы еще многое сказать о нашем юбиляре – о его скромности, тактичности, его любви к людям, постоянной доброжелательности к окружающим, но стоит ли об этом говорить? Ведь это и так хорошо всем известно.
Подобные построения могут содержать острую критику серьезных недостатков, причем слушатели будут убеждены, что оратор располагает большим фактическим материалом по данному вопросу, но по этическим соображениям или из-за дефицита времени не хочет его подробно излагать. Паралипсис используется после обстоятельного анализа каких-то других явлений, подробного приведения фактов как окончание характеристики рассматриваемого объекта.
16. Апозиопеза, или фигура умолчания – оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность самим разобраться в сути. Например: Все шло хорошо, уже была назначена свадьба, но…; Вы ставите естественный вопрос. Я бы могла дать вам исчерпывающие и убедительные объяснения, но я бы хотела, чтобы вы поняли все без объяснений.
17. Антиципация – риторическая фигура, заключающаяся в предвидении, предвосхищении событий, это формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. При этом создается впечатление объективности обсуждения проблемы, наглядного контакта оратора с аудиторией: Я предвижу возражения…; Мне, конечно, могут возразить, что…; Можно подумать, что это неправильно, потому что… (далее приводится опровержение возможных возражений слушателей, заранее продуманное оратором во время подготовки, а вовсе не по ходу речи). Например: Вы можете не согласиться со мной в оценке уровня передач наших телеканалов, возразить, что если бы этот уровень был столь низким, то количество телезрителей не было бы таким большим. Однако, во-первых, на безрыбье и рак – рыба, а во-вторых, уровень многих телезрителей зачастую не выше уровня нынешних телепередач.
Эта фигура может использоваться в одном выступлении не более двух раз во избежание монотонности и замедленного изложения мыслей.
18. Аллюзия (от лат. - намекать) – риторическая фигура, представляющая собой соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. Чаще всего цитируют философов, писателей, политических деятелей, ученых. Целесообразно вставлять в речь краткие высказывания из Евангелия, приводить народные пословицы.
Цитаты должны быть краткими и заключать в себе мудрость и оригинальность. Приводя цитату, следует использовать ее для развития собственных рассуждений. Например, высказывание М. Монтеня «Я не хочу казаться лучше, чем я есть на самом деле» можно продолжить: но не надо казаться и хуже, чем мы есть на самом деле.
Если слушателям, по вашим предположениям, известен автор цитаты, то называть его не надо, а если неизвестен, то следует указать источник, освобождая себя при этом от ответственности за возможную неправильность или сомнительность высказывания. Кроме того. Упоминание известного автора будет дополнительным аргументом в ваших рассуждениях (см. апелляция к авторитету и возвратный удар).
В то же время аллюзиями не следует злоупотреблять. Множество приведенных изречений создаст вам репутацию начитанного и образованного человека, но одновременно заронит у слушателей подозрение относительно самостоятельности вашего мышления. Аллюзии должны подкреплять не мелкие факты и наблюдения или избитые истины, а ваши оригинальные суждения.
19. Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при более внимательном рассмотрении верное в определенных условиях. Это непротиворечивое следствие из противоречивых посылок. Например: Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи; Чем больше это изменяется, тем больше остается тем же самым (французский афоризм об изменениях, не затрагивающих существа дела: сменяются политические лидеры, конституции, законы, происходят революции, но на самом деле все остается прежним).
20. Антифразис – один из видов иронии, заключающийся в употреблении фразы в противоположном смысле в определенном контексте и с определенной интонацией: Не брал я твою флэшку. Очень она мне нужна! Очень мне нужно тебя обманывать! Или: Я, право, в восхищении от современной молодежи! От ее бесконечного легкомыслия. От ее современных изящных манер!
В заключение следует помнить, что фигуры – более сильные приемы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определенному принципу. Тропы оставляют одномоментное впечатление, довольно быстро забывающиеся, а текст, построенный по единой, структурированной с помощью фигур схеме, оказывает сильное коммуникативное воздействие.