Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, учит анализу натуры в процессе построения изображения, указывает путь быстрейшего усвоения учебного материала, учит анализировать, направляет внимание на самые важные особенности строения, внимательно следит за работой мысли ученика, постоянно ее направляя, поддерживая. не упуская его работу из вида. С первого класса закладывает у учащихся основы знаний и навыки реалистического изображения, отводит их от наивного и примитивного рисунка.
После объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей. Заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика, или у нескольких учеников и объясняет причину ошибки.
При изложении учебного материала нужно чтобы все ученики понимали тему, удержать внимание учеников, умело излагая тему урока, со временем усложняя задачи. При обучении рисованию с натуры педагог уделяет внимание вопросам наблюдения, восприятия и анализа натуры, иллюстрирует пояснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Педагогический рисунок активизирует работу, повышает интерес: к искусству. Можно воспользоваться методом: предварит-й подготовки классной доску к уроку, наметив точками габариты и пропорции будущего изображения, а, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизвести рисунок.
Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала в течении всего уч. года, интенсивность уроков определяется количеством учебного материала. Такая система дает возможность эффективно использовать учебное время, четко планировать работу по программе на весь год. В ходе урока учитель дает необходимые понятия, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий, в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом.
26. Планирование и организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству на учебный год и на четверть. Иллюстрированный календарно-тематический план уроков изобразительного искусства
Основные функции учителя изобразительного искусства в школе: учебные, воспитательные и организационные.
Успех любого дела зависит от его организации. Под организацией учебного процесса подразумевается планирование всего материала предмета от урока до года и всех лет обучения. Чтобы достичь систематичности, последовательности и приемлемости знаний, умений и навыков, нужно спланировать работу с детьми по годам. С такой целью делают тематический план на год (другое название календарно-тематический план).
Формы тематического плана:
табельная форма представляет собой таблицу с разделами: класс, четверть, номер урока, тема урока, практическое задание, материалы выполнения задания, примечание;
иллюстрированная форма представляет собой мозаику из рисунков, Расположенных в логической системе (см. рисунок 1), благодаря иллюстрациям, раскрывающим тему урока, материалы изображения, уровень сложности задания, делает тематический план наглядным;
комбинированная форма представляет собой систему карточек (см. рисунок 2), которые содержат в себе не только общую информацию о планируемом уроке, которая требуется для тематического планирования, но часть информации поурочного планирования (оборудование урока, план урока, методы и приемы обучения и воспитания).
Требование к тематическому плану по изобразительному искусству:
Нравственная направленность содержания занятий.
Соответствие планируемого материала программе.
Доступность планируемого материала возрасту детей.
Последовательное нарастание сложности учебных задач, приемлемость материала уроков.
Наличие межпредметных и межурочных связей (блочно-тематический принцип планирования).
Соответствие природному и общественному календарю.
При составлении тематического плана необходимо учесть следующее:
) количество уроков в году - 35;
) количество уроков в четвертях: в I и II четверти - по 8 уроков, в III четверти - 12 уроков, в IV четверти- 7 уроков.
) временные границы учебных четвертей: I четверть: 1 сентября - 5 ноября; II четверть: 10 ноября - 30 декабря; III четверть: 12 января - 22 марта; IV четверть: 1 апреля - 30 мая.
Творчество учителя находит выражение, в первую очередь, в логике построения блоков уроков из предложенной тематики уроков программами.
Например, В блок ИЗО по теме «Народный праздник» могут войти уроки, имеющие следующие темы:
«Пейзаж родной земли» (тематическое рисование).
«Особенности декора национального жилища и костюмов народов, проживающих на территории края» (беседа с зарисовками элементов декора жилища и костюма).
«Декоративный натюрморт», составленный из предметов народного быта (рисование с натуры).
«Зарисовки фигуры человека в движении с натуры».
«Народное праздничное гуляние» («Ярмарка») (индивидуальная, групповая или коллективная работа над тематическим панно) Современные требования, предъявляемые к управлению образовательным учреждением, требуют от административного и педагогического корпуса грамотных подходов к организации образовательного процесса. Учебная программа - это нормативный документ, определяющий: 1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету; 2) логику и последовательность изучения тем; 3) общее количество времени на изучение определенных тем. Учебные программы подразделяются на несколько основных видов: 1) типовые программы; 2) рабочие программы; 3) авторские программы. На уровне образовательного учреждения разработаны единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов. Рабочая программа учебных курсов и дисциплин. Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Основными документами, определяющими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются: государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компоненты); базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам; типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана. Особенность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность - в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности. Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Рабочая программа учебного предмета - это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Тематический план для учителя тематическое планирование является основным документом в деятельности. Оно составляется на определенный период времени, но чаще всего на год. Основная цель этого документа - спланировать поурочную деятельность учителя. Планирование чаще всего представлено в виде таблицы, которая имеет несколько обязательных пунктов: номер урока, тема урока, цель и задачи урока, содержание урока, дополнительный материал, домашнее задание. В тематическом плане так же следует указать: -Контрольные, лабораторные, практические работы (количество), перечень экскурсий -Требования к уровню подготовки, учащихся по каждой теме (знания, умения) и др. Общие требования к планированию: соответствие содержанию программ;
соответствие объему часов, заложенных в программе, учебном плане;
чередование видов занятий;
соответствие событиям жизни общества и учащихся;
соответствие принципам дидактики. В плане-конспекте необходимо отразить следующие моменты:
Место урока в системе занятий; тема урока; класс, в котором он проводится; цели образования, развития и воспитания; тип урока; средства обучения (в т. ч. , ПО)структура урока, с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени; содержание учебного материала; система упражнений и заданий для организации деятельности учащихся; методы обучения на каждом этапе урока; формы организации учебной деятельности учащихся; домашнее задание.
Тема урока: Класс: Цели: образовательная -Тип урока: Средства обучения:
Содержание урока. Триединая дидактическая цель урока
образовательные - усвоить понятие…, отработать умения…, отработать навыки применения…, обобщить и систематизировать знания о…
воспитательные - воспитание нравственности, активности, трудолюбия, …
развивающие - развитие алгоритмического стиля мышления, комбинаторного…
Типы уроков:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок формирования умений
урок применения знаний, умений и навыков урок обобщения и систематизации знаний
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков комбинированный урок
27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в школе. Виды педагогического рисунка. Требования к выполнению педагогических рисунков
Главное в педагогическом рисунке - лаконичность изображения, простота и ясность его. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. На занятиях рисования наглядность обучения первостепенна, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении, сопровождающегося объяснением учителя, школьники получают полное представление об изучаемом материале, им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.
Методы наглядного обучения
1. Рисунок на классной доске помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.
2. Зарисовка учителя на полях рисунка школьника нужна, если ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
3. Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя имеет большое образовательное значение. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик запоминает все детали этого процесса, и потом старается делать так, как сказал педагог.
4. Демонстрация рисунков выдающихся художников сыграет большую роль в обучении, т. к. ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. .
Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления, учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.
Основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:
схематические рисунки и таблицы;
слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;
специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;
рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
репродукции картин и рисунков мастеров;
кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;
специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.