Из истории музыкальных форм
Связь со словом и пением позволяет предположить, что в музыке более ранними являются вокальные формы. Центральное местоположение вокальные и хоровые жанры сохраняли и в эпоху Средневековья, и Возрождения. Строение произведений определялось протяженностью и структурой литературной основы, в современной теории такие формы получили название тексто-музыкальных.
С рождением новых инструментальных жанров, особенно с XVII “золотого века музыки”, начали складываться “чисто музыкальные” виды композиций, то есть, не связанные со словом. В теории они получили название классических форм.
Приемы музыкального развития
Так как развитиесвойственно музыке, его действие всеобъемлюще и проявляется на всех масштабных уровнях формы произведения: фразы и предложения, периода и части, сложной композиции, например: в сонате – на уровне партий, разделов сонатного allegro, затем – частей сонатно-симфонического цикла.
Известно, что развитию в произведении подвергаются темы, этот процесс по-разному происходит в полифонии и гомофонии, поскольку они имеют свои специфические приемы работы с материалом (например, в полифонии используется имитационная и контрапунктическая техника).
Вместе с тем,в основе разных приемов лежат некоторыеуниверсальные принципы музыкального развития, такие, например, как повтор и контраст.
Всего в гомофонной музыке выделяются 4 принципа: повтор, контраст, разработку и развертывание. В обобщенном виде это выглядит так:
Классификация приемов или общих принципов музыкального развития,
(общих принципов или общих форм организации материала)
Повтор, контраст, разработка, развертывание |
1. Повтор- точный или измененный (вариационный – касается внешних деталей: отдельных звуков, ритма, фактуры,вариантный – представляет собой переизложение, то есть новый вариант).
2. Контраст – появление чего-то нового: темы или элемента (мотива, фразыи др.).
Виды контраста:
Cопоставление или коренной –новое имеет характер противопоставления, иногда -менее резкогодополняющего или оттеняющего свойства.
Производный - появивщийся тематический элемент не вполне новый, а имеетпроизводный характер, то есть общность с ранее прозвучавшим.
3. Разработка – дробление тематизма или вычленение мотивов темы, построение на их основе модулирующих секвенций. Это может сочетаться с другими приемами:проведением мотивов в разных регистрах, с изменением их фактуры, динамики, интервалики, ритма, гармонии и пр.
4. Развертывание– имеет два значения:
а) свободное развертывание – когда есть тематическое ядро и поступательное движение на близких интонациях. “Только вперед, но без отрыва от предыдущего” (В. Цуккерман);
б) постоянное прибавление новых элементов, типа: a-b-c-d…
Классификация с позиций духовного смыслаВ. Медушевского
(обусловлено исторической связью европейского искусства с христианством)
Повтор, контраст, развертывание, развитие |
1. Повтор - его сущность – молитва, славословие, гимн. Исходный смысл – вживание в духовное состояние близости Богу. При антимолитве (заклинании) человек хочет менять все вокруг, а сам не меняться.
2. Контраст – противопоставление. Его гениальность – в мгновенном осмотресущего, быстрый охват мира. Контрасты могут складываться в иерархическую систему.
3. Развертывание - открытие барокко. Выдерживается один аффект[16]. В музыке Баха и иных композиторов барокко - просветляющее вертикальное соединение земного и небесного; будучи взято в одномоментности, составило сущность аффекта. Мир Истины превзойти нельзя, развитие здесь было бы логически абсурдно.
4. Развитие - открытие классицизма. Смысл развития - в нем отразилась коренная идея христианства какрелигии пути. Вертикальное соединение земного и небесного стало горизонтальным, раскрыло себя во времени. Сутью стал подъем на духовную высоту вечности.
Тема 5. Функции частей музыкальной формы. Типы изложения.
Если посмотреть на историю европейской музыки нотной традиции с точки зрения развития музыкального склада, то в ней можно выделить такие периоды:
1. Одноголосное грегорианское пение - григорианский хорал с VI-VII вв.
2. Раннее Средневековое многоголосие (органум с IXв.).
3. Полифония строгого стиля эпохи Возрождения XIV–XVI вв.
4. Полифония свободного стиля XVIII в. (Бах, Гендель).
5. Гомофонно-гармонический склад XVII- XIX вв.
6. Полифония и гомофония в музыке cконца XIXдо нашего времени.
Эпоха барокко. Музыкальная риторика: риторические функции частей
Музыкальной формы.
В вокальной музыке эпохи Средневековья и Возрождения словесный текст раскрывал смысл сочинения и определял его форму (тексто-музыкальную). В развивающейся инструментальной или “чистой” музыке XVII – XVIII вв. понимание вопросов содержания и построения произведений стало сложным. Помочь разобраться в этом была призвана музыкальная риторика.
Риторика – это наука о красноречии, известная еще с античности. В эпоху барокко так стала называться и теория искусства, одним из разделов которой и была музыкальная риторика. Согласно новой теории, композитор и исполнитель подобны оратору, а музыка может рассматриваться как своеобразная речь, язык. Поэтому начинающим авторам при сочинении инструментальных произведений предлагалось, например: “пропевать”, озвучивать соответствующие характеру и смыслу пьесы слова,как бы изображая их звуками. Cэтой “педагогической” целью издавались специальные перечни или списки подходящих слов.
Музыкальная риторика включала в себя несколько учений, главные – это о музыкально-риторических фигурах и музыкально-риторической диспозиции.