Листок седьмой. «Святогорский монастырь»

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причём, как передают, всегда входил в мона­стырь через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы пушкин­скими). По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. «Придя в Святые Горы в «Девятник», т. е. в девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, — писал Л. Софийский, — Пуш­кин часто останавливался у святых ворот монастыря, вы­ходящих на запад к слободе Тоболенец, и здесь он прислу­живался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об Архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные канты, а иногда и подпевая им и сам».

Во вступлении к опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, главная мелодия которого записана на с. 55 учебника, уча­щиеся могут услышать неторопливый рассказ о событиях «седой старины», интонации русской народной песенности, проникнуться ощущением тревоги за судьбу русского народа.

Урок: «Приют, сияньем муз одетый...»

Задачи урока: знакомство с формами домашнего музи­цирования, осознание роли поэзии А. Пушкина в развитии музыкальной культуры России XIX века, понимание взаимо­связи слова и музыки в музыкальных жанрах песни и романса; совершенствование навыков хорового и ансамбле­вого исполнения музыкальных сочинений, использование навыков, полученных во внеурочной музыкально-эстетиче­ской деятельности.

Листок восьмой. Он отдан романсам. В нескольких вер­стах от Михайловского было имение местных помещиков Осиповых-Вульф. Владелица поместья Прасковья Алексан­дровна Осипова (по первому мужу Вульф) жила с детьми и племянниками в просторном уютном доме. Сюда часто по вечерам приезжал Александр Сергеевич Пушкин.

Приду под липовые своды,

На скат Тригорского холма...

В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голо­са... Пушкин устраивался на диванчике в углу и готовился слушать музыку. Кто-то снимал со стены гитару, начиная её настраивать, кто-то садился к роялю, перебирая лежа­щие на нём ноты, находил что-то интересное и предлагал гитаристу: «Споём романс...»

В то время был очень популярен романс на стихи поэта И. Козлова «Ночь весенняя дышала». Эти стихи в уютном сельском имении распевали на итальянскую мелодию. На эти же стихи М. Глинка написал романс «Венецианская ночь».

«Скажи от меня Козлову, — писал А. Пушкин поэту А. Плетнёву, — что недавно посетила наш край одна пре­лесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том изве­стить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не уви­дит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».

А «прелесть» эта была Анна Петровна Керн, которой поэт посвятил замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».

И. Козлов, прекрасный русский поэт (он автор знаме­нитого «Вечернего звона»), к тому времени совсем ослеп и был прикован к постели, поэтому Пушкин и называл его «милым, вдохновенным слепцом».

На подобных вечерах звучали фортепианные ансамбли Гайдна и Моцарта, музыка «упоительного» Россини. Сочине­ния итальянского композитора очень нравились А. Пушкину.

Вот и закончился день, полный событий, А. Пушкина. Всё это время с нами были стихи поэта и музыка.

Рассмотрите внимательно вместе с детьми портрет А. Пушкина работы О.Кипренского. • Только ли поэт изо­бражён на нём? • Почему А. Пушкин в своих стихах по­стоянно обращается к музе и лире?

Наше путешествие хочется завершить словами совре­менного поэта Д. Самойлова:

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

Итогом может стать проектная деятельность по организа­ции внеурочного занятия, тема которого определяется со­вместно с детьми (см. с. 16). Учитель предлагает четверо­классникам представить себя участниками музыкального вечера, подобного тем, которые проходили в Тригорском с участием А. Пушкина. Для разработки проекта можно вос­пользоваться следующими ресурсами Интернета: Пушкин в Михайловском и Псков: усадьба Тригорское.

Организация музыкального вечера с приглашением гостей, родителей предполагает: предварительную разра­ботку сценария (индивидуальная работа), конкурсный отбор лучших вариантов и составление интегративного сценария и программы урока-вечера; распределение функций и ролей между отдельными учащимся класса; отбор материала с использованием различных источников, аудио- и видео­фрагментов; взаимный обмен информацией при подготов­ке; консультации учителя; оформление класса, моделиро­вание костюмов. После проведения урока-вечера — реф­лексивный анализ проведённого занятия и взаимооценка деятельности, а также интервьюирование родителей.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!

Урок: «Композитор — имя ему народ»

Задачи урока: закрепление представлений школьников о роли народной песни в жизни человека, многообразии её содержания; знакомство учащихся с фольклором дру­гих народов в сопоставлении с отечественными народными песнями и наигрышами, выявление характерных интонаци­онных и ритмических особенностей народных песен, совер­шенствование умений и навыков сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фолькло­ра разных стран и народов.

Восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком. Песни раз­ных народов мира о природе — повод не только к поиску особенностей выразительного их исполнения, но и к раз­мышлениям о характерных национальных особенностях, от­личающих музыкальный язык одной песни от другой. Так, песни славянских народов — русская «Ты река ль, моя реченька» и белорусская «Реченька» — близки не только по своему жизненному содержанию (река как символ дороги жизни, быстротечности жизни, реченька как живое суще­ство, которому девушка доверяет свои сокровенные мысли о предстоящем замужестве и пр.), но и по интонационно­му строю: обе — лирические напевные, как бы нарисованы мягкими приглушёнными тонами (минорный лад), перемен­ный размер передаёт в обеих песнях трепетность эмоцио­нального состояния.

Необычность лада (пентатоника) и повторяющееся «зер­но-интонация» придают японской песне «Вишня» особый колорит. Раскачивающийся ритм и восторженно-призывные интонации песни «Солнце, в дом войди» и вечерняя умиротворённость, закруглённость линий, ладовая перемен­ность песни «Светлячок» отличают друг от друга эти две грузинские народные песни. Сопровождение в узбекской песне «Аисты» передаёт курлыканье птиц. Интонации колыбельных (неаполитанской и английской) близки друг другу своей напевностью, мягкостью, но в каждой из этих песен есть своё характерное состояние души, которое находит выражение в их музыкальном языке. Остановимся на неко­торых приёмах разучивания народных песен этого раздела.

В белорусской народной песне «Реченька» можно выде­лить нисходящую (секундовую) интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее нисходящее направление движения мелодии во фразах также усиливает печальный, задумчивый характер. Пение с ориентацией на нотную за­пись и по слуху даёт повод отметить тонические устойчи­вые завершения большинства музыкальных фраз. Именно частые повторения звука «ми» (тоники) вносят в песню не­которую монотонность, безысходность.

Для того чтобы показать детям равноправие голосов в народной песне, можно разучивать с ними каждый го­лос отдельно, чередовать исполнение партий первого го­лоса со вторым, на первоначальном этапе работы над пес­ней попытаться выстраивать лишь двухголосные каденции. Диалоговое строение песен определяет их исполнение группами хора, солистами, хором (припев).

На примере разучивания узбекской народной песни «Аисты» можно обратить внимание на мелодику повторя­ющихся фраз и их варьирование, изменение. Именно этот приём характерен для большинства народных песен. Эту песню лучше разучивать сначала без сопровождения, на­страивая ребят в основной тональности. Когда звучание в унисон всего класса будет интонационно точным и выразительным, можно попытаться исполнить песню с сопро­вождением, которое в первых двух фразах поддерживает основную мелодию, а в двух последующих даёт лишь гар­моническую основу.

Для того чтобы учащиеся почувствовали неповторимость музыкальных образов народных песен, рекомендуется ис­пользовать метод сходства и различия как основной приём работы над выразительностью исполнения песен и осознани­ем отличительных особенностей музыкальной речи. Конечно, учитель вправе выбирать те образцы песенного фольклора, которые предлагаются в хрестоматии музыкального матери­ала, а также привлекать песни безымянных авторов, которые помещены в учебниках предыдущих классов. Напомним, что в IV классе уже шёл разговор о том, как рождается в народе песня («Как сложили песню»), как она сопровождает челове­ка всю жизнь (картина К. Петрова-Водкина «Полдень»), как «жизнь даёт для песни образы и звуки», как благодаря исто­рическим песням и былинам («Былина об Илье Муромце») в памяти народной остаются имена его защитников, слав­ных воинов, как звучит песня на народных праздниках («Род­ной обычай старины» — песня волочебников), как бережно сохраняет народ творческое наследие своих гениев (народ­ные песни «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер» на стихи А. Пушкина) и др. Многие народные песни, напевы, инструментальные наигрыши дошли до нас именно в обра­ботке профессиональных композиторов.

Одним из образцов обращения к народному фольклору является новое для четвероклассников сочинение — хор «Ты воспой, жавороночек» из «Курских песен» Г. Свиридова. Композитор отобрал из сборника народных песен Курской области, записанных известной русской фольклористкой А. Рудневой, старинные песни, связанные с традициями кре­стьянского быта, и на их основе в 1964 г. сочинил «Курские песни» — кантату для смешанного хора и симфонического оркестра. Большинство песен кантаты основаны на древнем звукоряде, придающем музыке особое звучание. Песня «Ты воспой, жавороночек» (№ 2) — это закликание весны, лику­ющее прославление света, пробуждающейся жизни.

Перед прослушиванием хора «Ты воспой, жавороночек» можно предложить учащимся спеть с ориентацией на нот­ную запись его главную мелодию.

Сразу становятся очевидными простота и запоминаемость мелодии, постепенное движение к вершине, постоянное по­вторение интонаций и поэтического текста, характерный для народного песенного творчества «обрыв», недосказанность слова. Используя метод разрушения, предложите детям спеть эту мелодию по-разному: как светлую, мечтатель­ную лирическую песню или как энергичный, жизнерадост­ный призыв. После этого можно послушать в записи только первоначальные такты оркестрового вступления (челеста и арфа в нём изображают звонкоголосое пение жаворон­ка). • Какой вариант исполнения должен появиться вслед за таким вступлением — лирическая песня или песня-при­зыв, песня — гимн весне? Разноплановость «слышания» и исполнения этой мелодии поможет учащимся ощутить свиридовское прочтение её в кантате.

Работа с этим произведением Г. Свиридова даёт повод вспомнить с ребятами уже знакомые им сочинения, в которых запёчатлён образ жаворонка как символа русской природы (народные веснянки, романсы «Жаворонок» М. Глин­ки, «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова).

Усилить образный строй урока может поэтичная сказка В. Сухомлинского «Жаворонок»:

«Лежит под снегом серый комочек земли. Пригрело всё сол­нышко, растаял снег, зазвенели ручейки, из комочка земли родилась маленькая птичка. Поднимается в голубое небо, летит к солнцу, поёт песню, приветствует свою мать-землю и вечный источник жизни — Солнце. Ловит тоненькие, как паутинка, сере­бряные лучи, играет на них, как на струнах, и сыплется на землю песня. Слушает дивную мелодию земля, слушают зелёные сте­бельки трав, слушают весенние цветы, слушают люди».

С Концертом № 1 для фортепиано с оркестром П. Чай­ковского (1875) учащиеся уже встречались на страницах учебника для II класса. Они познакомились с музыкой пер­вой части, узнали о Международном конкурсе исполните­лей имени П.И. Чайковского, проходящем в Москве раз в четыре года, о первом его лауреате среди пианистов — американце В. Клиберне.

Раскрывая идею народно-песенных истоков в творчестве русских композиторов, можно сказать, что композитор за­думывал этот фортепианный концерт как «общее достояние публики» благодаря включению в него подлинных народных мелодий. Так, в 1-й части концерта звучит напев, который П. Чайковский записал на Украине у лирников — слепых бро­дячих певцов, сопровождающих игрой на лире пение духов­ных стихов. Ещё раз следует обратиться к началу 1-й части и вспомнить призывный, запоминающийся мотив валторны, победно вздымающиеся аккорды фортепиано. В середине 2-й части концерта П. Чайковский использовал популярный в то время мотив французской песенки в ритме вальса. Исполнение украинской народной песни-заклички «Веснян­ка» поможет учащимся вспомнить её звучание в 3-й части Концерта № 1 П. Чайковского. Вновь можно привлечь вни­ание детей к тому, как композитор выделяет в этой музы­ке танцевальные черты, используя при этом форму вариа­ций — наиболее распространённую в народном вокальном и инструментальном творчестве.

Этот концерт, по словам Б. Асафьева, «гениальный по симфоническому взлёту мысли и щедрости звукоидей», стал одним из самых любимых произведений как в России, так и за её пределами.

Урок: «Музыкальные инструменты России».

«Оркестр народных инструментов». «Музыкант-чародей»

Задачи урока: расширение представлений школьников о силе воздействия музыки на людей, продолжение зна­комств с народными музыкальными инструментами, фор­мирование интереса к истории их возникновения и бытова­ния, красоте их звучания; освоение знаний об особенностях состава и тембра звучания оркестра русских народных ин­струментов; включение школьников в процесс инструмен­тального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр); оценивание результатов музыкального творчества.

«Музыкальные инструменты России». Процесс соз­дания народных музыкальных инструментов был связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, ко­жа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготов­ления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.

Желательно, чтобы знакомство учащихся с русскими на­родными инструментами и оркестром народных инструмен­тов протекало в живой форме слухового и игрового обще­ния с музыкой.

«Оркестр народных инструментов». Русские народные инструменты объединяются по группам так же, как в сим­фоническом оркестре: духовые — флейта Пана (кугиклы), жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки и др.; струнные — гусли (шлемовидные, тра­пециевидные и крыловидные, или звончатые), гудок, лира и др.; ударные — деревянные: барабан, литавры, набат, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические коло­кольчики (трензель), бубенцы, коса.

Странствующие скоморохи были непременными участни­ками праздников, гуляний, свадеб и обрядов. Скоморохи бы­ли не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрыва­ли театрализованные представления. Самыми популярными выступлениями с элементами юмора и сатиры были мед­вежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки.

Самым распространённым в среде скоморохов музы­кальным инструментом была домра, а позже — балалайка. В разные времена её называли и балабойкой, и балабай­кой, но до наших дней сохранилось первое название — балалайка.

Пастухи также были непревзойдёнными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обы­чай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке... Чаще всего пастух играл для се­бя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой. (См. задание в рабочей тетради на с. 18—19.)

На уроках музыки учитель стремится к тому, чтобы де­ти самостоятельно различали не только голоса и тембры звучания народных инструментов и оркестра, из них со­стоящего, но и их выразительные особенности, которые подчёркивают жанровую принадлежность народных напевов и наигрышей. Увлекательной формой освоения приёмов му­зыкального развития в обработках фольклорных образцов может служить инструментальное музицирование, вклю­чение детей в процесс исполнения народной музыки. Так, можно оркестровать с помощью несложного набора инстру­ментов (ложки, бубны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, барабаны и др.) хорошо известные им русские на­родные песни и наигрыши.

Интересен для детей и приём «игрового вхождения» в песню или пляску, т. е. её разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений, ими­тации игры на музыкальных инструментах — балалайке, ба­яне, гуслях и пр. Так, хороводную песню «Милый мой хоро­вод» можно не только спеть с подголосками, каноном, но и «сплести» её в хоровод (круговой, линейный, зигзагообраз­ный), сопровождая звучанием бубна, ложек, колокольчиков. Специальное задание на разыгрывание песни предлагается в рабочей тетради (с. 16—17).

Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» по­может учащимся понять, как в фольклоре прославляется великая сила музыки и её творцов — безымянных компо­зиторов и музыкантов-исполнителей.

Урок: «Народные праздники». «Троица»

Задачи урока: знакомство с особенностями народных обычаев празднования Троицы, знаково-символическими элементами народных обрядов; совершенствование умений вокальных импровизаций на заданный текст, «разыгрывания» несложных обрядовых действий; понимание значения смыс­ла религиозного праздника Троица; смысловое чтение, ана­пиз художественных особенностей иконы «Троица» Андрея Рублёва и осознание её общечеловеческой значимости.

«Народные праздники». Завершает фольклорный раз­дел обращение к празднику Троицы и его прочтению в рас­сказе С. Романовского и в иконописных образах «Троицы» Андрея Рублёва.

На уроке, который познакомит учащихся с обычаями празднования Троицы на Руси, могут быть разучены и ра­зыграны троицкие песни: «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл»; спета и исполнена хороводом песня «Во поле берёза стояла», сочинена и пропета в импровизаци­онной цепочке (один ученик поёт первую строчку, другой — следующую и т. д.) песня «Берёзонька кудрявая», а также те песни, которые бытуют в той местности, где живут учащиеся.

Активное участие в исполнении народных песен и инстру­ментальных наигрышей должно формировать у школьников понимание двух отличительных особенностей фольклора: во-первых, импровизационность — свобода воспроизведения мелодий, ритмов, поиск выразительности звучания голосов, сочетание сольного, группового, коллективного («всем хором») исполнения; во-вторых, вариационность, разнообразные приёмы развития музыкальной мысли, ко­торые часто находят своё выражение в форме вариаций.

«Троица». Предложите учащимся после прочтения расска­за С. Романовского «Троица» выделить в нём ключевые слова и выражения, в которых объясняется общечеловеческая значимость иконы «Троица» Андрея Рублёва.

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Уроки: «Музыкальные инструменты».

«Вариации на тему рококо»

Задачи уроков: продолжение знакомства детей с му­зыкальными инструментами (виолончель), со знамениты­ми музыкантами-исполнителями, музыкальными жанрами (ноктюрн) и формами (вариации); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением му­зыки отечественных композиторов; сравнительным анали­зом музыки и живописных полотен.

Разворот «Музыкальные инструменты»посвящен уже знакомому учащимся музыкальному инструменту — скрип­ке и новому — виолончели. Глядя на картину «Деревен­ские музыканты» старинного мастера А. ван Остаде, мож­но услышать тёплое, мягкое, задушевное звучание виолон­чели. Этот инструмент наряду с двумя скрипками и альтов входит в состав струнного квартета.

Знакомя учащихся с одним из самых знаменитых про­изведений А. Бородина — «Ноктюрном» из Квартета № 2 можно предложить им проследить за тем, как главная мелодия пьесы, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе виолончели — инстру­мента с самым низким, бархатистым, звучным тембром.

Предлагаем вопросы к учащимся, которые могут углубить понимание ими образного строя «Ноктюрна» — произве­дения, которое композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.

• Какое состояние души передаёт «Ноктюрн»? • Какие чувства вызывает эта музыка у нас — слушателей? • Каки­ми средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна? • В каком выразительном соотношении находятся мелодия и аккомпанемент? • Что усиливает пейзажность ноктюрна? • Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью? • В чём сходство и различия словесного высказывания и данной музыкальной темы? • Это рассказ о чём-то, внутренний монолог, вос­поминание, задушевная беседа или что-то другое?

Послушайте мелодию, которая прозвучит на фортепиа­но без украшений (мелизмов). • Что в ней изменилось? • Какие черты исчезли? • Какой колорит — русский или восточный — придают мелодии эти короткие звуки, как бы оплетающие чудным узором основную мелодию? Вслушай­тесь в звучание аккомпанемента. • Какие его особенности оттеняют песенный характер «Ноктюрна»?

• Как вы думаете, почему композитор неоднократно по­вторяет основную мелодию, передавая её разным струн­ным инструментам?

• Какой принцип развития в «Ноктюрне» играет важную роль: повтор, контраст или вариационность?

Сравните музыку «Ноктюрна» А. Бородина со стихо­творными строчками А.Фета, рисующими ночной пейзаж.

• Что общего в этих художественных произведениях?

Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнём с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля — и теплится, как море...

«Вариации на тему рококо». Разворот посвящен со­мнению П.Чайковского, написанному для виолончели с оркестром. Пусть учащиеся вспомнят картину К. Сомова «Концерт» (см. учебник для III класса). По аналогии с этой картиной о «Вариациях...» П. Чайковского можно сказать, что они столь же изящно передают различные галантные сцены. Однако если говорить о музыкальной речи ком­позитора, то даже в основе этого произведения, написан­ного в стиле рококо, лежит русская мелодия. Простая те­ма вариаций сочетает в себе типичную русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка.

В учебнике предлагается спеть мелодию русской народ­ной песни «Уж как по мосту-мосточку», которую учащиеся уже разучивали, и тему вариаций. Одни и те же ноты, один и тот же интонационный остов, но изменилась акцентиров­ка, штрихи, появились лёгкий затакт, многочисленные опевания звуков — и задорная плясовая мелодия оказалась как бы переинтонированной, обрела иной смысл, грациоз­ность и изящество.

Пусть учащиеся вслушаются в развитие темы. Чем отли­чается одна вариация от другой, о чём они нам поведали? Композитор создаёт подобие законченных по характеру пьес. Особенно выделяется задушевная, элегическая ше­стая вариация, в которой ясно ощущается близость к ин­тонациям лирической песни-романса XIX в. Благородство, простота и изящество и вместе с тем виртуозное начало сделали «Вариации...» одним из популярнейших произве­дений, написанных для виолончели.

Уроки: «Старый замок». «Счастье в сирени живёт»

Задачи уроков: осознание особенностей стиля рус­ских композиторов в процессе знакомства с инструмен­тальной и вокальной музыкой М. Мусоргского и С.Рах­манинова, сопоставление музыкального языка произведе­ний; обоснование музыкальных впечатлений в развёрнутых Речевых высказываниях, осознанное использование дей­ствий анализа, сопоставления; осознание понятий «сюита» и «романс».

«Старый замок». С пьесой «Старый замок» дети возвра­щаются к уже знакомой им фортепианной сюите «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Композитор выписывает для исполнителя такие обозначения характера в начале пьесы: «не скоро», «очень певуче», «скорбно». К названию пьесы есть примечание: «Старый замок» — средневековый замок, перед которым трубадур поёт песню». Итак, эта музыка пе­реносит слушателей на сотни лет назад. • О чём поёт свою песню бродячий певец — трубадур? • Как музыкальный язык пьесы раскрывает нам её образный строй? Чтобы луч­ше понять это, нужно спеть с учащимися главную мелодию этой музыкальной зарисовки в виде вокализа, вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу проследить за изменениями, происходящими в средней части, задуматься над последними звуками «Старого замка». В рабочей тетради детям для пения предлагается ме­лодия фрагмента «Старого замка» со словами и задание нарисовать иллюстрацию к пьесе (с. 20—21).

В связи с этим можно напомнить учащимся, где они уже встречались со средневековым поэтом и певцом — трубадуром. Затем спеть с классом и сравнить между собой «Песню франкского рыцаря», предложенную в хре­стоматии для IV класса, и песню современного Трубаду­ра из музыкальной фантазии Ген. Гладкова «Бременские музыканты».

Сопровождение к «Старому замку» можно сравнить с со­провождением к «Ноктюрну» А. Бородина. • Что в них об­щего? • Какой уже знакомый жанр вокальной музыки на­поминает вам ритм вступления этих сочинений?

Пусть ребята по аналогии вспомнят историю возникнове­ния романса — песни с инструментальным сопровождением на романском (испанском) языке и продолжат знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова.

«Счастье в сирени живёт». Романс «Сирень» С. Рах­манинова (на стихи Е. Бекетовой) написан композитором в 1902 г., в тот период, когда он и Наталья Александров­на Сатина решили обвенчаться. Не в этом ли факте жизни композитора кроются утончённость лирических высказы­ваний и «живописность» музыки, говорящие о невероятно точных психологических наблюдениях природы, душевных состояниях людей?

Учащиеся увидят портрет С. Рахманинова кисти уже зна­комого им художника К. Сомова. Интересно о замысле кар­тины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фо­на дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразить его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций — «Вес­на». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошед­шая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освещенный солнцем, ярко-зелёная трава».

Сирень, весна как бы символы творчества С. Рахманино­ва. Можно вспомнить о том, что победитель Первого кон­курса пианистов им. П.И. Чайковского Ван Клиберн вместе с дирижёром К. Кондрашиным, специально приехав на мо­гилу композитора, посадили там куст белой сирени. Учи­телю поможет создать особую взволнованную атмосферу урока при знакомстве с музыкой С. Рахманинова первая часть повести Ю. Нагибина «Рахманинов», которая называ­ется «Белая сирень».

Спойте с учащимися первую и третью строки мело­дии романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике, и вам станет очевидно, что вся мелодия романса вырас­тает из двух трёхзвучных интонаций.

Музыка романса, наполненная трепетом и восторгом, ликованием чувств, проникновенным человеческим теплом и светом, льётся спокойно и непринуждённо, одна фраза перетекает в другую, озвучивая поэтический текст.

Особого внимания требует при прослушивании этого ро­манса сопровождение. В нём — завораживающее своей неизменностью лёгкое колыхание ветерка, летнего воздуха, душистых веток сирени. Выясните, уловили ли дети в со­провождении начальную интонацию романса. Послушайте нижний, басовый голос сопровождения. Он как бы вторит высокому, светлому сопрано, исполняющему романс. Что это — монолог или диалог? Попытайтесь вместе с учащими­ся найти вершину-кульминацию романса, которая отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпане­мента, ярким звучанием голоса («Моё бедное счастье...»). • Как завершается романс? • Какие уже известные инто­нации, ритмы повторяет композитор в конце и зачем?

Для того чтобы связать в сознании детей воедино обра­зы вокальной и инструментальной музыки С. Рахманинова, пронизанные русской песенностью, можно сравнить романс «Сирень» с «Вокализом», с мелодией из 1-й части Концер­та № 3 для фортепиано с оркестром. В музыке С. Рах­манинова, по выражению Б.Асафьева, «мелодии-дали». Пусть учащиеся вспомнят имена исполнителей знакомых им сочинений С. Рахманинова.

Во-первых, сам композитор — прекрасный пианист, и Концерт № 3 звучал в исполнении автора; во-вторых, А. Нежданова, которой был посвящен «Вокализ». • А кто исполняет романс «Сирень»?

Урок: «Не молкнет сердце чуткое Шопена...».

«Танцы, танцы, танцы...»

Задачи урока: осознание значения творчества Ф. Шопе­на для формирования национальной музыкальной культуры его родины — Польши; продолжение знакомства с музы­кальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы — полонез, мазурки, вальсы); накопле­ние музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов на примере творчества Ф. Шопена; умение выявлять осо­бенности музыкального языка и стиля композитора; расши­рение возможностей речевых высказываний о содержании музыки.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Судьба замеча­тельного польского композитора XIX в. Фридерика Шопена (1810—1849) во многом схожа с судьбой С. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине. Однако их роднит ещё и удивительное чувство любви к своей Отчизне. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях.

«Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это, прежде всего, относится к чудесным шопеновским мелодиям... Одни — мяг­кие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие — декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь — то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи — подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструменталь­ными. Даже обогащение певучих мелодий изящными мело­дическими узорами, столь характерное для Шопена, очень типично и для польского народного искусства — для песен и для тех инструментальных наигрышей, которыми деревен­ский скрипач сопровождает танцы на сельской гулянке...»1.

На уроках музыки предполагается познакомить школьни­ков с самыми популярными фортепианными произведени­ями Ф. Шопена.

В полонезе ля мажор Ф. Шопена необходимо привлечь внимание учащихся к героическим, приподнято-торжественным, призывным интонациям. Его мелодия звучит как пламенная речь оратора, аккордовый склад, упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорные краски придают ощущение праздничности. Фортепиано, по замыслу композитора, в этом произведении сродни звуча­нию целого оркестра.

«В... полонезах Шопена, — писал Ф. Лист, — слышит­ся как бы твёрдая, тяжёлая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и не­справедливого в судьбе человека».

Понять выразительную роль ритма полонеза поможет метод переинтонирования, к которому учитель может при­бегнуть при анализе интонационно-образного содержания этого произведения Ф. Шопена. Можно привлечь внимание детей к нотной записи в учебнике и обратить их внима­ние на пунктирный ритм. Если теперь исполнить началь­ные фразы полонеза без пунктирного ритма и триолей, то сразу теряется активность и волевая целеустремленность музыки. Можно отметить также и то, как мелодия полоне­за постепенно завоёвывает свою вершину, с каждой новой фразой стремится достичь кульминации.

Для осмысления школьниками характера полонеза мож­но предложить им пластическое интонирование этого тан­ца — продирижировать музыкой как дирижёр оркестра, открывающего праздник, или исполнить этот танец пара­ми, как на настоящем балу. Для этого необходимо показать шаг полонеза, отработать с детьми соответствующую осан­ку. Это лучше сделать после уроков, однако возможно и на уроке.

«Танцы, танцы, танцы...». Продолжая знакомство школьников с фортепианным творчеством Ф. Шопена, об­ратимся к Вальсу си минор и трём мазуркам.

Этот вальс, написанный композитором в 1929 г., как и многие другие пьесы, сочинённые в танцевальных жанрах (полонезы, мазурки, краковяки), предназначен, по выраже­нию композитора, «не для танца». В нём — светлый поэти­ческий образ, лирическое настроение, обаяние, мечтатель­ность. • Что в этом вальсе неизменно? Плавная пульсация поступи вальса, трёхдольность, сопровождение.

Услышат ли учащиеся в вальсе две разные мелодии? Первоначальная — причудливо вьётся, останавливаясь на выдержанном звуке, как бы замирая. В кружеве её узо­ров — переменчивость, разнообразие орнаментов, взлёты и падения, нарастание звучности и затихание. Во второй мелодии, теме средней части, больше взволнованности, вальсообразности, она как бы закручивается, неизменно повторяя один и тот же ритмический рисунок. Её заклю­чительный пассаж незаметно перерастает в повторение первой темы. Пусть дети сами попытаются услышать трёхчастную форму вальса и определят, каков контраст между крайними частями и серединой вальса: контраст-противо­поставление или контраст-сопоставление, дополнение.

Основой сопоставления трёх мазурок Ф. Шопена — № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) и № 1 (си-бемоль мажор) будет также метод сходства и различия. Можно предложить учащимся вслушаться только в начальные ин­тонации этих мазурок, внимательно всмотреться в их нот­ную запись и дать свой вариант ответа на вопрос: • Ка­кие по настроению музыкальные образы могут вырасти из этих интонаций? При этом надо учесть все те обозначения в нотном тексте (темп, динамика, фразировка, наличие украшений, особенности ритма и пр.), которые могут по­мочь найти ответ.

Так как главным свойством любой музыки является ме­лодия, сравним мелодии трёх мазурок. В первой — Ма­зурке № 47 — напевность соседствует с причудливым ритмом, украшения (форшлаги, трели) придают мелодике изящество, грациозность. Неповторимая красота первой темы мазурки связана и с её ритмическим рисунком. Ес­ли учитель сыграет мелодию ровными длительностями, без пунктирного ритма, без украшений (мелизмов), то она из­менит свой поэтический смысл, станет обыденнее, проще.

Контрастом к Мазурке № 47 (ля минор) может послужить Мазурка № 48 (фа мажор). В ней настойчиво повторяется на разной высоте двухтактовый мотив. Он сродни незатейливым танцевальным наигрышам, простым и легко запоминающимся.

Особенно выразительную роль играет пунктирный ритм, акценты на третьей доле такта. Они придают музыке энергию, активность, которая усиливается ярким блеском мажорного колорита. Динамические контрасты (f—p) вно­сят элемент неожиданности в повторение основной темы мазурки.

Наши рекомендации