V. Творческая практическая деятельность учащихся
– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья.
– Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
– Вспомните стихи об осени, иллюстрации осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
VI. Итоги урока.
1. Выставка работ учащихся.
– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев.
3. Обобщение по теме.
– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
– Что нового узнали? (Узнали о форме листьев.)
4. Уборка рабочего места.
Урок 4
изображать можно пятном
(урок-сказка)
Цели: помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.
Оборудование: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина; гуашь, акварель, черный фломастер.
Ход урока
I. Организационный момент.
школьнику на память
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
С. Маршак
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала.
– С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)
– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)
– Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев.
– Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19.
– Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга. Что общего?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… (Дети отвечают: «Изображения».)
IV. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Вы любите сказки?
– Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника.
– О чем эта сказка?
– Почему клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.)
– Кто согласился помочь кляксе? (Мастер Изображения.)
– Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно? (Дети высказывают свои предположения.)
V. Педагогический рисунок.
Учитель демонстрирует рисунок Винни-Пуха с шариком, полученный из пятна.
– Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю (показывает на доске). – Кто получился у меня? – А кого еще можно было бы дорисовать? – При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) – Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения – изображение пятном. |
VI. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)
– На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!
– Сравните работы художников на с. 22–23.
– Обратите внимание, что тень на стене от руки, – это тоже пятно.
– Каких зверушек изображают люди?
Вывод. Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку (приседания):
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки).