Чего на свете не бывает
Жил-был барин, богатый-пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел-пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый день столько было, что у иных по праздникам того не бывало. А всё у него денег не убывало, ещё прибывало.
И захотелось раз барину пошутить над мужиком-дура-ком, себе и гостям на потеху.
Призывает он самого бедного мужика из деревни и говорит ему:
— Слушай, мужик. Дам я тебе денег целую малёнку, только скажи мне, чего на свете не бывает. Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. Скажи же: чего на свете не бывает?
Почесал мужик затылок.
— Не знаю, — говорит, — барин, кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра — может, и вздумаю.
— Ну пойди подумай, — говорит барин, — а завтра приходи, ответ приноси.
Мужик до петухов не спал, всё барскую загадку отгадывал. Раздумывает, так и мало ли чего на свете не бывает, а и то в ум придёт: «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»
На другой день пришёл он к барину.
— Ну что, мужик, теперь знаешь, чего на свете не бывает?
— Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнёт.
Усмехнулся барин, усмехнулись гости: видят — мужик-то сер, да ум-то у него не волк съел. Надо малёнку отмеривать. Да барин не то денег пожалел, не то хотел ещё над мужиком пошутить, кто его знает, только и говорит мужику:
— Нашёл, брат, что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях — так сплошь и рядом. Ступай с Іюгом до завтра. Придумаешь — ответ принеси.
Продумал мужик и другую ночь. Что ни надумает, всё надежда плохая на барские деньги. «Хитры немцы, — думает, — у них, может, всё бывает. Ну да скажу ещё что-нибудь!»
Приходит наутро к барину.
— Ну, мужик, всё ли на свете бывает?
— Не всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.
Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.
— Ну, — говорит, — это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь — бери деньги, а то не прогневайся.
Плюнул с досады мужик, идучи домой, думает: «Видно, одному только не бывать, чтобы у меня деньги были!»
Всё-таки через ночь опять идёт к барину. «Наскажу, — думает, — ему всякой всячины; может, что и небывальщины будет».
— Ну, что хорошенького скажешь? — спрашивает барин. — Не узнал ли, чего на свете не бывает?
— Всё, барин, бывает, — говорит мужик. — Думал я, что люди хоть на небо не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.
— Как же ты на небо попал?
— Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку. Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.
— И назад с журавлями?
— Нет, назад я соскочил.
— Как же ты, мужичок, не убился?
— А так, что по уши в землю завяз, не жёстка земля попалась.
— Из земли же как вылез?
— Хе... как! А сходил домой, принёс лопату, выкопался да и вылез.
— Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?
— Как же, видел, к ручке допустить изволили.
— Ну, что он там делает? — допрашивает барин.
Мужик-то, не будь плох, догадался и говорит:
— Что покойный барин делает? Да после моих ребятишек постилки моет.
— Врёшь, мужик-дурак! — закричал барин. — Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!
Вопросы и задания
1. В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»?
2. К какому виду сказок она относится?
3. Над чем и над кем она «смеётся»?
Живое слово
Сочините сказку и расскажите её в классе. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.
Для вас, любознательные
Сказки не рассказывают, не пересказывают, а сказывают, то есть сохраняют напевные интонации, характерные для русской речи вообще, а для сказок — в особенности. А в давно прошедшие времена существовали сказители. Вот они-то и сказывали сказки, то есть передавали содержание сказок от одного человека к другому, увлекая слушателей.
Сказителей всегда очень любили и хорошо знали. Во время некоторых работ рассказы сказочника скрашивали тяжёлый труд. Например, в рыболовных артелях на Байкале сказочнику давали лишний пай и освобождали от работ.
Среди сказителей много знаменитых, например Ф.П. Господарёв, М.А. Сказкин, А.Н. Королькова, И.Ф. Ковалёв, Т.Г. Рябинин, М.Д. Кривополенова и др. Известны имена исследователей и собирателей сказок — А. Афанасьева, В. Даля, В. Проппа, В. Аникина и многих других учёных, посвятивших свою жизнь собиранию, публикации и изучению произведений устного народного творчества.
Минуты творчества
Прочитайте или расскажите любую сказку по ролям (инсценируйте её) или подготовьте рисунки к сказке (на выбор).
Вопросы и задания
1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем?
2. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?
3. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.
«Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится...»
«Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: «Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...»
«Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны...»
4. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?
5. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.
Для вас, любознательные
К русской народной сказке обращались многие русские художники: Н.К. Рерих, С.В. Малютин, И.Я. Билибин, Т.А. Маврина и другие. Сказочным и былинным сюжетам посвящены картины В.М. Васнецова — «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Царевна-Лягушка» и другие. В Третьяковской галерее в Москве есть зал, посвящённый В.М. Васнецову.
Известный художник И.Я. Билибин создал удивительные иллюстрации к русским сказкам: «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Царевна-Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Жар-птица и Серый волк».
СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ
Два близких народа-соседа: башкиры и татары — считают сказку «Падчерица» своей народной сказкой. Прочитайте её.
ПАДЧЕРИЦА
Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина. У неё жили две девушки: одна — родная дочь, другая — падчерица. Падчерицу звали Гульбика. Мачеха заставляла Гульбику работать день и ночь: прясть нитки, теребить шерсть, стирать бельё. Сколько бы Гульбика ни работала, она не могла угодить мачехе. Однажды ей не понравились нитки, которые спряла Гульбика. Мачеха рассердилась и выбросила клубок. Гульбика горько заплакала и стала искать клубок. Долго она искала, но нигде его не было, и она пошла искать его на дороге. У всех встречных она спрашивала:
— Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его?
— Вон в ту сторону какой-то клубок катился — твой, наверно, и был, — отвечали ей люди.
Девушка пошла дальше, и вот она повстречалась с пастухом, который пас коров.
— Укатился мой кругленький клубочек, не видал ли ты его? — спросила она у пастуха.
— Видал, дочка. Недавно покатился вон туда — наверно, твой и был, — ответил пастух.
Гульбика пошла дальше и повстречалась с пастухом, который пас коней.
Расспросила она его. Дал он такой же ответ, как и прежние. Горько плача и причитая, шла дальше Гульбика.
— Кругленький мой клубочек, куда же ты делся? Скоро ли я найду тебя? Если не найду, как же я вернусь домой? Мачеха моя будет ругать и бить меня.
Шла и шла Гульбика, а клубочка всё не было. Она шла по степи, затем по берегу реки. Прошла через страшные овраги и леса.
Наконец настал вечер. Стало темно. Никого не было кругом. Только страшный вой зверей был слышен в лесу.
Вдруг Гульбика увидела впереди огонёк. Он чуть мерцал вдали. Девушке, пока шла она на этот огонёк, пришлось ещё пройти через глубокие овраги и густые заросли. Приблизилась она к огоньку и увидела маленькую избушку. Заглянула в окошко, а там сидит старуха и прядёт шерсть. Девушка робко вошла в избу.
— Здравствуйте, бабушка! — поздоровалась она со старухой.
— Здравствуй, дочка! Зачем ты сюда пришла? — спросила старуха.
— У меня, бабушка, укатился кругленький клубочек. Пошла я его искать и вот забрела сюда. Если я не найду клубка, то мачеха не впустит меня в дом, — ответила девушка.
— Ладно, доченька, не тужи понапрасну, — утешила её старуха. — Поживи у меня несколько дней, а там — и домой.
— А что я у тебя буду делать? — спросила девушка.
— Поухаживаешь за мной, за старым человеком, будешь варить мне обед, — ответила старуха.
— Ладно, бабушка, — согласилась девушка и осталась жить у старухи.
Наутро старуха ей сказала:
— Доченька, в амбаре есть пшено. Ты потолки его в муку и затей-ка назавтра блины.
— А как затеять, бабушка? — спросила девушка.
— Как затеешь, так и ладно. Налей воды, всыпь муки и взболтай, — сказала старуха.
Девушка истолкла пшено мелко-мелко, затеяла тесто очень хорошо.
— Бабушка, а как испечь блины? — спросила девушка.
— Как испечёшь, так и ладно: пусть подгорают да коробятся, пусть коробятся да подгорают, — ответила старуха.
Гульбика испекла пышные блины, намазала их маслом и угостила старуху.
На другой день старуха сказала девушке:
— Доченька, я хочу помыться, надо бы баньку истопить.
— А как её истопить, бабушка? — спросила девушка.
— Как истопишь, так и ладно: наложи в печку дров да подожги, — ответила старуха.
Девушка хорошенько истопила баню и вовремя закрыла трубу.
— Бабушка, баня готова, как тебя довести туда? — спросила девушка.
— Держи за руку да толкай в шею, — ответила старуха.
Девушка осторожно подняла старуху с места, взяла
под руку, тихо и осторожно довела до бани.
— А как тебя попарить, бабушка? — спросила Гульбика.
— Колоти да колоти меня ручкой веника, — ответила старуха.
Гульбика попарила её не ручкой веника, а его душистыми листьями, хорошенько вымыла её и отвела в избу.
— Ну, доченька, уж как-нибудь напои меня чаем, а потом пойдешь домой, — сказала старуха.
Гульбика накормила её досыта и напоила сладким чаем.
— Ну, бабушка, я теперь пойду домой, — сказала девушка после этого.
— Ладно, доченька, иди, только прежде поднимись на чердак. Там есть один зелёный сундучок. Ты возьми его себе и не открывай, пока не войдёшь к себе в дом, — сказала старуха.
Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой. Когда она стала подходить ко двору, из подворотни выбежала их маленькая собачонка и затявкала:
— Тяв, тяв, тяв, тётенька шла умирать, а назад идёт живой и богатой!
Гульбика удивилась словам собачонки и крикнула:
— Уходи прочь, не говори так! — а сама приласкала её.
Собачонка не послушалась и продолжала тявкать:
— Тяв, тяв, тяв, тётенька шла умирать, а назад идёт живой и богатой!
Мачеха услышала тявканье собаки и увидела, что падчерица вернулась домой. От зависти и злости она чуть не лопнула.
Гульбика вошла в дом, открыла сундучок и глазам своим не поверила: весь он был полон золота и серебра.
Увидела это мачеха и решила: «Пусть и моя дочь разбогатеет так же, как и Гульбика».
Мать взяла клубок своей родной дочери и выбросила его за дверь. Клубок укатился. Её дочь стала искать свой клубок, но не нашла. Тогда она, хоть и боязно ей было, вышла в иоле и пошла по дороге. Ей так же, как и подче-рице, попадались навстречу пастухи, и она у каждого спрашивала:
— Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его?
Ей отвечали:
— Видели, видели, вон в ту сторону он катился.
Шла девушка, шла и дошла до той же старухи. И девушка также осталась у неё жить.
Как-то старуха сказала ей:
— Доченька, ты бы мне блинов испекла.
— А как их, бабушка, испечь?— спросила девушка.
— Как испечёшь, так и ладно: пусть подгорают и коробятся, пусть коробятся да подгорают, — сказала старуха.
Девушка так и испекла. Блины все подгорели и покоробились.
На другой день старуха попросила:
— Доченька, я хочу помыться, надо бы баню истопить.
— А как её истопить? — спросила девушка.
— Как истопишь, так и ладно: наложи в печку соломы да подожги, а как она вся сгорит, подбавь ещё, — сказала старуха.
Девушка затопила баню соломой, а не дровами. Не дождавшись того, когда уйдёт дым и угар, она закрыла её.
Затем она вошла в избу, чтобы повести старуху в баню, и сказала:
— Бабушка, баня готова, как тебя туда повести?
— Да уж ладно, возьми за руку да толкни в шею, — сказала старуха.
Девушка так и сделала.
— Бабушка, как тебя попарить? — спросила она в бане.
— Как попаришь, так и ладно. Возьми да поколоти мне спину ручкой веника, — сказала старуха.
Девушка так и сделала. Потом она как вела в баню, так и домой повела старуху: она держала её за руку и толкала в шею.
Когда они вернулись домой, старуха сказала:
— Я, доченька, после бани пить захотела. Ты уж напои меня чаем, а потом пойдёшь домой.
Девушка кое-как напоила старуху чаем. После этого она сказала:
— Бабушка, не пора ли уж мне домой пойти?
— Иди, доченька, только не с пустыми руками. На чердаке есть один жёлтый сундучок, ты возьми его себе. Только не открывай его, пока не войдёшь к себе в дом, — сказала старуха.
Девушка взяла жёлтый сундучок и пошла домой. Когда она стала подходить ко двору, собачонка увидела её, выбежала из подворотни и затявкала:
— Тяв, тяв, тяв, тётенька шла, чтобы разбогатеть, а идёт ни с чем!
Мачеха услышала тявканье собаки, очень рассердилась на неё и даже поколотила.
Девушка вошла в дом, сломала замок на своём сундучке и открыла его.
И что же они увидели? Весь он был полон змеями да лягушками. Змеи с шипеньем выползли из сундучка и стали их жалить. Мачеха стала кричать, но никто на помощь не являлся. Собачонка не только не забыла обиды за полученные побои, а ещё злорадствовала и приговаривала:
— Ты меня поколотила, Гульбику обижала, так пусть тебя змеи жалят!
Она стала защищать только Гульбику, которая пожалела и приласкала её, когда её колотила мачеха.
Собачонка всех змей, которые подползали к падчерице, хватала и разрывала на части.
Мачеха и дочь её умерли от змеиного яда, а Гульбика с собачонкой остались живы и навсегда забыли о мачехе.
Вопросы и задания
1. К какому жанру относится сказка «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ.
2. Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?
3. Чему учит сказка «Падчерица»?
4. Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. Какие моменты в них перекликаются со сказкой «Падчерица» и есть ли отличия?
5. Знакома ли вам авторская сказка, близкая по содержанию сказке «Падчерица»? Кто её автор?
После уроков
Скорее всего, в вашем районе (городе, посёлке, деревне) есть люди, которые исполняют произведения устного народного творчества. Постарайтесь найти их. Пригласите в класс. Пусть они расскажут вам о своём отношении к фольклору и исполнят произведения народного творчества.
Из древнерусской литературы