Не бывает поражений – бывает только обратная связь

В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации.

В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением

что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать). Предполагается, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент. По мнению сторонников НЛП, нахождение новых альтернатив с этой точки зрения может оказаться полезным, чтобы помочь человеку изменить нежелаемое поведение.

Откуда при всей изначальной положительности намерения может взяться негативное поведение? Ответ мы находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то в прежнем контексте поведение оказалось самым уместным, непосредственно реализующим позитивное намерение. А сейчас оно – несколько устарело. И потому служит уже не так хорошо, как раньше.

8. Любое поведение – выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент

Ни для кого не секрет, что шествуя по жизни, мы периодически попадаем в "точки выбора". В этих точках мы вынуждены принимать решения, в той или иной степени, определяющие наше будущее. В общем, выбираем из того, что есть. Лучшее из того, что доступно.

2 варианта – дилемма, 3 варианта – выбор. При 3 вариантах, поведение невозможно предсказать.

для успешной адаптации уровень гибкости элемента системы должен быть пропорционален вариативности остальной части системы. В переводе на человеческий язык, это означает, что при постоянно меняющихся внешних условиях, лучше всего себя чувствует тот, кто умеет приспосабливаться к этим изменениям. Тот, кто имеет наибольшую поведенческую гибкость.

Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами

ресурсы – это то, что помогает нам жить лучше. Ресурс – это прежде всего ресурсное состояние. Находясь в ресурсном состоянии, мы можем использовать все, что "попадется под руку". Все, чтодобавляет нам выборы. Это могут быть люди и вещи, убеждения и ценности. Далее списком: время, деньги, информация, ценные идеи, наши таланты, способности. Все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей, может стать ресурсом. Ресурсное состояние – то, в котором мы обладаем наибольшим количеством выборов.

каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами. Любой человек на планете может достигнуть того, чего хочет он.

Вселенная – дружественная среда, изобилующая ресурсами

Можно сказать, что если первые девять объясняют, какпостроить эффективную коммуникацию, то десятая – кудаее направить и зачем это нужно. Она придает НЛП направление.

человек начал становиться Человеком только тогда, когда впервые доверился внешнему миру, когда начал приручать огонь. Трудно представить себе радость открытия того, кто однажды обратил внимание, что природа живет по некоторым законам: день сменяет ночь, за зимой приходит лето. Научившись делать прогнозы, человек перестал быть жертвой обстоятельств. Размеры познанной Вселенной росли.

человечество развивалось тогда, когда искало ресурсы, а не тогда, когда бегало от опасностей.

Базовые понятия в НЛП (ассоциация, аудиал, аудиальный, визуал, визуальный, дигитальный, диссоциация, импринт, калибровка, каналы восприятия, карта реальности, кинестетик, ключи доступа, конгруэнтность, контекст, мета-программы, НЛП, невербальный, номинализации, паттерн, первичная система, подстройка, предикаты, раппорт, репрезентативная система, рефрейминг, субмодальности, транс, убеждения, фильтры восприятия, экология, якорение, якорь).

Ассоциация-погруженность, восприятие. Погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами. Например, при вспоминании ситуации, вы как бы глядите своими глазами, слышите то, что...

Аудиал- Человек более ориентирующийся на то, что он слышит (т.е. на аудиальную информацию): музыку, интонации, тембр речи.

Аудиальный- Относящийся к органам слуха.
Громкость звука, мелодичность, интонация речи, тембр речи и т.д.

Человека, у которого эта репрезентативная система оказывается ведущей называют Аудиал...

Визуал-человек, который больше всего ориентируется на зрение.

Визуальный- То, что мы видим - все, что относится к зрению.

Картинка, яркость картинки, насыщенность цветов, четкость и т.д.

Дигитальный-Внутренний диалог, обсуждение различных вопросов с самим собой. Отвечает за контроль речи.

Диссоциация- Состояние, при котором человек воспринимает событие как внешний наблюдатель. При этом он испытывает чувства 'по поводу' того, как это все видится и слышится со стороны.

Импринт - это значительное событие, из которого сформировалось убеждение или ряд убеждений. Импринты могут быть важным "позитивным" опытом, который привел к полезным убеждениям.

Калибровка-установление внешних признаков чаще-невербальных.

Каналы восприятия- зрение,слух, чувства.

Карта реальности- Каждый человек имеет свою собственную уникальную модель окружающего мира, которую обычно и называют картой реальности.

Кинестетик- Человек, более ориентирующийся на собственные ощущения и переживания, нежели на слух и зрение, т.е. с более развитым кинестетическим каналом.

Ключи доступа- Малозаметные поведения, указывающие, какой системой представления пользуется человек. Типичные ключи доступа - движения глаз, тон голоса, скорость речи, поза, жесты и способ дыхания.

Конгруэнтность- Соответствие между информацией, посылаемой человеком разными способами; внешнее проявление внутренней согласованности, искренности человека.

Контекст- Набор ситуаций, связанный между собой какими-то общими характеристиками.

Мета-программы- Базовые фильтры восприятия, 'сваи на которых держится дом'. Например канал восприятия репрезентативная система - это только одна из мета-программ.

НЛП- НЛП расшифровывается как Нейро-Лингвистическое Программирование. А произносится как э-нэл-пи или эн-эл-пи. Создателей НЛП шестеро: собственно «открыватели» Ричард Бендлер, Джон Гриндер, Лесли Камерон и Джудит Делазье. А так же двое «сооткрывателей»: Энн Энтус и Роберт Дилтс.

Невербальный- Все элементы поведения, не относящиеся к содержанию: голос, поза, движения, дыхание...

Паттерн- Регулярно повторяющийся элемент поведения.

Номинализации- Овеществленные процессы (глаголы, превращенные в существительные): любовь, дружба, вера, разговор, понимание, наблюдение.

Подстройка- Воспроизведение элементов поведения другого человека.

Предикаты- Слова, явно относящиеся к какой-либо репрезентативной системе. Визуальные: ярко, четкость, присматриваться, проглядеть. Аудиальные: громко, звук, слышать, прислушиваться. Кинестетические: тепло.

Первичная система- Репрезентативная система, наиболее развитая и преимущественно используемая данным человеком.

Рапорт- Процесс установления высокого уровня доверия с человеком или группой людей.

Репрезентативная система-Система восприятия, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту. Считается, что репрезентативных систем четыре:

1. Визуальная (В);

2. Аудиальная или Аудиально-тональная (А или Ат);

3. Кинестетическая (К);

4. Дигитальная или Аудиально-дигитальная (Ад );

Рефрейминг-Reframe можно перевести с английского и как замена рамки у картины, и как замена картины в раме. Как подход - это метод смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации.

Наши рекомендации