Течения и школы ВР (высокого романтизма)
Элегический романтизм. Пушкин. Баратынский, Вяземский, Дельвиг. Эстетич.принципы (параграф 1). Печатались в вестнике Европы. В альманахе (сборник лит.произведений, кототрый в пушкинское время издавался к новому году. Вообще альманах по-арабски – календарь. Мы знаем, что отрывные календари, там каждый день – статейка. Отсюда – альманахи.) «полярная звезда» - альманах декабристов Рылеева, Кюхельбекера. И в лит.газете они печатались ,уже после восстания декабристов Пушкин с Дельвингом стали издавать лит.газету.
Др.течение – младшие архаисты. Архаистами были беседчики, а это – следующие архаисты, кот.ориентировались на классицизм. Но в полит. - были революционерами. Их творчество называется иначе гражданский романтизм. Это Федор Глинка, Рылеев, Кюхельбекер, близок к ним был Грибоедов, они печатались тоже в полярной звезде и в «Мнемозине».
Философский романтизм. Школа любомудров. Это Баратынский, Тютчев – но они вне любомудрия. А принадлежали школе любомудрия Владимир Федорович ОдОевский, ВенеВИтинов, ХоменкОв, Шевелев?
Они печатались в Мнемозине и создали свой журнал, который поддерживал Пушкин своим участием. У Карамзина был Вестник Европы, а они свой назвали – Московский вестник.
Фольклорный романтизм. Весь романтизм опирался на фольклор Но есть писатели ,кот целиком выросли из фольклора. Это молодой Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Кольцов. Они печатались в «Отечественных записках», в лит.газете,
Во второй половине 20-30-е годы – бунтарский романтизм.Лермонтов. Полежанов. Печатались в «Отечественных записках», в «Вестнике Европы».
Романтизм эпигонский. Эпигон – «рожденный после». Но в истории литературы эпигонами называют подражателей. Это Бестужев-Марлинский, прозаик, Бенедиктов, поэт. Они печатались в «Полярной звезде», в «библиотеке для чтения» (очень популярный журнал, враждебный Пушкину).
Лекция next.
В прошлый раз я начал говорить о высоком романтизме, рассчитывал сегодня кончить, но, когда готовился, оказалось, что материала так много, что я могу и не успеть расскахать все.
Я должен был выбрать какое-то одно течение. И выбрал то, что будет нашей темой.
ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА. (стр.Баевского о Баратынском, Тютчеве и в целом). + книга Маймина «О русском романтизме» и его же «Русская философская поэзия». М.1976г.
О Тютчеве есть огромная литература. Я выбрал 2 статьи. Был у нас такой замечательный исследователь русской лит.в сер.19в Борис Яковлевич Бухштиб. У него есть книга «Русские поэты». Ленинград, 1970г. Там 4 поэта и вот главу о Тютчеве я вам горячо рекомендую. А другая статья – моя собственная. Есть у нас такой журнал «Известия Академии Наук» и там разные серии, по разным специальностям. «ИАН серии языка и литературы»2004 год, №1. Статья довольно сложная. Но Тютчев - сложный поэт.
1. Введение.
Философская поэзия (фп) уже это сочетание слов представляет нелегкую проблему. Философия - это учение об отношениях человека с Богом, человека со Вселенной, человека с человечеством. Изначально для выражения человеческих чувств люди прибегали к поэзии. А для выражения мыслей - к прозе. Пушкин когда-то написал: «Проза требует мысли и мысли. Поэзия – дело другое». А тут получается, что в поэзии в стихах нужно излагать мысли. У нас иногда слова «философская поэзия» «философская лирика» употребляют необдуманно. Стоит какому-нибудь поэту задуматься, говорят – этот поэт - философ. И объявляют философом Есенина, например. И тем более о поэтах меньшего масштаба иногда пишут «поэт-философ», что совершенно не соответствует действительности. У нас есть поэзия размышлений. И для поэзии размышлений у нас есть термин «медитативная». Это от фр. «медитасьон». Был такой замечательный фр.поэт-романтик Ламартини. И он опубликовал книгу, приобредшую мир.известность: «медитасьон поэтик». «Разымшления о поэзии».
Философская поэзия затрагивает самые глубины отношения человека с Богом, с природой и с человечеством. И вот, впервые у нас поэявилась философская поэзия в конце двадцатых- 30-е годы 19в. Это «общество любомудрия», это Баратынский, это Тютчев. Обшество любомудрия основывалась на философии Шеллинга. Любомудрцы были Шеллигианцами. Сперва Пушкин их очень поддерживал, но потом разочаровался. Не было среди них такого поэта, который бы создал подлинную философскую лирику. Может быть ,и был такой – Веневитинов, но он очень рано умер.
2. Е.А.Баратынский. 1800-1844
У Б в течении его жизни вышло три сборника стихотворений. 1-я - в 27 году. Там еще нет философии, видна связь с легкой поэзии. Подлинным явлением рус.поэтич.фил.мысли стала 2 книга Баратынского опубликованная в 2 томах в 1835г. 1 том – лирика, а во 2 томе - поэмы. (ВЗЯТЬ У баЕВСКОГО). И замечательным явлением нашей поэзии стала последняя книга Баратынского «Сумерки». Она вышла в свет в 42 году, за 2 года до смерти поэта. Эта книга странная, там есть такие стихотворения как «Последний поэт», «Недоносок», от которых протягиваются нити традиций к творчеству символистов: Брюсова, Соллогуба, Блока. Баратынский сознательно строил поэзию мыслей. Он доходил до границ постижимого в человеческой личности, в природе, в искусстве.
Мне бы хотелось сравнить любовную лирику Пушкина с любовной лирикой Баратынского. Дело в том, что Пушкин сам сравнивал свою лирику с любовной лирикой Б. И П всегда был так щедр на похвалы настоящим поэтам, что о Б он сказал, что его элегии - совершенство. «После него никогда не стану печатать своих элегий». П писал, что Б – единственный у нас оригинален, потому что он мыслит. П писал : Гамлет – Баратынский. Гамлет – традиционный уже образ человека мыслящего. Вот, скажем, стихотворение Пушкина: «Когда в обьятия мои твой стройный стан я заключаю (читает)». И дальше Пушкин обьясняет : она зранит воспоминания о былых изменах и неверит новым уверениям в любви. П выражает в малеьнком стихотворении и нежность, и любовь, и восторг, и печаль, и уныние, и коварство. Эти чуства прямо названы в 20 строчках. А Б говорит о чувствах и их анализирует. Элегия «признание». Она начинается с обращения к женщине. Ей не следует требовать нежности. Он ее разлюбил и его признания, его нежность могут быть только лицемерны, притворны. Любовь прошла. И он обьясняет, почему. Дело не в сопернице. Просто его душа устала любить. Таким образом, если П говорит о чувствах и этим ограничивается – поэзия – область чувств, то Б в поэзию переносит психологический анализ. И кончает свою элегию таким выводом: «Не властны мы в самих себе и в молодые наши Леты даем поспешные обеты, смешные, может быть, всевидящей судьбе. Именно после появления в печати этой элегии Пушкин и выразил те слова.
Баратынский – пессимист. Он чувствует, что золотой век русской культуры проходит. «Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть и общая мечта… (читает)». Время поэзии прошло, время его, Б, прошло. Он предвидит и предсказывает свою смерть. Но умирает с надеждой. «Мой дар убог и голос мой негромок, но я живу(читает). И Б нашел своего читателч в потомстве, у него никогда не было широкого круга читателей, но зато его читатели – подлинные знатоки поэзии.
3 . Ф.И. Тютчев. 1803-1873.
Т в русской поэзии стоит особняком. Это был странный человек. Его поэзия полна противоречий. И жизнь его полна противоречий. Т , друзья мои, один из 3 великих лириков 19в. Его имя стоит рядом с именами Пушкина и Лермонтова. Это не моё субъективное мнение. Некрасов когда-то написал статью о Тютчева в которой сказал, что в своей области (он не назвал эту область, но я могу вам сказать – это область философской лирики) Тютчев равен Пушкину. Этот гениальный русский поэт порою выглядит как немецкий поэт романтик. Его знакомые шутили, что Тютчев - это немецкий поэт, который случайно пишет по-русски. Т был дипломатом, жил в Германии, был знаком с Шеллингом, дружил с Гейне. Был женат на немке. По-русски он говорил только с теми, кто не мог говорить по-немецки или по-французски. А вообще русский язык для него был только языком поэзии. Поэзия Тютчева тоже пессимистична. Но не так пессимистична как поэзия Баратынского. Баратынского угнетает то, что проходит золотой век культуры, а Тютчева угнетает то, что человечество стоит на грани уничтожения. Что распадется вселенная. Распадается время, уничтожается пространство. В 1921 г Андрей Белый, очень необыкновенный и поэт, и прозаик, и философ написал поэму «Первое Свидание», в которой заглянул на четверть века вперед написал: «Мир рвался в опытах кюри Атомной лопнувшею бомбой». Он написал роман «Москва под ударом», сюжет которого состоит в том, что 1 рс.ученый изобрел атомную бомбу а немецкий шпион стремится ее похитить. Это- Андрей Белый. Тютчев, конечно, атомной бомбы не предвидел, но сходные картины
Он своим взором видел и в стихах изображал. Вот четверостишие Белого:
(продолжение – на электронные струи и.т.п.).А вот Тютчева: Когда пройдет последний час природы Состав частей разрушится земных». Другие поэты могут скорбеть о человеке потому, что он плохой, несоверщенен. А Тютчев писал с ощущением, что человек висит над пропастью. В видениях Тютчева ВСЕ человечество висит над пропастью. Самые пессимистичные поэты рядом с Тютчевым представляются оптимистами. У каждого человека под ногами есть почва. А Тютчев говорит: «и мы плывем, пылающую бездной со всех сторон окружены». Я подхожу к самому трудному моменту моей лекции. Тютчев был экзистенциалистом до экзистенциализма.
Экзистенциализм – это мощное философское направление 20 века. Экзистенцио – существование. Экзистенционализм – филсоофия существования. Но, если так сказать, так ничего и не понятно. Суть экзистенциализма, если самым кратким орбазом, заключается в том, что когда мы с вами живем, мы не думаем: «Я живу», мя не радуемся тому, что существуем. А когда наступают критические минуты, когда мы оказываемся на краю между жизнью и смертю или когда близкий нам человек находится между жизнью и смертью. Или когда близкий нам человек умирает. Или когда мы страдаем, переживаем внутреннюю, душевную боль, или боль физичесую – вот тут мы вспоминаем – ах, как хорошо было. Когда мы были здолровы, когда близкие были здоровы. Словом, экзистенионалисты изучали сущ-е челв на краю бытия, на грания между бытием и небытием. И предшественником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор. Он был современником Тютчева. Конечно, понятия о нем не имел, как и Тютчев о нем. И вообще, Кьеркегор писал в основном по-датски. А теперь оказывается. Что они с разных сторон - один от философии, другой от поэзии, шли к одинаковому пониманию человека в мире . Оба были неудачниками в личной жизни, что отражалось на их творчестве. Я оворил – Тютчев был женат на немке. Когда она умерла, он женился повторно, тоже на немецкой женщине. А потом старость его была озарена и испепелена любовью к молодой девушке, русской, Денисьевой, которая была воспитательницей в панисоне, где воспитывалась одна из дочерей Тютчева. И там был такой роман, они презрели все этич. Нормы своего времени. Она была отвержена обществом. Умерла в страшных мучениях, а он чувствовал себя убийцей. «Молчание!» «Silentium!». Некоторые поэты в истории рус.поэзии доходили до самоотрицания. И Тютчев к этому приходит. И не только в стихах. Вы знаете, он мог пачку листов со своими стихами бросить в камин. Со стихами неопубликованными. До нас дошло 300 стихотворений Тютчева. Мы не знаем, сколько сгорело, сколько потерялось. Он относился к своему творчеству совершенно дилетански, непрофессионально. Он пошел на утреннюю прогулку, вернулся, дочь помогает ему снять пальто, а он ей говорит, конечно, по французски: «Я тут сочинил несколько рифм. Запиши пожалуйста». И диктует ей одно из своих гениальных стиховторений, которое сочинил во время прогулки. А в другой раз не диктует. Он не старался сохранить. Он знал, что не может вполне передать то, что думает и чувствует. «Русской женщине». «Накануне годовщины 4 августа 1864г». Это дата смерти Денисьевой. («Вот бреду я вдоль большой дороги»). И такое четверостишие
Нам не дано предугадать
как слово наше отзовется
И нам сочувствие дается
как нам дается благодать.
В рус.лит у Тютчева был один современник, который в некоторых своих художественных исканиях подходил к введениям Тютчева. Это Достоевский. Достоевского тоже часто человек. Один на один с судьбой. И у них обоих там, где страдания, там и стойкость, там и вера. Но так полно, как Тютчев отразил философию экзистенциализма ощущение катастрофичности мира, - это Достоевскому было не дано. Вам знакомо слово Апокалипсис? Это вдиение конца мира. Вот видение Тютчева почти текстуально приближается к откровению Иоанна Богослова. Времени нет. Пространство призрачно, его тоже, в сущности говоря, нет. Небо – это мечта о гармонии, о счастье, которые недостижимы. Земля – это отравтительная толпа, это томление, это одиночество человека. «И как земля ввиду небес мертва», «Туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей змелей» « и жизнь твоя пройдет незримо на незамеченной земле». Что значит незамеченная земля? Кем? Богом?
Стороны света для Тютчева – это не геогр.понятия. Север в его стихах - это смерть, неподвижность. Юги – жизнь, которая может быть и прекрансой, и мучительной, но она всегда тревожна, потому что мгновенна. Запад для Тютчева (который говорил по фр и немецки, жил в германии) - враждебное начало . Восток, конечно же, - это Россия, это православие (он был православным, хотя и не исполнял обрядов), это – бытовой патриархальный уклад, которого у него не было ,но к которому стремилась душа. Один из крупнейших экистенциалистов определяет так бытие-для-смерти. А когда чела настигает неотвратимый рок, для него наступает бытие-в-пропасти. Поэтому Тютчева влекут иррациональные силы, не поддающиеся рассудку. Любовь он описывает так: «Глаза, потупленные ниц, в минуты страстного лобзанья, и сквозь опущенных ресниц угрюмый тусклый огнь желанья». Брюсов писал статью, в которой пытался доказать, что в пушкинскуих «Моцарт и сальери» Сальери – Баратынский.
Тютчев восторгался Пушкиным. На смерть Пушкина он написал стих-е, в котором воспел его, выразил скорбь, трагедию утраты. Но у тынянова есть спец.статья об отношениях Пушкина и Тютчева, где он показывает, что Пушкин не ценил Тютчева так, как мы теперь ценим, недооценивал Тютчева. Но у меня есть наблюдения, что и Тютчев, несмотря на все свои восторженные слова, не всегда соглашался с Пушкиным. И вот, у Тютчева есть такое стих-е Безумие. Это написано в споре с Пушкиным, это ответ на Пушкинского Пророка, где Пушкин говорит, что Бог через своего посланника поручил Пророку, в котором некоторые видят поэта, обходить моря и земли глаголом жечь сердца людей. А Тютчев отвечает ПушкинуЮ, что это – безумие, что не дано никакому человеку, ни пророку, ни поэту глаголом жечь сердца людей. Что это - жалкое безумие. Что ему только кажется, что постигает тайны природы, и может передать их людям. Тютчев для своих стихотворений избрал особую форму – форму фрагмента. По-русски «фрагмент» - отрывок. Но посольку сама форма заимствована у немецких романтиков, то и термин перешел . Тютчев пишет так, в его сознании все время проходят русские стихи, вроде бегущей строки в телевизоре, и он время от времени вырубает какую-то часть текста. Поэтому он может начать : «Да, вы сдержали ваше слово» или «нет, не могу я видеть вас», или «и в божьем мире тож бывает». Жанр фрагмента необыкновенно подхватила и разработала Анна Ахматова.
Ранний русский романтизм.
Лит:
1. Белинский. О русской повести и повестиях г-на Гоголя (статья)
2. Белинский. Статья о Пушкине. Статьи восьмая и девятая, о Е.О.
3. Г.А. Гуковский Пушкин и проблемы реалистического стиля. М. 1957г.
4. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова (статья).
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975г. + книга литературно-критические статьи. М. 1986.
6. Баевский В.С. Пушкин и Школа раннего русского реализма. (сб. «Пока в России Пушкин длится Метелям не задуть свечу»). Смоленск, 1998г.
Я стараюсь лекцию из трех разделов – больше трех студентам уже трудно воспринимать.
1. Введение.
Обычно представляют историю лит-ры так, что одно явление сменяется другим, другое - третьим, третье - четвертым и выстраивается такая цепочка. В действительности история литературы сложнее. Какое-то явление дает отростки в разные стороны, каждый из этих отростков может дать отростки в свою очередь. Причем эти отростки могут идти не только вправо-влево, но и вниз. Вроде бы это очевидно, но первой об этом заговорила русская формальная школа начала 20-го века: Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум. Применительно к Пушкинскому времени проблемой историко-литературных связей больше всего занимался Тынянов. Они все были замечательными пушкинистами – и трое названных, и Томашевский. И вот развитие литературы в начале двадцатого века формальная школа представила как сочетание и борьбу старшей и младшей линии в истории литературы. Старшая линия это то, что я вам сначала наших лекций рассказывал – это предромантизм и сменивший его высокий романтизм. Но в это же время, строго говоря, с 1805 года в русской литературе развивается, формируется младшая линия, по-своему не менее важная. В младшей линии в это самое время формируется реализм. Совершенно другое литературное явление, во многом противоположное предромантизму и романтизму. Не очень заметное в это время, потому его и назвали «младшей линией литературного процесса». А иногда еще Тынянов писал: «центр» литературного процесса и «периферия». Под центром -предромантизм и высокий романтизм, а периферия – реализм. На него не очень обращают внимание, но по своему значению он очень велик. Чем велика младшая линия литературного процесса в любое время?
В старшей линии литературного процесса развивается какое-то явление. Допустим, романтизм. И все литераторы, которые вступают в жизнь, идут по стопам Пушкина, Баратынского, Дельвига – наших великих романтиков. Все им подражают. Проходит 20 лет и приемы, найденные Пушкиным в творчестве эпигонов ( с древнегреч. Букв «рожденный позже», а в науке о литературе это значит «подражатель»). Так вот, эпигоны набрасываются на те приемы, которые нашли классики, и до того их забалтывают, что они автоматизируются. Уже любая бездарность может автоматически на этих приемах писать элегии. И Пушкин уже вопит в стихах: «Спаси нас боже от элегических ку-ку!». Уже становится невозможным писать, использую разработанные когда-то приемы. А что делать? Искать новые приемы. Где?
И тут ответ такой. Гений берет новые приемы в младшей линии литературного процесса. Вот почему периферия, младшая линия не менее важна, чем старшая линия, чем центр литературного процесса. В свое время периферия станет центром. А старшая линия уйдет в младшую. И мы с вами увидим, как в 40-е годы реализм уходит в старшую линию литературного процесса, а романтизм – в младшую.
И вот сегодняшняя наша лекция посвящена тому, как в младшей линии литературного процесса формировался русский реализм.
2. Что такое реализм?
Я заимствую определение реализма у Белинского, у Жуковского и у Бахтина.
· Историзм. Для романтиков обычно неважно, в какое время происходит событие. Пушкин пишет поэму Бахчисарайский фонтан, и ученые 200 лет спорят, какая эпоха там описана. И могут спорить еще больше – Пушкин не стремился какую-то эпоху отразить, его не это интересовало. Его интересовали страсти: любовь, ненависть. А реалисту нужно точно знать, когда происходит действие. И сделать так, чтобы действия, характеры людей соответствовали времени. (цитирует Чацкого: век нынешний и век минувший). Век нынешний - царствование Александра 1. А век минувший – это время Екатерины 2, последняя треть 18 в.
· Реалисты первые поняли, что личность человека формируется социальными обстоятельствами, обществом, общественными отношениями, общественной борьбой.Все мы – результат определенных общественных сил. Фамусов со старухой Хлестовой спорят с пеной у рта – сколько крепостных у Чацкого 200 или 300. В зависимости от этого к человеку по-разному относились. Гоголь об этом пишет: с человеком, у которого 20 душ, будут говорить иначе , с чем у которого 50 и.т.п. а у Фамусова такой идеал: «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки 2 родовых». Человек зависит от тех общественных условий, в которых он живет.
· Множественность точек зрения на мир. У классициста есть твердая точка зрения на мир: есть государство, во главе – король, надо служить государству и королю. И этому автор учит читателя. У романтика нет такого, для романтика главное – душа человека, и это его точка зрения. А у реалиста, показывают классики нашей науки, у реалиста нет точки зрения. Которую он бы навязывал читателям. Он показывает, что мир полон противоречий. Реалист знает, что каждый человек противоречив. В самом лучшем человеке есть и какие-то недостатки. А в самом плохом человеке можно найти и хорошее. Пушкин кончает первую главу Евгения Онегина и говорит: « Пересмотрев все это строго, противоречий очень много, но их исправить не хочу». Совсем молодой человек, но гений, и он понял, что мир понял противоречий, человек полон противоречий, и если хочешь писать правду, то нельзя эти противоречия сглаживать.
· Народность. Народность – это термин, который использовали и сегодня используют критики самых разных направлений. И так было и в начале 19 века. И романтизм стремился к народности, в каком-то смысле был народен (опирался на фольклор). Но Белинский показал, что народность реализма – другая, чем нардоность романтизма. Он в 8-й статье о Пушкине выразился так: «Народность не там, где изображается зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. Народность там, где писатель смотрит на жизнь и показывает ее с точки зрения народа и в интересах народа». Зипун, лапти, сивуха и кислая капуста – Белинский собрал те темы, которыми любовались в народе натиболее реакционные писатели (можно употребить термин славянофилы). Как раз им нравились предметы старого быта и даже бедный крестьянин им был милее современного, зажиточного, м.б. грамотного. Вот мы знаем Жуковского. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок…». Это тоже по своему зипун и.тп. Жуковский любуется внешними прдеметами быта крестьянниа. Вот против чего восстал Белинский. А реалист видит свою задачу в том, чтобы смотреть на мир глазами народа, глазами крестьянина. Крылов написал несколько сот басен, вы не найдете у него ни одной басни с философским содержанием, с политическими проблемами. Если появляются политические проблемы – то это такие, которые доступны каждому человеку, каждому крестьянну. Я имею ввиду, чято у Крылова есть басни о ВОВ, патриотические басни, а чувство патриотизма во время войны всколыхнуло весь народ. И вот о таких вещах говорит Крылов. Вот народ в понимании Белинского .Там, где любуются предметами народного быта не задумываясь о том, как этот быт облегчить - это не реализм. Писатель-реалист задумывается о том, чтобы народ жил лучше. У Лермонтова в его предсмертном стизотворении (т.е. незадолго до смрети)«Родина» есть такое место: «С отрадой, многим незнакомой, я вижу полной гумно». Лермонтову важно именно полное гумно, т.е. зажиточное положение крестьянина, и он противопоставляет себя тем, кто просто любуется. Если изба, покрытая соломой – то есть какая-то зажиточность – к весне от бедности и нехватки соломы солому снимали с крыши. С рещными ставнями окно – значит, крестьянину есть время и силы украсить окно. Вот что дорого поэжту. И удивительно, откуда этот молодой поэт, который погиб в 27 лет, откуда в нем такая любовь к народу, такое понимание народа, вот истинная народность, о которой говорит Белинский в свящи с реализмом.
· Опора на фольклор. Конечно, и у романтиков это есть. Но я хочу подчеркнуть, что у реалистов часто мы видим опору на фольклор городской, чего почти не вдиим у романтиков. А вы знаете, что «Медный Всадник» Пушкина в значительной мере написан на городском фольклоре, в основе «Невский проспект» Гоголя - Петербургский фольклор , в основе «Шинели» Гоголя анекдот.
· Создал новый литературный язык. Это литературный язык, основанный на народно-разговорной речи. И отвергающий любые ограничения. Классицизм разделил литературный язык на 3 стиля, предписав строгие правила, какие жанры какими стилями писать надлежит и из какой лексики состоит каждый стиль. Романтики отвергли эти ограничения, и 3 стиля классицизма они заменили делением литературного языка на поэтический и непоэтический. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он уже на пути к реализму. И Все-таки как он называет свою героиню? Мария. Это романтическое имя. Это имя евангельское, прекрасное, и поэтому это было излюбленное имя романтиков. У Пушкина несколько Марий в его творчестве. А прототипом Марии в Полтаве была реальная девушка – Матрена. Ну разве мог поэт-ролмантик внести в свой стиль Матрену. А вот другой пример: У Пушкина есть такое замечательное стихотворение: «Мороз и солнце, день чудесный!» И там мы читаем такие слова: «Но знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь». А я знакомился с пушкинской рукописью. Они хранятся в Петербурге, в Пушкинском доме. И Пушкин сперва написал: «А знаешь, не велеть ли в санки коня черкасского запречь». Маяковский когда-то сказал: у Фета 84 коня, и он ни разу не заметил, чт о кроме коней были еще и кобилы. У Пушкина такой редчайцший случай, когда Пушкин преодолевает романтическую традицию и вываодит реализм - кубылку. И как это прекрасно смотрится в этом стихотворении!
· Реализм предполагает изображение современного писателю русского быта, современной писателю русской жизни. Тогда кА классицизм уводил в античность или в русскую историю. Романтизм уводил в русскую историю и в географическую экзотику. А реалист изображает современную русскую жизнь, характеры современных ему русских людей. И в истории русского реализма мы выделяем 4 фазы.
1. Ранний русский реализм: 1805 – 1839. 1805 – т.к. в 1805 году Крылов написал свою первую басню.
2. Натуральная школа. 1840-1855.
3. Русский бытовой психологический семейный исторический роман. 1855-1881. Это высшая точка развития русской литературы, вообще, всей, это – то, что русская литературы в наибольшей степени дала литературе мировой. Если до сих пор русская литература ходила в цченицах, то теперь она вышла в учители мировой литературы. Это Лев Толстой, это Достоевский, это «Былое и думы» Герцена, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, это И.С.Тургенев, Гончаров и еще целая плеяда прозаиков-реалистов.
4. Реализм малых форм. 1881-1904 (год смерти Чехова).
3.РАННИЙ РУССКИЙ РЕАЛИЗМ.
Это Крылов с его баснями, это «Горе от Ума», «Евгений Онегин», вся драматургия Пушкина, пушкинские поэмы, начиная с «Графа Нулина». Лирика Пушкина, начиная со стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом». Но здесь важная оговорка - и после разговора он писал не только реалистические стихотворения, он продолжал писать романтические. Тоже самое относится к лирике Лермонтова. Начиная с Бородина - первого реалистического стихотворения Лермонтова идет переслоение романтизма и реализма. «героя нашего времени» Лермонтова – был период, лет 30, когда споры шли - реализм это или романтизм. За время стало ясно, что там есть существенные признаки реализма и существенные признаки романтизма. Гоголь, начиная со сборника «Миргород». «Петербургские повести». «Мертвые Души». Вот крупнейшие произведения раннего русского реализма.
Что значит – «ранний»? «Ранний» означает, во-первых, те признаки, о которых уже было сказано еще не в полном развитии. И во-вторых, есть признаки неотъемлемые от реализма, который я вам не назвал, потому что в раннем реализме этого еще нет. И самое главное – в раннем реализме нет психологистов. В «Анне Каренине « можно увидеть, как глубоко, или можно сказать «въедливо» Толстой анализирует переживания Анны – как она любит сына, семью, дом, высокое положение, и как она полюбила Вронского, дикой страстью, которая разрушила всю ее. И как Вронский ради нее бросает карьеру, положение в обществе, стреляется, и этот несчастный муж… И вот огромный роман, почти как война и мир по объему - и все время перемалываются эти мысли. Вот психологизм реалистического романа. У Пушкина, Лермонтова есть только намеки на это. В полной форме реализм – это роман, в котором изображается судьба нескольких семей на протяжении нескольких поколений на фоне русской истории. Намеки на это мы найдем и в «горе от ума», и в «Евгении Онегине», Есть какие-то намеки и в «Герое нашего времени».
Таким образом, мы видим , что в недрах литературного процесса первых 4-х десятилетий 19в сложился ранний русский реализм, противостоявший романтическому движению, вместе с тем - питавший его, и подготовивший переход русской литературы к реализму уже в старшей линии. Если точнее – к натуральной школе.
А писатели натуральной школы прямо говорили: «Все мы выросли из гоголевской шинели» ,т.е. из- раннего русского реализма.
А.С. ГРИБОЕДОВ. (1795-1829)