Основные школы, направления и течения в философии

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Аналитическая философия – доминирующее направление в англо-американской философии ХХ в. Ориентирована на прояснение языка, строгость и точность терминологии; осторожно относится к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.

Венский кружок – организован в 1922 М. Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета («кафедре Маха»). Участники кружка выступили как представители неопозитивизма (логического позитивизма), выдвинув программу обновления научного и философского знания на основе математической логики и принципа верификации.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.

Географическая школа – направление философии истории, рассматривающее географическое положение и природно-климатические условия в качестве определяющего фактора развития общественной жизни народов. Основоположником географической школы является французский философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755), автор труда о «Духе законов».

Герменевтика – направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие осмысления бытия; учение о понимании и интерпретации текстов и бытия.

Даосизм – учение о дао или «пути вещей». Основоположником Драсизма принято считать Лао-цзы.

Детерминизм – учение об определенности сущего, его обусловленности и необходимости. Детерминизм оппонирует индетерминизму.

Догматизм– способ мышления, твердо придерживающийся представлений и положение, которые воспринимаются как абсолютно истинные, неизменные. Догматизм противположен скептицизму.

Досократики - древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э. Главный предмет размышлений досократиков – космос. Досократиков подразделяют на представителей ионийской (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, акцентом на чувственное восприятие мира и италийское (пифагореизм и элеаты) направление, характеризующееся приоритетом рационально-логических начал, интересом к числовой структуре вещей.

Дуализм– ориентация на выделение в мире двух противоположных начал (например, духа и материи). Дуализм соотносится с монизмом и плюрализмом.

Идеализм – учения, ориентированных в интерпретации мироустройства на доминирование духовного. Первое употребление термина идеализма – в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом).

Идеализм объективный – онтологическая позиция, принимающая за начало мира объективно существующие идеи, личный («Я» Фихте) или безличный всеобщий дух (Гегель), мыслящие монады (Лейбниц) и др. Объективный идеализм противопоставляется субъективному идеализму.

Идеализм субъективный – сводит существование мира к его восприятию субъектом (Беркли).

Иррационализм – направление в эпистемологии, согласно которому определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательное.

Кинизм – течение в античной философии, основателем которого был Антисфен (ученик Сократа). Киники отвергали условности общества, проповедуя естественный (собачий) образ жизни. В современном мире трансформировался в цинизм и опрощенчество.

Критицизм – философско-методологическая позиция, характеризующаяся антидогматизмом, уста­новкой на анализ собственных оснований мышления, на вы­яснение границ применимости фундаментальных понятий и методов.

Материализм – онтологическая позиция, утверждающая первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.

Марксизм – учение, создателями которого были К. Маркс и Ф. Энгельс. Ключевыми идеями марксизма является материалистическое понимание истории и учение об общественно-экономических формациях.

Милетская школа – школа древнегреческой философии, известная по названию античного города Милета.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

Нигилизм – акцентированное отрицание ценностей. По Ницше: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос «Зачем?»»

Номинализм– направление в схоластике, считавшее понятие лишь именем.

Перипатетическая школа– обозначение философской школы Аристотеля.

Персонализм– направление философии, акцентируюущее неповторимость и максимальную ценность личности.

Пифагореизм – древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную.

Позитивизм – восходящее к О. Конту течение философии, полагающее единственным источником истинного («положительного») знания эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность метафизики.

Постмодернизм – современный тип философствования, дистанцирующийся от классической, но и от неклассической традиций Нового времени, от присущего этим традициям онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма.

Прагматизм – течение в философии, сформировавшееся в американской философии в конце XIX – начале XX в. (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи). Согласно прагматизму, истинно то, что приводит к достижению цели, успеху и продвижению.

Рационализм (лат. rationalis – разумный) – эпистемологическая позиция, согласно которой всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Родоначальник рационализма – Р. Декарт. Рационализм оппонирует эмпиризму.

Реализм (лат. realis – действительный, вещественный) – направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.

Релятивизм(от лат. relativus – относительный) – установка на абсо­лютизацию относительности и условности содержания познания.

Сенсуализм – эпистемологическая позиция, признающее ощущения единственным и достоверным источником познания.

Скептицизм– философская концепция, утверждающая относительность истины. Призывает безразлично и невозмутимо относиться ко всему – скептицизм. Скептицизм оппонирует догматизму.

Солипсизм (лат. solus ipse – только сам) – онтологическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое – единственное, что дано несомненно, во всякое время тут.

Софистика– учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов, платных учителей ораторского искусства. Их внимание привлекали логические уловки, основанные на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий.

Стоицизм– школа античной философии, наиболее известными представителями которой являются Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Согласно стоикам, необходимо освободиться от страстей, жить, повинуясь природе, необходимости и разуму. Стоик мужественно переносит все невзгоды жизни и удары судьбы.

Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать учения авторитетных учителей и текстов.

Фатализм(от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждое со­бытие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключаю­щего свободный выбор и случайность.

Феноменализм –учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами ма­териального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувствен­ных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.).

Фикционализм(от лат. fictio – выдумка, вымысел) – философская ориентация, считающая человеческое позна­ние системой фикций, практически оправданных, но не име­ющих объективного теоретического значения

Экзистенциализм –течение философии, описывающее ситуацию человеческого существования в мире («заброшенность в мир», случайность нашего присутствия, фактичность, конечность, темпоральность, трансцендирование, «направленность на...», «не-знание» и др.)

Эклектика – смешение различных, зачастую противоположных точек зрения философских взглядов, теоретических посылок, оценок и т.п.

Элейская школа – древнегреческая школа кон. 6– 5 вв. до н. э., в которую входили Парменид, Зенон Элейский и Мелисс Самосский. Полагая, что чувства дают ложные мнения, стремились постичь истину путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего.

Эмпиризм– эпистемологическая позиция, признающая чувственный опыт единственным источником знания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Родоначальник эмпиризма – Ф. Бэкон. Эмпиризм оппонирует рационализму.

Эссенциализм – представление о том, что для познания предмета необходимо выявить его сущность, заключающуюся в строго определенных параметрах.

Наши рекомендации