Обзор литературных источников по теме
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РАССКАЗАХ В. НАБОКОВА 1930-Х ГОДОВ
Дипломная работа по специальности
1-02 03 04-01
«Русский язык и литература. Белорусский язык и литература»
Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы и
межкультурных коммуникаций
Наталья Евгеньевна Таркан
Дипломная работа допущена к защите
Заведующий кафедрой _________________
_________________________
__ __________________ 20__
Могилёв
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ……………………………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ……............10
ГЛАВА 1 ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ……………………………………………….12
ГЛАВА 2 ЦВЕТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ В РАССКАЗАХ В. НАБОКОВА «ВЕСНА В ФИАЛЬТЕ» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ»………………………………………… ….21
2.1 Цветообразы рассказа «Весна в Фиальте»………………………………....26
2.2 Особенности композиции рассказа «Круг»…………….………………….30
2.3 Эффект неожиданности в рассказе «Королёк»…………………………….32
2.4 Форма и содержание рассказа «Тяжёлый Дым»…………………...……...33
2.5 Цветообраз и его объект в рассказе «Памяти Л.И. Шигаева»……………35
2.6 Мистификация в рассказе «Посещение Музея»…………………………...36
2.7 Транслятор авторской тоски по России в рассказе «Лик»………………..38
2.8 Частичное резонёрство героя в рассказе «Истребление Тиранов». Проблема тирании……………………………………………………………….40
2.9 Рассказ «Василий Шишков»: цель и средство……………………………..44
2.10 «Приглашение на казнь» в рассказе «Облако, Озеро, Башня»……….…46
2.11 Владимир Набоков и Джеймс Джойс……………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….........60
РЕФЕРАТ
Михаленко Дмитрия Викторовича
Символика цвета в рассказах Владимира Набокова 1930-х годов
Ключевые слова:В. Набоков, цвет, цветообозначения, цветообразы, рассказы, символика, амбивалентность, синестезия.
Объект исследования:рассказы В. Набокова («Весна в Фиальте» и другие рассказы»).
Предмет исследования:особенности проявления и функционирования цвета в рассказах В.Набокова.
Цель работы:определить роль и значение символики цвета в рассказах В.Набокова.
Задачи:
1.) Рассмотреть варианты трактовки цветообозначений в мировой культуре.
2.) Определить значение цветообозначений в рассказах В. Набокова.
3.) Дать классификацию рассказов на основе тематического сходства.
4.) Дать классификацию рассказов на основе значения цветообразов в них.
Основные методы исследования:биографический, культурно-исторический, социологический методы; наблюдение, сравнительно-сопоставительный метод, контекстологический, композиционный, концептуальный, интертекстуальный методы, метод «слово-образ».
Актуальность работыобусловлена неиссякаемым интересом к прозе В. Набокова.
Научная новизнаисследования определяется тем фактом, что многообразное творчество писателя предполагает множество подходов к исследованию его творчества, причём данная работа не только обобщает, но и дополняет уже существующие исследования литературоведов, посвящённые проблеме цвета в творчестве Владимира Набокова, а также представляет собой попытку классифицировать тексты писателя на основании тематического сходства и значения использования в них цветообозначений.
Структура работы:введение, обзор источников, две главы, заключение и список использованной литературы в количестве 49-ти источников.
Практическая значимость работысостоит в том, что в ней систематизированы и обобщены известные данные, касающиеся символики цвета в творчестве исследуемого автора, предложен свежий взгляд на объект и предмет исследования, очерчены новые горизонты для последующих исследований; положения данной работы могут быть использованы в школе и в вузе.
ВВЕДЕНИЕ
Произведения Владимира Набокова характеризуются сложнейшей литературной техникой, глубочайшим анализом психологического состояния героев, непредсказуемым сюжетом либо его размытостью, выводящей на первый план художественные особенности произведений. Жизнь и творчество писателя создали благодатную почву для многочисленных исследований. Он поставил множество вопросов, определённые ответы на которые не даны до сих пор.
Характер цветовой организации идей следует рассматривать как одну из наиболее индивидуальных черт авторского видения мира писателя, причём анализ цветообразов может активно использоваться для выявления художественной, равно как и творческой, его индивидуальности.
Цветовая палитра художника слова – момент индивидуальный в творчестве каждого отдельно взятого автора, однако при этом писатели, как правило, опираются на негласный опыт ассоциаций, имеющий свои неписаные законы. При рассмотрении значения цветообозначений каждого отдельного автора можно установить, какую роль цвет играет в отдельно взятом его произведении и во всём творческом наследии.
Цветообразы могут выражать совершенно разные смысловые аспекты произведения. Они могут придавать образу дополнительные значения, складывая о нём более полное представление, могут способствовать выражению авторской идеи, а могут и вовсе носить текстообразующий символический характер, говоря читателю порой намного больше, чем хотел донести сам автор. Однако обстоятельные и дальновидные литераторы, к коим, без сомнений, относится Владимир Набоков, как правило, наделяют тот или иной цветообраз определённым значением, которое не всегда находится на поверхности, что делает использование данного приёма художественной выразительности ещё более привлекательным для опытного и внимательного читателя, обладающего пытливым умом, а также для многочисленных исследователей творчества писателей и их же (писателей) биографов. В этом отношении Владимир Набоков представляет большой интерес, так как символы, буквально кишащие в его творениях, словно сложнейшие шахматные задачи, даже самому пытливому уму порой даются непросто.
В ходе данного исследования во внимание принимались как положительные, так и негативные критические оценки творчества В. Набокова, в результате чего анализ его произведений, представленный в данной работе, отличается не только разносторонностью и широтой, но и стремлением к максимальной объективности, проистекающей от формирования собственных мнений и взглядов на творчество писателя на пересечении мнений уже существующих.
Российское набоковедение ведёт свою историю с 1980-ых годов, когда В. Набоков как автор дошёл до своего широкого читателя с потоком «возвращённой» литературы. Множественность прочтений текстов В. Набокова даёт благодатную почву для продолжения исследований его творчества.
Можно предположить, что, поскольку в ХХ веке, который он, несомненно, опережал, В. Набоков, будучи несомненным новатором, отобразившим русские характеры в условиях эмиграции, облекая свои сюжеты порой в самые причудливые формы, был недостаточно понят и усвоен; в новом же веке молодые исследователи, являясь представителями других поколений, которым, вероятно, и были в некотором смысле «адресованы» вершины творчества В. Набокова, смогут глубже проникнуть в сущность его феномена и раскрыть тайные смыслы его произведений.
Следует учитывать, что в прошлом веке набоковедение находилось на этапе собственного становления, в связи с чем направления изучения творчества писателя только наметились, хотя вместе с тем нельзя и отрицать, что набоковеды прошлого века значительно продвинулись в изучении своего объекта, подготовив существенную базу для последователей. Недостатком их исследований явился взгляд на произведения В. Набокова (во многих случаях) через призму классической русской литературы, влияние которой на писателя всё-таки безусловно. Однако оно не было единственным. Не стоит забывать о влиянии западном, как и о стремлении самого писателя избежать обвинений в каких бы то ни было влияниях. Критик и читатель чего-то ждали от писателя, в то время как им следовало внимать и анализировать, не только ища отсылок к известным литературным шедеврам, но и время от времени абстрагируясь от мирового литературного опыта.
За набоковской деталью критики и исследователи нередко стремились обнаружить скрытое содержание, и, не находя такового, разочаровывались и давали негативно окрашенные оценки творчеству писателя. Несовершенность подходов к исследованию творчества В. Набокова в ходе данного исследования была учтена. Рассмотрены воспоминания о В. Набокове его современников, пусть не лишённые порой очевиднейшей субъективности, но достаточно насыщенные для выдвижения гипотез относительно его творчества и мировоззрения.
Предположения и выводы, делавшиеся как в ходе работы, так и при её завершении, также не лишены субъективности.
Бралась во внимание политическая ситуация в России и за её пределами, что помогло посмотреть на литературное творчество писателя и с политической, и с социальной, и с бытовой сторон, что имело своей целью упомянутое выше стремление к максимально вероятной объективности в суждениях.
Актуальность данного исследования обусловлена неиссякаемым интересом к прозе В. Набокова, а также отсутствием комплексного анализа цветовой насыщенности и семантической значимости цветовой палитры рассказов В. Набокова «Весна в Фиальте» и другие рассказы».
Научная новизна исследования определяется тем фактом, что многообразное творчество писателя предполагает множество подходов к исследованию его творчества, причём данная работа не только обобщает, но и дополняет уже существующие исследования литературоведов, посвящённые проблеме цвета в творчестве Владимира Набокова, а также представляет собой попытку классифицировать тексты писателя на основании тематического сходства и значения использования в них цветообозначений (с вытекающими из них цветообразами).
Объектом данной дипломной работы являются рассказы В. Набокова («Весна в Фиальте» и другие рассказы»).
Предметом рассмотрения являются особенности проявления и функционирования цвета в рассказах В. Набокова.
Цель данной дипломной работы –определить роль и значение цвета в рассказах Владимира Набокова.
Цель повлекла за собой необходимость решения следующих задач:
1.) Рассмотреть варианты трактовки цветообозначений в мировой культуре.
2.) Определить значение цветообозначений в рассказах В. Набокова.
3.) Дать классификацию рассказов на основе тематического сходства.
4.) Дать классификацию рассказов на основе значения цветообразов в них.
Основными методами, позволившими решить поставленные задачи и сделать соответствующие выводы, стали: биографический, культурно-исторический, социологический методы; наблюдение, сравнительно-сопоставительный метод, контекстологический, композиционный, концептуальный, интертекстуальный методы, метод «слово-образ».
Структуру работы составили введение, обзор источников, две главы, заключение и список использованной литературы в количестве 49-ти источников.
Во введении рассматриваются актуальность и научная новизна исследования, определяются векторы его осуществления.
Обзор источников по теме, сходной с темой исследования, фиксирует факт учёта существующих смежных научных работ.
В первой главе цвет рассматривается как понятие и как средство художественной выразительности.
Вторая глава представляет собой детальный анализ рассказов писателя с определением роли в них цвета как художественного приёма.
В заключении данной дипломной работы сделаны логические выводы, вытекающие из проделанной работы, отвечающие её цели и частным задачам.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что в ней систематизированы и обобщены известные данные, касающиеся символики цвета в творчестве исследуемого автора, предложен свежий взгляд на объект и предмет исследования, очерчены новые горизонты для последующих исследований; положения данной работы могут быть использованы в школе и в вузе.
Следует отметить, что творчество В. Набокова, опережавшего своё время, следует изучать в контекстах (по возрастанию): модернизма, постмодернизма и, конечно же, вне всяких контекстов, но при учёте литературы мировой (в частности, при учёте достояний русской классической литературы).
Помимо прочего, в результате данного исследования мы пришли к выводу, что В. Набоков использовал цветообозначения, несущие глубокий смысл, не во всех своих рассказах, однако цветообразы, рассмотренные в ходе данного исследования, являются символическими.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
В ходе данного исследования активно использовались художественные тексты В. Набокова [5– 8], в которых особенное внимание уделялось цветообозначениям как особенным средствам художественной выразительности. Помимо рассказов сборника «Весна в Фиальте» и другие рассказы» учитывалось романное и поэтическое наследие писателя, что помогло шире взглянуть на его творчество, сопоставить его малую прозу с другими литературными жанрами.
Теоретическую основу данного исследования составили работы известных набоковедов, а также самые разнообразные Интернет-источники, характеризующиеся различной спецификой и направленностью, безусловной разнородностью, что дало возможность составить относительно объективный взгляд как на вопрос цвета в мире и литературе, так и на творчество писателя.
Наибольшей опорой, если не считать самих текстов писателя, послужила первая русская биография В. Набокова, авторство которой принадлежит Борису Носику [9], причём основанием для выбора именно этой книги послужило доверие к её автору, его несомненной компетентности, непредвзятости суждений и уважению к мнениям и суждениям других биографов и исследователей писателя. Представление о жизни и творчестве писателя дополняли вступительные статьи к различным изданиям его произведений, а также автобиографические данные.
Среди исследований символики цвета большую роль сыграли работы: С.Г. Носовец [10], И.В. Труфановой [14].Последней принадлежит краткая, но обстоятельная работа, касающаяся символики серого, чёрного и жёлтого цветов в романе В. Набокова «Отчаяние». Отдельно стоит отметить исследование В.В. Трутько [13], рассмотревшей символику цвета в романе Д.С. Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник».
Среди работ, касающихся творчества В. Набокова в целом, особое место занимает исследование Б. М. Сарнова «Ларец с секретом (О загадках и аллюзиях в русских романах В. Набокова)», взгляды которого значительно разнообразили наше представление о возможных трактовках символов в творчестве писателя.
Актуальность данного исследования усиливается засчёт предположения о недооценённости сборника «Весна в Фиальте» и другие рассказы», а также засчёт анализа литературных произведений, основанных на трактовке авторских символов через главную составляющую другого вида искусства – живописи – цвет, чего не хватало предшествующим исследованиям.
Интерес к творчеству писателя, возникший ещё в момент первых публикаций, не иссякает, а имеет место до сих пор, однако не в достаточно широком масштабе на данном этапе развития набоковедения, что обусловлено трудностью в понимании и неоднозначностью в интерпретации отдельных художественных текстов В. Набокова.
Новый круг проблем обозначен тенденцией к постановке более определённых и значимых вопросов, среди которых значение цветообразов занимает одну из главенствующих и определяющих позиций.
Настоящая работа направлена на исследование символического дискурса творчества В. Набокова, а в фокус наших интересов попала проблема символики цвета в прозе В. Набокова малого объёма, то есть в его рассказах.
ГЛАВА 1