Художественная культура древней Передней Азии
Периодизация древней культуры Месопотамии.
Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н.э. Антропоморфизация сил природы и выделение божеств плодородия. Складывание пантеона богов и создание религиозного культа. Мифологическое объяснение мира и окружающей действительности. Культовые статуэтки с изображением синкретичного плодородия: человек-животное-растение. Печати-штампы с мифологическими сценами. Изобретение шумерской письменности (рисунчатое письмо). Таблички с протоэламской письменностью. Храм Абу-Шахрайне, самое древнее из культовых помещений. Создание монументальных храмов на высокой платформе «Белый храм» в Уруке. Строительство «Красного здания». Гипсовый храм в Лагаше. Изготовление посуды на гончарном круге с росписями. Распространение искусства глиптики. Создание культовых глиняных статуэток в виде обнаженных женщин и мужчин. Черная базальтовая стела с изображением охоты на львов. Скульптурная голова из камня богини Инанны. Культовый сосуд с изображением процессии жертвоприношения богине Инанне.
Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н.э.; Разработка сложного культа богов и божественной власти царя. Создание перечня клинообразных знаков и архаических табличек. Литературные тексты, списки богов, список слов. Древнейшие записи математических задач. Установление календарного лунного года из 12 лунных месяцев. Текст сводов законов Ур-Намму – древнейший из обнаруженных сводов законов (2112 г. до н.э.). Первые записи на аккадском языке. Сборники анекдотов из жизни царей прошлого. Создание жанра художественной надписи. Единый пантеон во главе с Энлилем, Аном, Энки, Инанной. Перечень всех царей – «Царский список» от создания мира до «современности» того времени. Создание литературных каталогов и терминологических перечней лекарственных трав. Строительство храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Храм богини плодородия в Эль-Обейде. Своеобразный тип культовых построек – зиккурат. Зиккурат в Уре. Строительство «царских гробниц» в Уре. Овальный храм в Хафафже. Дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой. Комплекс усыпальниц для представителей III династии Ура. Храмовые статуэтки из мягких пород камня с искажениями и гипертрофией отдельных черт облика (глаз, ушей). Шедевры ювелирного искусства (короны, ожерелья, браслеты) из сердолика, лазури, золота. Стела царя Эанатума – «стела коршунов» с рельефным изображением бога Нингарсу и регистровым изображением похода царя. 2-х метровая стела царя Нарамсуэна с изображением победы над горными племенами. Медная скульптурная голова царя Саргона Древнего. Скульптурные портреты правителя Лагаша Гудеа. Мозаичные изображения т.н. «штандарта из Ура». Женский скульптурный портрет из белого мрамора с глазами, инкрустированными лазуритом. Первое применение в украшении зданий круглой скульптуры и рельефа.
Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н.э. Совершенствование шумерской письменности и ее распространение по всей Передней Азии. Эпическая поэма о Гильгамеше. Создание рельефов и статуэток, играющих роль икон, с изображением житий святых и личных божеств. Составление «Кодекса Хаммурапи» и проведение судебной реформы. Создание школ частных, казенных, храмовых – «э – дубы». Царский архив из Мари. Первые астрономические тексты. Расцвет аккадской письменности. Ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар». Начало ведения вавилонянами летописей (VII в. До н.э.). Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии. Темы ассирийской литературы: восхваление мощи страны и ее создателя – «владыки всех стран», анналы ассирийских царей, славящие их подвиги. Дворцово-храмовый комплекс – царский дворец в Мари. Зиккурат в Мари. Храм Караиндаша в Уруке. Алалахский дворец Никмены I. Храм Иштар в г. Шадуппум. Архитектурный комплекс дворца-крепости Саргона II в Дур-Шаррукине. Стела царя Хаммурапи с рельефным изображением царя и бога Шамаша (бога солнца и правосудия). Глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома. Терракотовые рельефы с изображением кулачных бойцов, обнаженных танцовщиц и т.п. Диоритовый скульптурный портрет Хаммурапи. Росписи царского дворца в Мари с попыткой перспективного изображения. Функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (скульптура внутри полая. Вода из кувшина льется в канал). Гигантские статуи крылатых быков и львов у входов во дворец Саргона II. Статуи царей Ашшурнацирапала, Салмансара и др. Рельефы во дворцах Салмансара, Тиглатпалсара, Саргона II, Ашшурбанипала.
Нововавилонское царство VII-VI вв. до н.э. Введение арамейского алфавитного письма из 20 знаков. Система социально-религиозных реформ Набонида с целью ослабления вавилонского жречества. Усиление жречества приводит к исключению из искусства сюжетов, прославляющих земного владыку. Создание регулярной астрономической наблюдательной службы. Строительство 400-км «канала королей» Паллуката, соединившего Евфрат с Тигром. Создание великолепного архитектурного ансамбля Вавилона. Три знаменитых дворца Навуходоносора с облицовкой стен глазурованными кирпичами. «Висячие сады» летнего дворца для жены Навуходоносора II Амниты. Главный храм Вавилона («Эсагила»), посвященный богу Мардуку. Храмовая башня «Эсагилы» - семиярусный зиккурат Этеменаки (Вавилонская башня). «Ворота Иштар», «Дорога процессий» богини Иштар. Храмовый комплекс Исиды в пригороде Вавилона Борсиппе. Изготовление изразцов для облицовки стен тронного зала дворца Навуходоносора и «дороги процессий». Создание рельефных изображений львов, быков, фантастических животных из глазурованных кирпичей. Создание одного из первых музеев в главном дворце Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Декоративный, орнаментальный стиль художников. Схематичность изображений в глиптике.