Языковые семьи и их миграции в Древней Передней Азии III-I тыс. до н. э.

В некоторых регионах сложились устойчивый крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала в себя обширную семитскую ветвь, египетскую, или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и другие. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова. Берберо-ливийцы - племена, жившие к западу от долины Нила, кушиты – верхнее течение Нила. Представители индоевропейской семьи делились на анатолийскую (хетты, лидийцы, карийцы) и индоиранскую ветви (мидийцы, персы, парфяне, бактрийцы, скифы, арии, часть населения Миттании). Кавказская языковая семья: хурриты, урарты, кутии, хатты («прохетты»). Индия, Иран– дровидская языковая семья, Китай – сино-тибетская. Языки шумеров и касситов не могут быть отнесены к какой-либо общности.

3. Древневосточная деспотия: произвол или этические ограничения?

- Древневосточная деспотия т.е. неограниченная монархия была сосредоточена в руках царя и заключала в себя законодательную, судебную и исполнительную власть. Предполагалось полное бесправие населения.
- Обожествление правителя-деспота. Цинь Ши-хуанди (2 век до н.э.) в эпоху Цинь – верховный сын неба, высочайший царь. Строительство Великой китайской стены благодаря деспотизму (свободные граждане строили стену, но по приказу, по повинности). В Египте фараоны были божьими посланниками, Джосер (основатель 3 династии, ) начал постройку пирамид, но свое завершение строительство пирамид получило при фараонах 4 династии (27-26 века до н.э.), после 5 династия отказалась от постройки пирамид. Пирамида Джосера - не только первая пирамида, построенная в Древнем Египте по приказу правителя III династии фараона Джосера, но и первое большое каменное сооружение монументального характера. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Приводим еще примеры деспотов.
- Как думали древние, только неограниченная власть обожествляемого монарха могла обеспечить нормальную жизнь населения, защиту от внешних врагов и внутренних беспорядков. Восточная деспотия управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки – это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества.
- Исторический опыт показал, что как только верховная власть ослабевала, а внутри правящей бюрократии происходил раскол, внешнее могущество, как и внутреннее начинало ухудшаться, в стране происходили восстания, разруха (восстание «краснобровых» в Китае в эпоху Цинь (3 век до н.э.).
- Династия Хань (3-2 века до н.э.) после деспотичной Цинь отменила легизм (все подчинялось закону) как государственную концепцию и вернуло конфуцианство.
- Последователи великих правителей были всегда слабее.
- Поскольку гос-ва зарождались возле рек (Нил, Евфрат и Тигр, Инд, Ганг и Хунхэ), необходимо было регулировать их режим и отвод излишков влаги, обеспечивать орошение и т.д. Нужно было объединить условия всей страны – это было возложено на гос-во и его бюрократический аппарат. Оно организовало сложную систему ирригационного земледелия и рассматривало орошаемую землю как государственную (частную) собственность. Земли раздавались придворной или военной аристократии. Налоги и повинности в пользу государства.
- Государство – не только охранитель внутреннего порядка, защитник населения от внешних нападений, но и организатор всей хозяйственной жизни страны.
- Религию тоже можно рассматривать как способ деспотизма.
- В Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план. Это немного отличало Индию от других восточных стран.
- Высокого уровня достигло строительство ирригационных сооружений; остатки их сохранились вплоть до наших дней (Южная Месопотамия). По некоторым оросительным каналам свободно могли проходить речные суда.

Древневосточная деспотия.
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.
Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.
Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

4. Экономика древневосточного общества

Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180), Ганг (ок. 2700), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).
Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.
Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), необходимых для нормальной хозяйственной жизни. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. Поэтому уже с IV тысячелетия до н. э. были установлены контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты нередко превращались в грабительские войны, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов или включение территорий с источниками сырья в государство завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территории пустынь и нагорий.

5. Периодизация истории Древней Месопотамии

конец 1V- начало 111 тыс. – Образование первых шумерских городов.
28-24 вв. – раннединастический период в шумере. Появление клинописи.
24-21вв. – объединение Месопотамии
21-20вв. – 3-я династия Ура.
18в. – правление Хаммурапи в Вавилоне
16-14 вв. – возвышение Митанни
16-12вв. –Касситская династия в Вавилонии
15-11вв. Среднее царство в Ассирии
10-7вв. Новоассирийское царство. Создание великой державы.
9 в. – второе переселение семитов (халдеи).
612г – падение Ниневии
625-539 – Нововавилонское царство
539 – захват Вавилона персами.

6. Семитские государства Месопотамии

1 переселение семитов: 24 в. Образование аккадского государства, обединение юга Месопотамии. Создание клинописи на основе шумерской, ирригация. Завоевание кутиев
(22-21вв), освобождение юго-западной части аристократами Ура – 3-я династия Ура.
11 переселение семитов – амориты. Основали княжество Мари на севере Месопотамии, Вавилон. В 18 веке завоевали Месопотамию. Хаммурапи. Захват Мари (Зимпирим).
111 переселение семитов – амореи (11-10 вв). Основали государство с центром в Дамаске (дамасские стали). Были разгромлены Ассирией.
7. Литературные жанры Древней Месопотамии
Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, легенд, гимнов, эпических сказаний и сборников пословиц. Особый жанр – произведения о гибели городов («Плач о гибели жителей Ура, 21 в.) Гильгамеш. философские сочинения о судьбе невинного страдальца «Вавилонская теодицея», 11в.) – жалобы на жизнь и богов, форма диалога. «Раб, повинуйся мне» - 10в. – диалог господина с рабом, доказательства первым бессмысленности существования. Ассирийская повесть о премудром писце Ахикаре (предположительно – реальное лицо, 7 век).
8. Духовная культура Древней Месопотамии
Еще в Шумере возникла разработанная теологическая система. Существовали местные и общие божества. Ану (небо), Энлиль (земля), Энки (вода), Уту (Шамаш) – Солнце. Наннар (Син) – Луна, демоны добра и зла, загробный мир.

В северной части Месопотамии с начала III тысячелетия до н.э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские скотоводческие племена. Язык их назывался аккадским. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний продолжал существовать вплоть до I тыс. до н.э. как язык религии и литературы. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.
В конце III тыс. до н.э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями. В конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.
К северо-востоку от Месопотамии жили горные племена кутиев. В конце XXIII в. до н.э. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диалы, где продолжали жить еще в I тыс. до н.э.
С конца II тыс. до н.э. в предгорьях Загроса, по соседству с кутиями, жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев. Об их происхождении и языковой принадлежности сведений нет.
Касситы с древнейших времен жили в Северо-Западном
Иране. Во второй четверти II тыс. до н.э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги вглубь Месопотамии. В начале XVI в. до н.э. они захватили крупнейшее из месопотамских государств – Вавилонское – и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как оставшиеся на своей родине касситские племена сохранили родной язык.
Во второй половине II тыс. до н.э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н.э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н.э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.
Начиная с IX в. до н.э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать родственные арамеям халдейские племена.
________________
Первое переселение семитов: XXIV в. Образование аккадского государства, обединение юга Месопотамии. Создание клинописи на основе шумерской, ирригация. Завоевание кутиев (XX – XXI вв), освобождение юго-западной части аристократами Ура – 3-я династия Ура.
Второе переселение семитов – амориты, середина III тыс. до н.э. Основали княжество Мари на севере Месопотамии, Вавилон. В XVIII в. до н.э. завоевали Месопотамию. Хаммурапи. Захват Мари (в то время там правил царь Зимпирим; овладевание городом путем тайного и внезапного нападения).
Третье переселение семитов – амореи (XI - X вв. до н.э.). Основали государство с центром в Дамаске (дамасские стали). Были разгромлены Ассирией.

7. Литературные жанры Древней Месопотамии

Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, легенд, гимнов, эпических сказаний и сборников пословиц. Особый жанр – произведения о гибели городов («Плач о гибели жителей Ура, XXI в. до н.э.) Гильгамеш. Философские сочинения о судьбе невинного страдальца «Вавилонская теодицея», XI в.до н.э. – жалобы на жизнь и богов, форма диалога. «Раб, повинуйся мне» - XX в. до н.э. – диалог господина с рабом, доказательства первым бессмысленности существования. Ассирийская повесть о премудром писце Ахикаре (предположительно – реальное лицо, VII в. до н.э.).
В эпических поэмах об Энмеркаре, правителе Урука, и верховном жреце Аратты содержатся интереснейшие сведения о взаимоотношениях Шумера в раннединастический период (начало III тыс. до н.э.) с отдаленной страной Араттой.
Вероятно, в шумерской поэме «Гильгамеш и Ага» содержатся реальные сведения о борьбе за освобождение Урука от гегемонии Киша и политическом строе древнейшего Урука. Сохранились аккадские легенды о царе Саргоне Древнем, основателе Аккадского царства.
Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок. Например, «Сильный человек живет руками своими, а слабый – ценою своих детей».
Исторические сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии, Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», текст которого был обнаружен в царской библиотеке в Ниневии и датируется началом II тыс. до н.э.

8. Духовная культура Древней Месопотамии

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV – III тыс. до н.э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энки или Эа. Каждому божеству приписывались свои функции. Энлиль был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовался бог солнца Уту (в аккадской мифологии - Шамаш), бог луны Наннар (в аккадской мифологии - Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеонах - Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворяющий умирающую и воскресающуюся растительность. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной болезней и смерти.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников были обязаны приносить им жертвы.

Наши рекомендации