Художественная культура древней греции и рима

Агора (греч. agora рыночная площадь) - у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило.

Агонистика (от греч. борьба, состязание) – отличительная черта греческого быта, выражавшаяся в неудержимом стремлении к состязаниям почти во всех сферах общественной жизни. Главную роль играли спортивные (гимнастич.), художественные (поэтич., музык., театр.) и конные соревнования.

Акрополь (греч. akros - верхний и polis - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.

Амфора (греч. amphoreus) - античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками, служащий для транспортировки вина, масла. Нередко украшались росписями, связанными с мифологическими сюжетами.

Античная эстетика -эстетическая мысль, развивавшаяся в Древн. Греции и Риме в период с VII—VI вв. до н. э. по V—VI вв. Имеет своим ис­током мифологические представления. Для эстетических представлений, как и для всего миро­ощущения античности, характерен под­черкнутый космологизм. Космос, с т. зр. древних, хотя и пространственно огра­ниченный, но отличающийся гармонич­ностью, соразмерностью и правиль­ностью происходящего в нем движения, структурно и ритмически оформленный, поражающий возвышенным величием, выступал как воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание при­роде. Подобные представления о чувст­венно-материальном, видимом, слы­шимом, осязаемом космосе особенно присущи раннему, натурфилософскому периоду античной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физиче­ских элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух. Иск-во в период древне-греч. классики во многом еще не отде­лилось от ремесла с присущей ему системой технических правил и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древн. гре­ка иск-во - это производственно-техническая деятельность; слово «техне» означало тогда и «ремесло» и «иск-во». Отсюда нерасторжимое единство прак­тического, утилитарного и чисто эсте­тического отношения к предметам и явлениям. Так, щит Ахилла у Гомера — максимально удобная в утилитарном отношении вещь и вместе с тем совер­шенное худож. произв. Поэзия, скуль­птура, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не прос­то как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей дейст­вительности. В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному, интуитивному представлению натурфилософов о кос­мосе приходит интерес к самому по­знающему его человеку (софисты, Сок­рат). У Сократа это приняло форму учения о необходимости устанавливать общие понятия (в т. ч. и эстетиче­ские - прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешними наблюдаемыми фактами, а сопоставляя и индуктивно возводя их в общее. Он стал рассматривать пре­красное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Пре­красное, по мнению Сократа, всегда полезно, но для этого оно должно быть именно прекрасным, др. словами, должен существовать тот прекрасный предмет, о полезности к-рого мы гово­рим. Поставив вопрос о важности эсте­тических идей, понятий, принципов, Сократ открыл дорогу для системати­ческой разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля. Причем, если у Сократа идея красоты рассматри­вается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она (как и др., аналогичные ей идеи) вы­водится за его пределы. Это не субъек­тивно-человеческая, а объективная, безличная, существующая реально и вечно идея, выступающая как своего рода принцип, образец, модель, по­рождающая прекрасные вещи. Пре­краснее и совершеннее всего космос в своем предельном, идеальном выра­жении. Завершение классическая А. э. получает у Аристотеля. В его учении нашла своеобразное выражение и эсте­тика космоса, увиденного человече­скими глазами (при этом Аристотель большое внимание уделяет анализу красоты самого человека, равно как и др. его добродетелей), и разработка различных эстетических понятий, кате­горий, что характерно для зрелой клас­сики. В послеклассический (эллинисти­ческий) период космос как осн. объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих пережива­ний. Мера, ритм, гармония и др. катего­рии эстетики из отвлеченных и абст­рактно-всеобщих схем космического бытия все больше превращаются в спо­собы самоизучения и внутреннего устроения человека (стоики, эпикурей­цы, скептики). На закате эллинизма в неоплатонизме с его учением о бо­жественном едином как духовном пер­воначале, порождающем все сущест­вующее, эти категории приобретают ярко выраженный мифологический и спекулятивный характер. Прошедшая длинную и сложную историю, А. э. ока­зала большое влияние на последующую эстетическую мысль, заложила осно­вы понимания мн. эстетических катего­рий, к-рое сыграло важную роль в истории иск-ва и эстетики.

Аполлон(греч. миф) - одно из важнейших божеств олимпийской религии, сын Зевса и богини Лето. Аполлон считается покровителем искусств. Аполлона изображали высоким, стройным, длинноволосым и безбородым юношей; его атрибуты - лира или кифара, лук. Статуи Аполлона работы Скопаса, Леохара, Праксителя дошли до нас в римских копиях. Наиболее известная из них - Аполлон Бельведерский (Ватикан).

Дифирамб – хвалебный гимн в честь Диониса.

Золотое сечение, золотая пропорция -гармоническое деление, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АБ относится к меньшей БС так, как весь отрезок АС относится к АБ (то есть АБ:ВС=АС:АБ). Приближенно это соотношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы впервые были использованы в античном искусстве и затем легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства. Всякое тело, предмет,вещь, геометрическая фигура, отноше­ние частей к-рых соответствует такому делению, отличаются строгой пропор­циональностью и производят наиболее приятное зрительное впечатление (напр., мраморные колоннады греч. Парфенона делят весь храм по принципу 3. с.). Наиболее простой вид. 3. с. представлен в человеческом теле: пропорциональное, совершенное тело должно поясом делиться в отношении 3. с., при вытянутых по швам руках кон­цы средних пальцев должны делить весь рост человека в таком же отношении. Термин З.с. ввел Леонардо да Винчи.

Калокагатия (от греч. са1оs - прекрасный и аgathos — хороший, нрав­ственно совершенный) — одно из цент­ральных понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, к-рая является условием красоты индивида. Термин «К.» толко­вался по-разному в различные периоды социально-исторического развития ан­тичного об-ва и в зависимости от типов мышления. Пифагорейцы понимали его как внешнее поведение человека, опре­деляемое внутренними качествами. Ксенофонт, Платон и Аристотель понимали К. фи­лософски - как гармонию внутреннего и внешнего, причем под внутренним понималась мудрость, осуществление к-рой в жизни и приводило человека к К. С развитием индивидуализма и психологизма в эпоху эллинизма К. ста­ла трактоваться не как естественное качество, а как результат моральных упражнений и тренировки, что при­вело к моралистическому ее понима­нию. Как идеал физического и нрав­ственного совершенства К. получила отражение в иск-ве: в скульптуре, в частности в творчестве Фидия и Поликлета (V в. до н. э.), в поэзии и трагедии, напр. у Софокла (ок. 496— 406 до н. э.).

Катарсис (греч. kátharsis - очи­щение) — термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия иск-ва на человека. Пифа­горейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вож­деления, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подоб­ранной музыкой. Существовала леген­да, что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Платон не связывал К. с иск-вами, по­нимая его как очищение души от чувст­венных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Платоновское понимание К. полу­чило дальнейшее развитие у Плотина, а затем в патристике и средневековой эс­тетике. Собственно эстетическое осмыс­ление К. было дано Аристотелем. В «Политике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается пси­хика слушателей, в ней возникают силь­ные аффекты (жалости, страха, энту­зиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегче­ние, связанное с удовольствием...». В «Поэтике» он показал катартическое действие трагедии, определяя ее как особого рода «подражание... посредст­вом действия, а не рассказа, совершаю­щее путем сострадания и страха очи­щение подобных аффектов». Неясность смысла этой формулировки вызвала многочисленные комментарии в лит-ре XVI—XX вв. Одни толкователи пони­мали К. как очищение страстей (от крайностей и чрезмерностей), др.— как очищение от страстей, т. е. полное устра­нение их. В эстетике Возрождения имело место как этическое понимание К., так и гедонистическое. У теоретиков классицизма преобладал рационалисти­ческий подход. П. Корнель считал, что трагедия, показывая, как страсти при­водят людей к несчастьям, заставляет разум человека стремиться к сдержи­ванию. По Лессингу, напротив, К. свя­зан с возбуждением страстей, к-рые ве­дут к повышению социальной актив­ности человека. Гёте понимал К. как процесс восстановления с помощью иск-ва разрушенной гармонии духовного мира человека. У Фрейда термин «К.» обозначает один из методов психотера­пии. В советской эстетике понимание К. как завершающей стадии психофи­зиологического процесса, лежащего в основе эстетического восприятия иск-ва, обосновал Л.С. Выготский. Воздействуя на психику человека, произв. иск-ва, по его мнению, возбуждает «противоположно направленные аффекты», к-рые приво­дят «к взрыву, к разряду нервной энер­гии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, ко­торые тут же были вызваны, и заклю­чается катарсис эстетической реакции».

Крито-микенское искусство -условное наименование искусства Древней Греции эпохи бронзы (около 2800-1100 гг. до н. э.); более широкое название - эгейское искусство.

Мегарон(греч. megaron, буквально - большой зал) - тип здания, сложившийся в эпоху крито-микенской культуры (3-2-е тысячелетие до н. э.). Он представлял собой удлиненное прямоугольное строение, вход в которое был огражден колоннами. За портиком находился зал с очагом посередине. Найдены в Трое, Тиринфе, Микенах.

Мимесис (греч. mimēsis—под­ражание, воспроизведение) — в антич­ной эстетике осн. принцип творческой деятельности художника. Исходя из того, что все иск-ва основываются на М., саму сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает «гармонии небесных сфер»; Демокрит был убежден, что иск-во в ши­роком его понимании (как продуктивной творческой деятельности человека) про­исходит от подражания человека жи­вотным (ткачество от подражания пау­ку, домостроительство — ласточке, пе­ние—птицам и т. п.). Более подробно теория М. была разработана Платоном и Аристотелем. При этом термин «М.» наделялся ими широким спектром зна­чений. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, напр., может подражать истине и благу. Однако обычно иск-ва ограни­чиваются подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство. Собственно эстети­ческая концепция М. принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отражение действительности (изображение вещей такими, «как они были или есть»), и деятельность твор­ческого воображения (изображение их такими, «как о них говорят и думают»), и идеализацию действительности (изо­бражение их такими, «какими они дол­жны быть»). В зависимости от творчес­кой задачи художник может сознатель­но или идеализировать, возвысить своих героев (как поступает трагический поэт), или представить их в смешном и неприглядном виде (что присуще ав­торам комедий), или изобразить их в обычном виде. Цель М. в иск-ве, по Аристотелю, - приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и позна­вания предмета. Художники поздней античности, как правило, выделяли один из аспектов аристотелевского понима­ния М. В средние века миметическая концепция иск-ва уступает место образно-символической, а сам термин «М.» наполняется новым содержанием. У Псевдо-Дионисия Ареопагита, напр., «неподражаемым подра­жанием» назван символический образ, «по контрасту» обозначающий умонепостигаемый архетип.

Наос(греч. naόs- корабль)-главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества; то же, что целла.

Опистодом(греч. opisthodomos - находящийся в задней части дома) - закрытое помещение в западной части древнегреческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделенное стеной от наоса. Опистодом часто служил государственным казнохранилищем.
Ордера(лат. ordo - порядок) архитектурные - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Дорический и ионический ордер встречаются уже в VI-V вв. до н. э. С IV века до н. э. известен коринфский ордер. Дорический ордеримеет колонну без базы, ствол которой прорезан вертикальными желобами - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки и толстой квадратной плиты. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз. Ионический ордеримеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанными вертикальными желобками-каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков (валют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей. Широко был распространен в Греции в эпоху эллинизма. Коринфский ордеримеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Пышный и торжественный, он получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.

Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование ее конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения. Ордер широко применялся также в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В XX веке использование (преимущественно декоративного) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.

Пантеон (греч. Pantheion - храм или место, посвященное всем богам)- 1. Совокупность богов какого-либо народа и какой-либо религии (например, Олимпийский пантеон) 2. В Древнем Риме - "храм всех богов". 3. Усыпальница выдающихся людей. Обычно пантеоны располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально имевших) культовое значение (Вестминстерское аббатство в Лондоне, Пантеон в Париже).

Парфенон (греч. parthenos - дева) - в Афинах, величайший памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос. Главный храм афинского полиса. Возведен на скале Акрополя в 447-438 до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в ознаменование победы над персами. Представляет собой мраморный храм, окруженный колоннадой (периптер, площадь 30,89 м х 69,54 м, высота колонн 10,43 м), отличающийся величавостью и совершенством архитектурных форм, ясной гармонией частей, соразмерной масштабу человека, искусным соединением дорического и ионического ордеров. Богатое, классически строгое и стройное скульптурное убранство храма, органически связанное с формами архитектуры, выполнено под руководством Фидия (завершено в 432 г. до н. э.). Фриз фасада был украшен плитами-метопами с изображениями сцен борьбы амазонок, кентавров и гигантов, фронтоны - скульптурными группами, воспроизводящими сцены рождения Афины (на восточном фронтоне) и спора Афины с Посейдоном за господство в Аттике (на западном). Вокруг главного помещения - целлы храма - шел фриз с рельефным изображением панафинейского шествия афинских граждан. Скульптура Парфенона отражает идею победы человека над стихийным, темным, «звериным» началом, воплощает представление о физическом и духовном совершенстве человеческого существа. Парфенон был разрушен в 1687 г. при осаде Акрополя венецианцами. С 1812 г. большая часть сохранившихся скульптур находится в собрании Британского музея в Лондоне.

Пеан - хвалебный гимн в честь Аполлона.

Периптер (греч. peripteros - окруженный колоннами, от peri - вокруг и pteron - крыло, боковая колоннада) - основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер - прямоугольное в плане здание, с 4 сторон окруженное колоннадой. Внутри обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение - опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон в Афинах). Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

Пронаос (греч. pronaos - преддверие храма) - полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом (целлой). Спереди ограждался 2 колоннами, с боков - стенами. Пропилеи (от греч. propylaion - преддверие, вход) - парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней Греции. В XIX веке к типу пропилей обращались архитекторы классицизма. Во 2-й половине XIX-XX вв. строятся как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов или сооружений, имеющих мемориальное значение.

Просодия - процессионное пение в честь божества.

Рим Древний (лат. Roma) - древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754-753 гг. до н. э. и к середине III века до н. э. подчинивший себе Апеннинский п-ов; в дальнейшем крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и др. районы. Культура Рима (философия, мифология, естеств., исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в формировании европейской цивилизации. В своем развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древнеримские и этрусские традиции. Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла аналогичной роли в искусстве Рима. Хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало над отвлеченно философским. Кроме того, в Риме существовало четкое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения государственной идеологии. Наивысшие достижения древне-римского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от нее форм (свода, купола), обширными, динамически соподчиненными внутренними пространствами, облицовкой стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поясных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре - так называемом Колизее в Риме. В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I века до н. э. - начало I века н. э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся четко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, III век до н. э.). В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведениях вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утонченной пластической разработки форм (например, виртуозная передача причесок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). В монументально-декоративной живописи до 63 г. преобладал так называемый третий стиль (легкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришел так называемый четвертый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции).

Стилобат - в античной архитектуре каменные плиты под колоннами (верхняя ступень стереобата); в более позднем словоупотреблении - 3-ступенчатый цоколь древнегреческого храма.

Толос - в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, музыкальный зал).

Хорея (греч. choréia - пляска) - первобытное синкретическое единство музыкальных искусств - соединение в общем ритме слова (песни), звука (напева) и жеста (пляски). Впоследствии из хореи выделятся музыкальное, поэтическое и танцевальное искусство.

Хрисоэлефантинная скульптура (греч. chrysos - золото и elephantos - слоновая кость) - скульптура из золота и слоновой кости. Хрисоэлефантинная скульптура была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из дерев. каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.

Целла - главное помещение (святилище) античного храма.

Эллинистическое искусство - искусство Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, северо-западных районов Центральной и южных областей Средней Азии 4-й четверти IV-I вв. до н. э. Развитие эллинистического искусства приходится на время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний Александра Македонского (334-323 до н. э.). Различают эллинистическое искусство собственно Греции; искусство, сложившееся на землях, тесно связанных с древнегреческой культурой; искусство Египта Древнего, в котором сосуществовали греческие и египетские традиции. На территории к востоку от Евфрата возникло восточно-эллинистическое искусство. В эллинистическом искусстве соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Местные художеств. традиции по-разному вступали в контакт с культурой эллинов. Характерны локальные различия художественных школ: александрийской, пергамской, сирийской, афинской и др. Эллинистическое зодчество отличается стремлением к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В подчёркнутой величественности художественного облика городов (Александрия в Египте, Антиохия на Оронте, Пергам, Приена в Малой Азии, Селевкия на Тигре, Дура-Европос) важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль главных улиц) и 1-2-ярусным монументальным портикам-стоям, отдельно стоящим (по периметру площади-агоры) или являющимся частью здания; в формировании городских центров – святилищам, царским дворцам, домам для собраний, театрам. Архитектурные типы культовых, общественных и жилых зданий большей частью восходили к сооружениям эпох греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий - библиотеки, мусейоны, инженерные сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на острове Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Своеобразие эллинистического зодчества нашло выражение в эффектных пластич. композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительских функции за счёт конструктивной. В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре IV в. до н. э.,- экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа. Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э., скульптор Агесандр) существовала тенденция механического подражания классике, порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения. Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность ("Лаокоон", мрамор, I в. до н. э., скульпторы Агесандр, Полидор, Атенодор). Характерные для ряда школ эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме (мрамор, II в. до н. э.), статуе Нике Самофракийской (мрамор, II в. до н. э.). Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, гигантских статуй божеств («Колосс Родосский», не сохранился), гротескных мифических (силены, сатиры) или жанровых, интимных образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов». В эллинистической живописи (фрески, мозаики; в основном известны по римским копиям из Помпеи и Геркуланума), преобладают мифологические сюжеты, темы неожиданных драматических встреч или трагических ситуаций («Медея перед убийством своих детей», фреска из Помпеи, римская копия I в. до н. э. по эллинистическому оригиналу). Интерес к человеческой индивидуальности проявился в создании ярких жанр. образов («Уличные музыканты», художник Диоскурид из Самоса, мозаика, конец II в. до н. э.). Влияние эллинистического искусства сказалось во многих областях древнего мира: от Карфагена и Древнего Рима на западе до Синьцзяна (Китай) на востоке; эллинистические художественные принципы творчески перерабатывались в искусстве Византии, Ирана, Средней Азии.

Эрехтейон, Эрехфейон - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры; храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах. Построен между 421-406 гг. до н.э. Имеет подчёркнуто асимметричную композицию, решённую в разных уровнях; включает ряд помещений, 2 портика в ионическом ордере, портик кариатид. Благодаря свободно-живописной композиции ансамбля, лёгкости и изяществу форм, изысканности орнаментального декора, скромный по размерам Эрехтейон (площадь без портиков 11,6х23,5 м) играет важную роль в ансамбле Акрополя, контрастируя с более строгим и величественным Парфеноном.

Наши рекомендации