ПОРАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Никита ведёт разговор с окружающим его миром вещей, предметов

Никита ведёт разговор с окружающим его миром вещей, предметов, явлений. Они предстают в совершенно разных «обличьях»: солнце доброе и далёкое — это дедушка; старый пень в огороде — голова человека, у которого «были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался»; бочка населена «маленьким живым человеком. Борода у него длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки». Борода совсем как у пушкинского Черномора или почти такая же! А в колодце «великан живёт и его дети».

Попытаемся объяснить это удивительное видение. С чем оно связано?

В первую очередь, конечно, с богатым воображением мальчика. Оно живое, образное. Вспомните себя: вы никогда никого из окружающего вас мира вещей, предметов, явлений в доме, в лесу, в поле не представляли живыми существами? Не вели с ними беседы? Не пугались их? Может быть, вы попытаетесь рассказать о своих переживаниях, если подобное с вами случалось?

Второе наблюдение, которое мы должны с вами сделать: этот мир явлений и предметов для мальчика чётко делится на два — добрый (солнце-дедушка) и опасный (бочка, вода в колодце, старый пень), внушающий мальчику страх. От страха-то он и бежит за помощью к матери. «Мама, иди домой! — попросил Никита далёкую мать. — Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!»

Обратите внимание на очень важную деталь: мальчик понимает, что отца нет и трудодень — это спасение для него и для мамы, но он согласен даже на половину трудодня, только бы не оставаться с этими чужими, что пришли и живут у них во дворе.

Эта неведомая сила, которую почти реально видит мальчик, приводит его в состояние тревоги, вызывает чувство страха, опасности: «Он занемог от страха; ноги его стали теперь как чужие люди и не слушались его. Тогда он пополз на животе, словно был ещё маленький и не мог ходить».

Между тем страхи мальчика не случайны. Они живут в нём как тысячелетняя память. Наверное, так же пугались и древние люди, представляя те или иные предметы и явления живой силой, вернее, наделяя их свойствами живых людей. Это состояние Никиты — мифологическое сознание, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.

Зачем же Платонову понадобился этот приём? Никита один в этом пространстве, в этом мире. Он беззащитен. Исподволь готовится финал рассказа. Вспомните, как начинается повествование: «А отца в семействе не было; отец давно ушёл на главную работу — на войну и не вернулся оттуда». И вот — развязка событий: вернулся отец с войны; он не забывал мальчика никогда: «умирал и помнил». «Наутро Никита вышел во двор и сказал вслух всем, кто жил во дворе, — и лопухам, и сараю, и кольям в плетне, и пню-голове в огороде, и дедушкиной бане:

— К нам отец пришёл. Он век будет с нами вековать».

Вопросы и задания

1. Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

2. Чем занимался мальчик, оставшись дома один?

3. Какими виделись ему предметы, находящиеся за пределами знакомого ему мира?

4. О ком вспоминает он, глядя на солнце? Почему?

5. Проследите, как меняется характер отношения мальчика к предметам. Найдите, прочитайте эти эпизоды.

6. Понял ли отец Никиту и как объяснил сыну, почему прежние предметы казались злыми?

7. В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?

8. Как вы понимаете предложение: Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ тёплым лицом?

9. Объясните словосочетание: буду век вековать.

10. Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические? Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?

Фантастика - особый вид художественного творчества, где изображаются необычные, сказочные, неправдоподобные явления.

11. Как вы понимаете концовку рассказа?

12. Составьте описание первой иллюстрации художника Л.П. Дурасова. Отметьте особенности композиции рисунка. Почему художник на переднем плане изобразил героя рассказа, а на заднем — дом и солнце?

ПАВЕЛ

ПЕТРОВИЧ

БАЖОВ

1879-1950

Родился Павел Петрович Бажов в семье рабочего. Семья была дружная и трудовая. Симпатии к народу и антипатии к начальству отчётливо определились у будущего писателя с самого раннего детства. Горячо полюбил сказы и побывальщины будущий писатель. Его ученье началось в школе, затем в духовной семинарии. Жизнь Бажова-семинариста была совсем нелёгкой, подчас трудной и горькой. Смерть глубоко любимого отца, горе матери, нужда, утомительная работа «по самым неожиданным отраслям» в дополнение к не менее утомительной семинарской учёбе — всё это осложняло жизнь, оставляло немного времени для учёбы. Правда, в тяготах жизни была и своя положительная сторона: под ударами жизненных обстоятельств ум и сердце юноши крепли, учась преодолевать трудности и невзгоды.

Огромное воздействие на взгляды Бажова и его сверст-ников-семинаристов оказали «Пёстрые рассказы» А.П. Чехова. В дальнейшем у Бажова имелась разумно подобранная библиотека, постоянно пополняемая. По воспоминаниям его жены, в библиотеке имелись «собрания сочинений Гоголя, Пушкина, Л. Толстого, Чехова и других классиков. Павел Петрович очень много читал, делая выписки из книг. Уже тогда он вёл картотеку, работая над языком».

П.П. Бажов, учащийся Пермской духовной семинарии

В 1936 году появились первые сказы Бажова. В сложные и разнообразные взаимосвязи поставлены в его сказах человек и природа. Объяснение этому надо искать, во-первых, в фольклоре — источнике сказов, а во-вторых, в творческом методе Бажова — создателя сказов.

По книге А. Саранцева «Бажов»

Наши рекомендации