I. Повторение изученного.
– Отгадайте загадки, а отгадки напечатайте в тетради.
Один ученик печатает на доске.
1) Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб.)
2) То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг.)
3) Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед).
– Что заметили в словах? (На конце слов слышится один звук, а пишется другая буква.)
– Как проверить написание слов?
– Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Что обозначают?
II. Работа над темой.
1. Запись на доске:
тр..ва, сл..ны, ст..лы, сп..ртивный, св..сток.
– Что можете сказать о словах?
– Какое задание можно предложить?
– Поставьте над словами ударение.
– Какие буквы пропущены в словах?
– В какой позиции стоят эти гласные?
– Как проверить, правильно ли вы вставили пропущенные буквы?
– Измените слово так, чтобы эта гласная стояла в сильной позиции.
– Какой вывод можно сделать?
– Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте.
– Какое слово лишнее? Почему? (Спортивный – прил.)
2. Работа с учебником (с. 66).
1) Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
– Что общего между словами? К какой теме они имеют отношение? Почему?
– Что такое спорт?
Это интересно!
Слово спорт пришло к нам из иностранного языка. Вначале спортом называли всё, что угодно: и игру в домино, и коллекционирование марок, и разведение домашних животных, и даже рукоделие.
Прошло много времени, и это слово получило современное значение.
Слова, как люди, любят путешествовать.
Сейчас слово спорт есть во всех странах мира, и звучит везде одинаково. Но родилось оно давным-давно во Франции и звучало депорт (развлечение, забава). Из Франции слово перелетело в Англию и там звучало диспорт. А потом англичане отбросили ди – получилось спорт. И слово стало снова гулять по свету. И теперь называли так не развлечения, а некоторые состязания. И когда оно вернулось на родину, во Францию, французы даже поначалу не хотели признавать это слово, но потом приняли.
– Какие виды спорта вы знаете?
Футбол – английское слово, образовано из сложения двух слов: «фут» – стопа, «бол» – мяч. В России футбол появился 100 лет назад.
– Как вы думаете, что появилось раньше – хоккей или футбол?
Близ озера Онтарио находился канадский военный флот. В один из морозных дней группа солдат вздумала погонять палками по льду кем-то брошенную пустую консервную банку. Так родился хоккей, с тех пор прошло 130 лет. Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду – Канада.
В переводе со старофранцузского «хокет» – «палка», а точнее, «пастуший посох с крюком».
2) Работа с текстом «Спортивный праздник».
Чтение текста.
– В каком спортивном соревновании участвовали дети?
– Кто пришёл первым? Вторым? Третьим?
– Впишите имя мальчика, который прибежал третьим.
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать это слово?
– Каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заниматься? Почему?
– Для чего нужно заниматься спортом?
3) Объясните запись.
– Как связаны слова: здоровье – солнце, воздух, снег, упорство, вода, сок, сердечность?
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как проверить написание слов, если гласный (согласный) вызывает сомнение?
Урок 58. ВИДЫ МАШИН. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
ИЗУЧЕННЫМИ БУКВАМИ. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА
(Азбука, с. 67, «Я читаю.», с. 19)
Цель: упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами; дать представление о видах машин.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Отгадайте загадки. Отгадки помогут узнать, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
1) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
2) Не летает, не жужжит –
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
3) Удивительный вагон!
Посудите сами –
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус.)
Учитель прикрепляет таблицы с написанием этих слов.
– Что можно сказать о данных словах? А о предметах, которые они обозначают?
– Для чего предназначен этот транспорт?
– Какие ещё машины вы знаете?
Можно предложить детям записать слова в свой «словарик» и запомнить их написание.
Это интересно!
Слово автомобиль обязано своим появлением французам. Авт(о) – «свой», «собственный», «сам». Мобил(ис) – «подвижный». Сложенные вместе, они образуют автомобиль, что значит «самоподвижный», «самоход», то есть движущийся без помощи лошади.
Сначала троллейбус назывался у нас электроавтобус. Слово произошло от английского троллей – контактный ролик.
2. Работа с учебником (с. 67).
1) Работа над стихотворением С. Белорусца.
Это интересно!
Слово водитель – очень старое, ещё старше, чем сам автомобиль. Это древнерусское слово некогда означало «человек, указывающий путь кому-либо». Теперь оно обрело новый смысл: водитель – это «лицо, получившее специальную подготовку в управлении автобусом, троллейбусом, такси».
Шофёр в переводе с французского означает «источник». До появления автомобилей это слово на железных дорогах Франции означало не механика – водителя паровоза, а его кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживал уже машину с мотором, всё равно он стал называться шофёром и называется так до сих пор.
А на чём же передвигались люди в далёком прошлом?
– Рассмотрите рисунки.
– Какие виды машин вы видите? Для чего они предназначены?
– Что заменили эти машины?
– Людям каких профессий они помогают?
2) Раскрасьте машины, которые выезжают по вызову 01, 02, 03. Для чего предназначены эти машины?
3) На доске слова:
эскалатор экскаватор
– Что заметили?
– Чем похожи слова? (Предметы, которые их обозначают.)
– Чем отличаются?
– Запишите эти слова в свои «словарики».