Лекция № 11. Достижения европейской науки ХХ века
Вторая и третья научно-технические революции. Изобретение автомобиля, самолета, электровоза. Развитие энергетики, новых средств связи: телеграфа, телефона, радио. Вторая волна и создание ЭВМ. Базовые направления в науке 60-х - микроэлектроника, биотехнология, информатика и связанные с ними достижения в области квантовой физики, молекулярной биологии, кибернетики и теории информации. Формирование постиндустриальной цивилизации, развитие космической, факсимильной и сотовой связи.
Литература:
С. Валянский, Д.Калюжный Другая история науки. – М., 2002.
М. Томпсон. Философия науки. – М., 2003.
С. Смирнов. Задачник по истории науки. – М., 2001.
Лекция № 12. Развитие науки в Америке и Азии.
Создание американцами Р.Оппенгеймером атомной бомбы, Ч.Таунсом и А.Шелау лазера. Развитие философских концепций теории научных революций Т.Куна, логико-методологической концепции К.Поппера и И.Лакатоса, эволюционной модели развития науки С.Тулмина.
Литература:
Крейг А. и Росни К. Наука. Энциклопедия. - М., 1996.
П.А.Сапронов. Курс лекций по теории и истории культуры. - СП/б, 2003.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1997.
Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - № 4.
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
Тулмин С. Человеческое понимание. - М., 1984.
ТЕМА 7. Развитие русской науки.
Лекция № 13. Михаил Ломоносов и Российская наука.
Михаил Ломоносов - первый русский академик. Создание в 1955
году Московского университета. Открытия в области физики, химии,
астрономии, геологии и минералогии. Труды Ломоносова по истории,
экономике, филологии и искусству. Проекты хозяйственного использования ресурсов России, разработка планов экономического и культурного развития. Признание в Европе за неоценимый вклад в русскую науку.
Литература:
Астафуров В.И., М.В.Ломоносов. - М., 1985. Лишевский В.П. Ученые - популяризаторы науки. - М., 1987.
Карпеев Э.П., Михаил Васильевич Ломоносов. - М., 1987.
Щеблыкин И.П., Михаил Васильевич Ломоносов. - М., 1993.
Пенчко А. Основание Московского университета. - М., 1980.
Ученые записки Московского университета. - М., 1995.
Лекция № 14. Наука в России XVIII и XIX веках.
Начало промышленного переворота и активизация научно-технической мысли в России. Развитие производства. Открытия в области фундаментальных наук: геометрия Н.И.Лобачевского, школа математики П. Чебышева и физики А. Столетова. Достижения в химии А.М.Бутлерова и Д.И. Менделеева. Исследования С.Жуковского и К.Циолковского в области ракетостроения. Успехи в развитии истории и философии (Н.Бердяев, С.Соловьев).
Литература:
Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. - СП/б, 2001.
Кравченко А.И. Культурология. Словарь. - М., 2001.
Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века.
Лекция № 15. Наука советского периода: становление и развитие.
Идеологизация общественных наук, распространение инженерно-
технического образования в 30-е годы. Развитие научных центров под
руководством И. Павлова, С. Иоффе, И. Мичурина, Н. Вавилова, И.Курчатова. Внедрение новых технологий, комплексная механизация и электрификация страны в послевоенные годы. СССР - родина космонавтики. Исследования советских ученых в области ядерной физики, радиоэлектроники и атомной энергетике.
Литература:
Левин В. Русские ученые XX века. - М., 2003. Крейг.А. и Росни К. Наука. Энциклопедия. - М., 1996.
Маркова А.Н. Культурология. - М., 2003.
Радугина А.А. Культурология. - М., 2001.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ № 1. Методы научных исследований и их использование в современной науке.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение и роль методологии к для науки.
2. Общенаучные, частные и специфические методы научных исследований.
3. Подходы к определению объекта и предмета науки.
4. Современные методы научных исследований.
Темы докладов:
1. Роджер Бекон и роль эксперимента в средневековой науке.
2. Методология Рене Декарта.
3. Характеристика специфических методов научных исследований.
Литература:
М. Томпсон. Философия науки. – М.,2003
Радугина А.А. Культурология. - М., 2001.
Наука. Энциклопедия. - М., 1996.
Маркова А.Н. Культурология. - М., 2003.
ЗАНЯТИЕ № 2. Наука древнего мира и традиционного Востока.
Вопросы для обсуждения:
1. Астрономические идеи древних греков.
2. Знания доисторического человека.
3. Картина мира древнегреческой науки.
4. Научно-технические достижения Месопотамии и Египта.
5. Основные черты древнекитайской науки.
6. Особенности древнеиндийской науки.
7. Первые греческие философы и ученые.
Литература:
Лапина С.Е. Из истории древнего Египта и Вавилонии. - Киев, 1996.
Гроздин Е.А. Ассирийская мифология.- М., 1990.
Поздняков А.А. Ашшурбанипал и наука его времени: по следам археологических раскопок. - СПб., 1992.
Филиппов А.П. Город Вавилон. - М., 1967.
Петров С.И. Письменность и расцвет науки в Китае. - СПб, 1994.
Маркушевич А.И. Происхождение чисел. - Л., 1974.
Воронин А.А. Периодизация истории и проблема развития науки и техники в древнейший период. – М., 1997.
Зайцев А.И. Общеисторическое значение возникновения науки в Древней Греции. -М., 1991.
Куликова А.П. Естественнонаучные представления Древнего мира – М., 1996.