Новые ценности европейской культуры XIX века

В культурном смысле XIXвек начинается с разочарования в ценностях эпохи Просвещения. Европейский XIX – это время сложной социокультурной ситуации, время разрушения традиций. Это время революций в политической жизни Европы, век утверждения новой формы экономических отношений (капитализма), которая формировала новые ценности. В системе ценностей значимой становится обогащение. Все, от капитала и недвижимости до рабочей силы, и самого человека становится предметом продажи, имеющим товарную цену. В обществе усиливается индивидуализм, который увеличивает отчуждение всех то всех и всего. Многие выдающиеся умы Европы констатировали торжество посредственности. «…на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение этих чувств – чувство обладания» (К. Маркс). Если в первую половину века каждый ощущал себя участником исторических событий, то вторую половину века история ушла с баррикад «…она творилась даже не в кабинетах министров, а в редакциях бульварных газет и модных журналов…человек был обезличен и опустошен». В области духовной культуры – это время контрастов т.к. можно отметить расцвет художественной культуры Европы (И.Гете, В.Гюго, Г.Флобер, Э.Стендаль, Верлен, А.Рембо, Э.Золя, О.Бальзак, Ч Диккенс, Дж.Байрон, В.Скотт, О.Уальд), но в тоже время духовное обнищание общества, которое фиксирует философия и искусство.

Европейская культура XX века.

Демократические институты, за которые последовательно боролись, начиная со времен Английской буржуазной революции, способствуют вполне ''демократичному'' установлению фашистской диктатуры национал- социализма.

Бурный рост промышленного производства повлек за собой загрязнение окружающей среды, превращая целые регионы в зоны стихийного бедствия.

Европейская цивилизация вновь испытала разрушительную силу религиозных конфликтов, расовой ненависти и революционного вандализма.

И, наконец, XX столетие ознаменовалось чудовищной эпидемией, наглядно показавшей относительность власти человека над Природой. СПИД напомнил людям о почти забытых временах, когда чума выкашивала больше половины населения европейских стран.

Европейская цивилизация создает к XX в. развитое индустриальное общество, материальное производство которое способно удовлетворить практически любые потребности человека, кроме духовных.Но только XX в. наглядно продемонстрировал, какую цену приходится платить человечеству за прогресс в области материальной культуры.

На заре нового века ученый и писатель Г. Уэллс мечтал о том, чтобы власть в государствах принадлежала ученым. Ему казалось, что только наука может разрешить противоречия европейской цивилизации. Однако уже Первая мировая война показала, что оправдываются худшие предсказания романтиков XIX в. Научный прогресс, которым воспользовались воюющие страны, приводил к физическому уничтожению целых армий, а достижения ядерной физики породили атомную бомбу и трагедию японских городов Хиросимы иНагасаки. Развитие науки приближает порог риска, ибо научный прогресс значительно опережает прогресс нравственный.

Духовный кризис европейской культуры

В XX веке мыслители, культурологи, философы (О.Шпенглер, А.Швейцер, К.Г.Юнг, П.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет) поставили европейской культуре диагноз: хаос, кризис, духовный упадок. Успехи науки и техники обеспечили материальное благосостояние человека, повысили уровень материальных притязаний. Современный западный человек перенапряжен. Сверхзанятость ведет к умиранию духовного в человеке, последствием перенапряжения является потребность в развлечениях. Поскольку современная европейская культура безрелигиозна, то она призывает развлекаться жить для себя и сегодняшним днем. Ценностями в такой культуре становятся абсолютная праздность, в такой культуре нет места духовному напряжению и поиску, самоограничению, самоконтролю. Такую ситуацию культурологи оценили как тупик европейской культуры. В силу этого особое значение приобретает переосмысление духовной культуры и обращение к ней.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Эпоха Просвещения в Европе начинается в:

а) XV веке;

б) XVI веке;

в)XIX веке;

+г) XVIII веке.

2. Деятели эпохи Просвещения утверждали:

а) идею возвращения религиозного человека;

б) идею приоритета традиционализма;

в) идею возврата античности и Возрождения;

+г) приоритет рационализма и воспитания «нового человека».

3. В XIX веке в европейской культуре произошло очередное изменение ценностей. Главным лозунгом эпохи стал:

+а) Свобода. Равенство. Братство.

б) Хлеба и зрелищ;

в) После нас хоть потоп;

г) Живи настоящим.

4. Главный принцип европейской культуры в XIX веке:

а) мультикультурность;

б) коллективность;

+в) индивидуализм;

г) драматизм.

5.XX век европейской культуры Шпенглер О., Юнг К.Г., Швейцер А. охарактеризовали как время:

а) время расцвета религиозности;

б) время духовного подъема, духовного аскетизма;

+в) время духовной деградации; хаоса, кризиса, духовного упадка;

г) период бурного развития искусства и живописи.

Наши рекомендации