Проблема познания в европейской философии 20 века

- принципы познания в позитивизме, неопозитивизме и аналитической философии

- проблема познания в феноменологии

- проблема понимания в философской герменевтике

Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм как философское течение возник ещё в 30-е годы 19 века и прошёл 3 этапа:

1)Собственно позитивизм (основатель – фр. социолог Огюст Конт), Джон Милль, Герберт Спенсер.

Всё положительное (позитивное) знание является результатом специальных наук или их синтетического объединения. Философия как особая наука не имеет право на существование, она должна объединиться с другими науками (работа Конта «Курс позитивной философии»). Процесс познания должен ограничиться позитивным знанием, т.е. конкретным, фактическим, практическим, опытным знанием. Практическая значимость теоретического знания отрицалась.

2) Махизм (к. 19 века) – Мах, Авенариус.

3)Неопозитивизм - 20-е годы 20 века: Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Мориц Шлик, Карл Поппер.

Они объявили предметом философии логический анализ научного знания, выяснение смысла научных положений. Основной метод – метод верификации, т.е. доказательство, подтверждение истинности знания. Т.о. все научные положения должны подвергаться проверке в чувственном опыте (эксперименте). Если они допускают такую проверку, то они истинны, если не верифицируются, то бессмысленны, псевдонаучны. (Но многие научные положения не могут быть проверены в опыте, но это не означает их бессмысленность).

Т.о. неопозитивисты ограничили познание только чувственным опытом, не придавая значения теоретическим заключениям. Они противопоставили науку к философии, сводили философию к формальной логике.

В середине 50-х годов неопозитивисты стали испытывать затруднения в применении своих принципов и начали пересмотр прежних подходов: неопозитивизм трансформировался в т.н. аналитическую философию.

Акцент здесь переносится с логического анализа научного языка на лингвистический анализ обыденного языка и основное внимание обращается на историю науки: К. Поппер, Лаккатос, Т. Кун, Фейерабент.

Заменили верификацию на принцип фальсификации (опровержение): все научные идеи должны подвергаться опровержению с помощью фактов, путём сопоставления их фактами, если в такой теории путём фальсификации обнаружены ошибки, то надо искать другую теорию, отсюда фальсификация ведёт к развитию знания, к его росту.

Карл Поппер предложил концепцию «трех миров», согласно которой существует три мира, несводимые друг к другу: физический, ментальный и объективного знания. Поппер отрицает существование социальных законов, а потому и возможности предсказания будущего. «Вера в историческую необходимость является явным предрассудком и …невозможно предсказать ход человеческой истории научными или другими рациональными методами. Рассуждения о прогрессе, поступательном движении истории – это конструкции идеологических манипуляторов.

Попер пересматривает отношение к философии. Хотя философия представляет собой умозрительную систему, она стимулирует научный процесс, указывает направления и тенденции развития науки.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Важнейшее течение 20 века – феноменология (учение о явлениях).

феномен – (явление).

Основатель - немец Эдмон Гуссерль. Решал проблему познания.

Сделал попытку устранить противопоставление субъекта и объекта познания, свойственное другим учениям, т.к. это противопоставление приводит либо к выпячиванию объекта (т.е. к субъективизму), либо к выпячиванию объекта (т.е. к натурализму). Преодоление этих крайностей Гуссерль видит в понятиифеномена, в котором субъект и объект находятся в единстве. С точки зрения Гуссерля, человеческое сознание (сознание субъекта) всегда направлено на объект, поэтому в нём всегда присутствует объект.

Цель познания – выявление чистых структур сознания, т.е. установление исходных принципов и форм познания, очищенных от эмпирическогосодержания.

Для этого создан специальный метод – «феноменологическая редукция», (редукция – т.е. отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию).

Суть метода – в последовательном исключении из рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к сознанию, в результате чего остаются только формы и акты чистого сознания, первоначала знания, которые и составляют истинный предмет познания.

Если методом очищения сознания, способом перехода от «нечистых к чистым» структурам сознания является редукция, то главным средством, инструментом постижения этих структур, т.е. познания является интуиция.

Знание этих структур достигается путём интуитивного усмотрения их сущностей.

ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Философское течение 20 века разработало проблему понимания: немец Мартин Хайдеггер, его ученик Гадамер (работа «Истина и метод», 1960 г.)

В человеческой жизни огромную роль играет понимание, оно – важнейший способ освоения мира человеком.

Цель герменевтики – выработать методы понимания (т.е. способы адекватного использования окружающего мира). А так как понимание осуществляется на базе языка, то предмет понимания – слова, предложения, тексты, скрытый в них смысл.

Разработана техника понимания:

1. Нельзя допускать истолкования всего того, что проистекает из предложений и предрасположенности;

2. Истолкование основывается только на том, что вытекает из самой сущности вещей;

3. Надо избегать любого произвола над интерпретируемой ситуацией и не допускать какой-либо ограниченности, связанной с ментальностью (особенностью восприятия умственного склада);

4. Надо всецело подчинять себя изучаемому предмету.

Характерная особенность понимания обоснована в т.н. «герменевтическом круге»: для понимания целого необходимо понять его отдельные части. Но в то же время для понимания отдельных частей необходимых уже иметь представление о целом.

Отражая эту особенность понимания, герменевтический круг вместе с тем, служит и методологической установкой для решения задач понимания.

Наши рекомендации