Знаки качества товаров отечественного производителя
Двуглавый российский орел… Государственный герб, увенчивавший государственную печать, императорские штандарты, здания органов власти, парадную одежду верховных лиц государства и их свиты, государственные бумаги. И вдруг - тот же самый государственный символ не неподходящих, на первый взгляд, местах: бутылке «смирновской» водки, ярлыке ситцевого рулона с прохоровской мануфактуры, рекламе обойной фабрики «Товарищество Ефима Кротова с сыновьями в Москве»…. Чаще всего, орел один, но есть и два, и три, а вот на обложке парадного издания, посвященного юбилею «Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова» (именно оно производила знаменитый «кузнецовский» фарфор) двуглавых государственных орлов сразу пять. Орлы эти, естественно, - не свидетельство легкомысленного отношения русских купцов и промышленников к государственному символу (захотел и напечатал). Право на размещение орла на продукции, рекламе, ярлыках, документах фирмы давалось официально, в качестве награды за долгую безупречную работу или по особо значимым поводам. Был этот орел знаком, свидетельствующим о высоком качестве продукции, признанном государством, безупречной работе предприятия. По сути же своей был орел свидетельством уважения и благодарности российского государства отечественному предпринимателю, купцу, промышленнику за то, что его продукция стала гордостью страны, послом России у других народов. Но нелегок был путь каждого из российских деловых людей к царской птице.
«Водочный король России» Петр Арсеньевич Смирнов (1831-1897) был сыном крепостного крестьянина из Мышкинского уезда Ярославской губернии. Как о многие другие, отец его и дяди не хлебопашествовали (земли на Верхней Волге бедные), а состояли на оброке у помещика. Деньги же на оброк они зарабатывали, служа в Москве, в винном погребе у купца. Братья, видимо, отличались деловой жилкой и через несколько лет Арсений, Яков, Иван, Григорий и Венедикт Смирновы завели уже свое собственное дело - виноторговлю. На скопленные рубли Арсений Смирнов выкупил в 1857 г. «из крепости» себя, жену Матрену Григорьевну и сыновей Якова и Петра. Петру в то время было 26 лет. Существует легенда, что некая барыня, увидев в винном погребе мальчика и пожалев его, подарила Пете лотерейный билет, а билет этот возьми, да и выиграй 200 тысяч. С тех денег и начался «водочный король». Это всего лишь легенда… Не лотерейный билет, а наступившее вскоре пореформенное время открыло невиданные ранее возможности энергичному молодому человеку, хорошо к тому времени освоившему винное дело. Сначала – приказчик в винном погребе у отца на Пятницкой улице, в 29 лет – уже купец третьей гильдии, владелец собственного небольшого водочного завода (работал сам Смирнов и еще 9 человек). Через три года работников стало уже 25 и Смирнов «объявил капитал», дающий право перейти в купцы второй гильдии. Наконец, в 1971 г. Петр Арсеньевич стал купцом первой гильдии. Дело его – торговля вином «в доме Пятницкой части, что у Чугуннаго моста». Ему 40 лет, в собственности – каменный двухэтажный особняк «у Чугуннаго моста», в нем магазин и контора, рядом – завод и склады. На заводе занято 70 рабочих, годовое производство – 100 тыс. ведер (1 млн. 299 тыс. литров), в деньгах это – 600 тыс. рублей. Торговля идет по всей России, включая недавно завоеванную Среднюю Азию. Такая география торговли была еще только у 30 московских фирм. К концу 80-х смирновское предприятие – уже крупнейший производитель и продавец водки и вина в мире с миллионными оборотами. 400 видов спиртных напитков предлагалось покупателям: 50 сортов отечественного вина, 170 иностранного, 150 видов собственного изготовления водок, настоек, наливок, ликеров. Все это разливалось в 45 млн. посуд (годовой объем). На самом заводе работало 1500 человек, еще 25 тыс. «обслуживали» смирновское дело по всей России. Особая гордость – «столовые вина» под номерами 40,32,20,31, и самое популярное - 21. Были это не «вина», а сорокоградусные водки разных способов изготовления. Номера означали позицию в фирменном прейскуранте.
Название «столовое вино» – не случайно. Алкогольный напиток, полученный от разбавления спирта водой – не русское изобретение. Генуэзские купцы впервые привезли на Русь виноградный спирт (назывался он «аквавита» – «живая вода») в самом конце ХIV века. Распространения и признания он не получил. Только почти через сто лет начали делать на Москве свой хлебный спирт из ржаного зерна, напиток из которого стал постепенно входить в русский быт. Но вплоть до середины ХIХ века называлось это питье «вином». «Хлебное вино» – таков был официальный термин. «Водками» же сначала назывались вообще водно-спиртовые настои лечебных трав (т.е. лекарства), а затем, в конце ХVIII века, – «хлебное вино», которому был придан дополнительный вкус и цвет с помощью добавок из ягод, фруктов, веток, трав (наливки и настойки). И назывались они – анисовая, померанцевая, перцовая и т.д.
Более всего ценил П.А.Смирнов репутацию фирмы, а основа этой репутации – качество продукции. Спирт использовался тамбовский, из хлебных зерен (только для некоторых сортов – из свеклы). Баржами по Москве-реке на завод доставлялась особая мытищинская вода, для наливок завозились с близлежащих губерний натуральные ягоды и фрукты, бутылки и кувшины, в том числе и фигурные («рог изобилия», Эйфелева башня, бюст Пушкина) изготавливали в Риге, Твери, Владимире, Москве. Хозяин «влезал» во все тонкости дела сам. Именно он нашел особую рябину для настоек. Разводил ее под Суздалем некий Андроник Невежа. «Невежинскую» для благозвучия переделали в «нежинскую» и настойка «Нежинская рябиновая» стала у Смирнова «лицом фирмы». Но в основе смирновского качества лежала многократная перегонка спирта с подогревом (ректификация), в ходе которой спирт пропускался через несколько батарей с 7-8 фильтрами из березовых углей каждая. И делалась эта операция до 5 раз. Затем продукт сортировался и только пятая часть полученного после перегона продукта относилась к высшему качеству.
Смирновская продукция завоевала признание не только у потребителей. В 1873 г. на Международной выставке в Вене она получила свою первую награду – «Почетный диплом». В 1876 г. «столовые вина» экспонировались на всемирной выставке в Филадельфии, где получили «Медаль высшей награды». Медаль внесли на этикетку. За филадельфийский успех, ставший успехом всего российского предпринимательства, «Т-во П.А.Смирнова» получило высший знак отличия, которым могла Россия наградить не человека, а коммерческое предприятие – право изображать на этикетках, рекламах, упаковке и вывесках государственный герб Российской империи. 1877 г. – эта дата стоит под первым орлом на смирновской бутылке.
В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже водки и ликеры Смирнова получили две золотые медали и также заняли место на этикетках. Еще три золотые медали попали на смирновские этикетки после всемирных парижских выставок в 1886 и в 1889 г.
Но знаменитые напитки – «превосходнаго качества очищенное вино, водки, наливки и ликеры»- выставлялись не только за границей. В 1882 г. «Т-во П.Смирнова» участвовало во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Успех на ней послужил основанием для награждения фирмы вторым государственным орлом. Лично же Петр Арсеньевич Смирнов был тогда награжден императором золотой медалью на ленте высшего ордена – Андрея Первозванного. Самим же этим орденом награждались почти исключительно царственные особы и члены императорского дома. Через 4 года, в 1886 г., тот же Александр III возвел бывшего крепостного в сословие потомственных почетных граждан, удостоил его звания «Поставщик Высочайшего Двора» и разрешил поместить третьего орла на продукции фирмы. «Имею честь довести до сведения моих покупателей, что я удостоился быть поставщиком к Высочайшему Двору, почему мною и приступлено к некоторым изменениям существующих ярлыков моей фирмы». Такое извещение от «главной конторы виноторговли Петра Арсеньевича Смирнова у Чугуннаго моста в Москве» было опубликовано во всех московских и петербургских газетах[81]. Кстати сказать, звание «Поставщик двора» не обязательно означало, что продукция закупалась непосредственно для царской семьи, существовали «царские» поставщики сена, дегтя и т.д. Т.е. продукция закупалась министерством двора (что-то вроде Управления делами президента РФ) для нужд царских резиденций, официальных мероприятий и т.д. Но во всех случаях это было признанием высочайшего качества продукта и уровня ведения дела.
Право на четвертый герб (случай очень редкий) был дарован П.Смирнову после Всероссийской художественно-промышленной выставки-ярмарки в Нижнем Новгороде в 1896 г. После выставки П.Смирнов получил также государственный орден – Владимира четвертой степени. Только у него приобреталась водка на последовавшие вскоре официальные торжества по случаю коронации Николая и Александры. Смирновская продукция составила пятую часть всех горячительных напитков, выпитых на свадебных обедах и ужинах.
Помимо поставщика русского императорского двора, у Смирнова еще были звания «Поставщик двора великого князя Сергея Александровича» (московского генерал-губернатора), «Поставщик двора Великой княгини Елизаветы Федоровны» (сестры императрицы), Поставщик двора короля Швеции и Норвегии, уже потомкам Петра Смирнова было дано право именоваться «Поставщиками Двора короля Испании».
29 ноября 1898 г. Петр Смирнов умер от паралича сердца, оставив наследникам состояние в 15 млн. рублей, одно из самых крупных в России, право размещать на продукции фирмы четырех государственных орлов, а также торговую марку «Смирновская», из-за которой уже в наше время кипят нешуточные страсти.
Помимо государственных знаков, удостоверяющих качество продукции и высокий статус делового предприятия, существовали также подобные отличия на более низком уровне. Так, на губернских промышленных и сельскохозяйственных выставках лучших экспонентов награждали золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Формулировки использовались следующие: « за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены», «за состояние производства и влияние на жизнь страны» и даже «за национальную самобытность».
В советский период специальных знаков, удостоверяющих высокое качество продукции, долгое время не существовало, за исключением медалей на винных бутылках. Впрочем, иногда на упаковке или в сопроводительных документах указывалось, что данный товар награжден медалью Выставки достижений народного хозяйства. Причина такой ситуации во многом объяснялась курсом на максимальную стандартизацию продукции, взятом еще в период индустриализации. У предприятий была очень небольшая степень самостоятельности в решении вопросов технических характеристик и внешнего вида изделия. Определялось все это ГОСТ – Государственным отраслевым стандартом и его разновидностями или ТУ – техническими условиями (по отношению к конкретным маркам и артикулам продукции). С одной стороны, это действительно способствовало упорядоченности на товарном рынке. Так, существовали государственные нормативные документы, определяющие, например, что является фруктовым соком, а что нет, что считается маслом, а что – маргарином. Соответственной должна быть и маркировка. Ситуация с «маслом мягким» (можно ли этот продукт называть маслом) была бы в СССР невозможна. С другой стороны, любой стандарт, да еще утверждаемый в государственных органах, приводит к унификации изделий, их индивидуальное «лицо» теряется. Необходимо, например, было согласовывать «в инстанциях» рецептуру нового торта, духов, модель платья. Все это не способствовало обновлению продукции.
Стандартные требования к качеству породили унифицированную систему маркировки товаров по качеству. Высшая категория качества (высший сорт) присваивалась при государственной аттестации той продукции, которая по технико-экономическим показателям находилась на уровне лучших зарубежных аналогов или превосходила их. К первой категории качества (первый сорт) относилась продукция, отвечающая современным требованиям, предусмотренным стандартам. Вторая категория (второй сорт) – это устаревшая продукция, требующая модернизации или подлежащая снятию с производства. Всего существовало три сорта (высший, первый, второй) продукции, а также так называемая «нестандартная продукция», не соответствующая требованиям никакого стандарта (фактически – брак). Категория качества продукции указывалась на упаковке ( для потребительских товаров) или в сопроводительных документах.
В 1967 г. впервые в советскую эпоху был утвержден специальный знак, свидетельствующий об особо высоком уровне данного изделия. Назывался он «Государственный Знак качества СССР» и присваивался Государственным комитетом СССР по стандартизации (Госстандартом) после соответствующей аттестационной процедуры «лучшим из лучших» товаров, качество которых соответствовало «мировому уровню». Сам знак представлял собой хорошо идентифицируемый пятиугольник с изображением стилизованной чаши и надписью СССР. Он ставился на упаковку, ярлыки, сопроводительные документы награжденной им продукции. Некоторое время после своего появления потребители обращали внимание на знак качества, считая, что он означает «лучшее из имеющихся на рынке изделий данной товарной группы». Но вскоре общий невысокий уровень качества потребительских изделий привел к его полной девальвации и как особая отметка, свидетельствующая о «соответствии мировому уровню», он рассматриваться покупателями перестал. Свою роль в этом сыграло и то, что с 1972 г. вся продукция высшей категории качества стала маркироваться «знаком качества». Количество обладателей «знака качества» стало катастрофически расти. Так, к началу 1977 г. знак был присвоен 35 тысячам наименований промышленной продукции. Вряд ли в стране и впрямь было столько безупречных изделий, особенно, если посмотреть на статистические данные. Так, в 1986 г. специальным обследованием было выявлено, что из приобретенных покупателями в государственной торговле (т.е. прошедших отделы технического контроля на предприятиях - ОТК) товаров широкого потребления брак составлял: по обуви – 33% всех купленных пар, спортивной одежде – 20% приобретенных изделий, брюкам – 20%, трикотажным свитерам – 18% и т.д. В 1985 г. не выдержали гарантийного срока 2,4 млн. советских телевизоров, в гарантийный ремонт был направлен каждый седьмой магнитофон. И это при том, что уже на предприятиях в ОТК уже отбраковывалось 10% всех хлопчатобумажных тканей, 8% всей произведенной обуви, 8% швейных изделий[82]. При этом, необходимо иметь в виду, что речь не шла о том, что изделия «не модны» или «не пользуются спросом». Отслеживался технический брак – не простроченные швы и не докрученные винты.
За неоднократные нарушения требования ГОСТ предприятия лишались права на этот «Знак качества». Это влекло за собой определенный материальный ущерб, так как на маркированную знаком качества продукцию устанавливалась поощрительная надбавка к оптовой цене в размере 30%. Но исправить положение, т.е. фактически настроить советскую экономику на работу по формированию «общества потребления», никакие меры поощрения и наказания уже не могли.
В девяностые годы предпринимаются попытки в той или иной форме возродить «знаки качества». Существуют номинации «брэнд года», «народная марка», «товар года» и т.д. Но неясность их статуса, малая известность в покупательской среде приводит к отсутствию их признания у широкой потребительской аудитории. То же можно сказать и о знаке «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века”. Он введен в 2000 г. Платиновые, золотые серебряные и бронзовые знаки качества предполагается выдавать предприятиям в пользование на 2 года по итогам специальной выставки-конкурса. Выставленные товары должны пройти экспертизу в РОСТЕСТ-Москва Госстандарта России. Оценке подлежат органолептические показатели, внешнее оформление товара, упаковка. Окончательное решение о награждении принимает Совет Знака качества ХХI века. В конце 2001 г. была проведена уже шестая выставка –конкурс «Всероссийская марка». Лауреатами программы уже стали более 300 российских предприятий, медалями награждено почти полторы тысячи видов продукции.
По мысли учредителей награды, этот знак, будучи размещенным на упаковке и ярлыках товаров отечественного производителя и поставщиков на отечественный рынок, должен стать гарантией качества продукции, быть дополнительным стимулом для покупателя. Но пока известность этого знака среди щирокого потребителя приближается к нулю и стимулирующего воздействия он не оказывает. Чем и отличается от царских орлов и звания “Поставщик Двора Его Императорского Величества”.
«Одеколон бил фонтаном…»
Или