Введение нового материала

1) Объяснениеучителя по вопросам.

· Что обозначает слово «морфемика»? (Раздел науки о языке, в котором изучаются состав, строение слова.)

· Какое родственное слово помогает понять его значение? (морфема)

· Что называется морфемой? (Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определённое значение.)

· Каково значение слов «окончание», «приставка», «суффикс»? Суффикс (лат.) – приколоченный, прибитый.

· Почему морфемы являются значимыми частями слова? (Они участвуют в формулировании смысла слова и его грамматических (морфологических) признаков)

· Вывод:проникновение в мир родственных связей и взаимоотношений морфем, как заметил писатель К. Г. Паустовский, открывает нам «глубочайшие корни языка», а значит, пробуждает интерес к его изучению, показывает жизнь слова во времени.

2) Определение значения суффиксов и приставок в словах по «Словарику значения морфем» на с. 280 – 281. Упр. 106.

Работа с лингвистическим текстом.

Чтение, пересказ, анализ лингвистического текста (упр. 101

2)Упр. 102.

Чтение, пересказ, анализ лингвистического текста (упр. 103)

4)Как вы понимаете эпиграф на с. 37. Упр. 115.Спишите его.

5) Закрепление материала.

1) 104 упр.(устно)

Упр.

3) 108 упр. (письменно).

3. Д. з.упр. 107, § 20.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Строение слова

Урок 29.

Тема:Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

Цели урока: 1.Способствовать усвоению последовательности разбора слова по составу с учётом значения морфем. 2. Показать, что при опознавании слова как части речи и при написании необходимо опираться на значение приставок и суффиксов.

Ход урока.

1. Беседа по вопросам:

· Какие морфемы вы знаете?

· Для чего нужно учитывать значение морфем?

· Какие слова называются однокоренными?

· Почему морфемы называются значимыми частями слова?

· Как избежать ошибок в разборе слова по составу?

2. Работа с лингвистическим текстом.Упр.109.

Закрепление материала

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

1) Упр. 110 (устно). Последовательность разбора по составу.

2) Упр. 111.

3) Упр. 112 (письменно).

4) Упр. 114

4. 5) Д. з. Упр. 113.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)

- Какие условия помогли определить порядок набора карточек?

- Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?

Итог урока. Терминологический диктант. (Быстрая проверка – сверка с доской и оценивание)

1.Выражает грамматическое значение слова. Оно не образует новых слов.

2.Раздел о языке, в котором изучаются состав слова, строение слова.

3.Слова, имеющие один и тот же корень с общим значением.

4.Значимые части слова.

Ответы: окончание, морфемика, однокоренные, морфемы.

-н-
- овь
- ая
стран-
-ей

люб-  
к
сво-
Истин-
- е

-сво-
-в-
не-
-без-
-им-
-мысл-
к

-люб-
-ему
язык-

Уроки 30 - 31. (2 часа)

Тема:Как образуются формы слова.

Цели урока: 1. Дать понятие окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи. 2. Дать понятие основы как части слова без окончания. 3. Сформировать умение выделять окончание, особенно нулевое. 4. Расширить лексический запас учащихся, учить правильно и грамотно давать толкование слова.

Ход урока.

1. Организационный момент.Сформулировать самостоятельно цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?

2. Лексическая разминка. Учитель задаёт вопросы, дети отвечают (работа на оценку). Трое учеников (по одному с каждого ряда). В случае затруднения помогает весь ряд.

1) Как называется благозвучное соединение нескольких муз. звуков? (Аккорд)

2) Шторы из пластинок, навешиваемые на окна. (Жалюзи́)

3) Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки. (Эрудиция)

4) Группа вьючных животных. (Караван)

5) Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. (Филология)

6) Подставка, на которой помещается подрамник с холстом. (Мольберт)

7) Представление чего-либо неодушевлённого в образе живого существа. (Олицетворение.)

- Запишите по памяти только что названные слова, кто больше вспомнит.

Постановка проблемы и её решение.

1.Используя указанные слова, запишите известные пословицы и поговорки. Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложения? Сделайте вывод о том, какую роль играет эта морфема в слове

Без, наука, рука, без (без наук что без рук)

Что, люди, то, пожелать, и, получишь, сам – (Что пожелаешь людям, то получишь сам).

Огонёк, с работать – Работать с огоньком.

Нос, не, комар, подточить – Комар носу не подточит.

Учащиеся делают вывод об окончании слова и согласуют его с правилом на с. 42.

2. Упр. 116. Работа с лингвистическим текстом на с. 41 - 42. Чтение и пересказ. Основа слова. Упр. 117.

Закрепление.

1) Упр. 118, 119(устно). – ешь – гл. ед. ч. 2 л., 1 спр.

2) Упр. 120 (письменно).Какую морфему употребим, чтобы связать слова?

3)Упр. 121, 122 (письменно).

4) Нулевое окончание. Работа с упр. 123.

5) Упр. 124: лес, столы. (Письменно). Различение форм слова и однокоренных слов.

6)Лес, лесник, лесной, лесистый, лесничество, лесовик, лесок.

– Одинаковые ли лексические значения у этих слов? (Обозначают разные предметы, качества – имеют разные лексические значения.) Это однокоренные слова.

Лес (И. п.) Лесом (Т. п.) О лесе (П. п.)   ед. ч.
Леса (И. п.) Лесами (Т. п.) О лесах (П. п.)   мн. ч.

Сравним лексическое значение слов в таблице (одно и то же).

Итоги наблюдения: при изменении слова мы получаем формы этого же слова; изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое.

7) Подобрать однокоренные слова к существительным и образовать формы одного из слов:

Что, дремучий лес, призадумался,

Грустью темною затуманился? А. В. Кольцов.

8) Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из слов:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы. С. А. Есенин

9) В коробочке лежат карточки со словами.Каждый берёт карточку, диктует записанные на неё слова, класс записывает их в тетради. Нужно определить, чем являются эти слова: формами одного слова или родственными словами. Трава, травяной, травка. Травы, травами, трав.

10) Анализ роли окончаний в словах. Добавьте к основам нужное окончание. Проанализируйте, какую роль играют в слове окончания.

В лет… день в самой чащ… леса у лосих… родился лосёнок.

Лосих… была огромн… . Шерсть у неё была сер…, жёстк…, а лосёнок родился маленьк…, рыженьк…, совсем как домашн… телёнок.

Мать и сын лежал… у ручь…, в густ… ольхов… заросл… . Лосёнок угрелся на солнышк… и уснул. А лосих… лежал… рядом и чутко прислушивалась – не гроз… ли откуда-нибудь опасность. По Г. Скребицкому

11) Морфемный разбор.Школь - н - ый, школ - а, при-школь-н-ый

12) Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей. – Сделать слова из частей:

, . , ∩,^ . ∩ ,^ . ∩∩.

4. Итог.Упр. 125. крас-н-ая, дев-иц-а, сид-ит.

- Что я знаю об окончании? 1) Связывают слова в предложениях и словосочетаниях, 2) являются показателем грамматического признака частей речи. 3) образуют формы слова.

- Как определить в слове окончание?

- Какое окончание называется нулевым?

- Чем отличаются однокоренные слова и формы слова?

5. Срез знаний. Подобрать однокоренные слова и формы.

1 вариант - игра, 2 вариант – час

6. Д. з.Упр. 126, 127.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 32.

Наши рекомендации