Прогноз результативности
Дополнительная образовательная программа
Театрального кружка «Теремок»
Для учащихся 1 класса
Срок реализации 1 год
Программа разработана:
Просвирниной Натальей Петровной
учителем 1 квалификационной категории
Петровск
Уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Цель третьего года обучения:удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
§ совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
§ познакомить с основами гримировального искусства;
§ сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;
§ познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
§ помочь избавиться от штампов общения;
§ воспитывать чувства сопереживания;
§ формировать эстетический вкус;
§ создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
§ научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
§ научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
§ обучить основам создания сценического образа с помощью грима;
§ сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.
Программа предназначена для детей 7 -10 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Прогноз результативности
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.
К концу первого года занятий ребёнок:
Знает:
· что такое театр;
· чем отличается театр от других видов искусств
· с чего зародился театр
· какие виды театров существуют
· кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
· об элементарных технических средствах сцены
· об оформлении сцены
· о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
· направлять свою фантазию по заданному руслу
· образно мыслить
· концентрировать внимание
· ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
· общения с партнером
· элементарного актёрского мастерства
· образного восприятия окружающего мира
· адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
· коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
Знает:
· что такое выразительные средства.
· Фрагмент как составная часть сюжета.
· действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
Умеет:
· применять выразительные средства для выражения характера сцены.
· фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
· определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
· понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Имеет понятие:
· о рождении сюжета произведения.
· о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
· о сверхзадаче и морали в произведении.
Имеет навыки:
· свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
· Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
· анализировать последовательность поступков.
· простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
· историю театра
· жанры театра;
· виды искусства;
· основные театральные понятия;
· основы гримировального искусства
· основы создания сценической постановки;
- основы создания сценического образа с помощью грима;
- штампы общения;
- стили речи;
должны:
· освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
· освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
· уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
· уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
· владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
· иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
· владеть своим телом как инструментом самовыражения;
· уметь работать над «белыми стихами»;
· владеть импровизационным конферансом;
· использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
· уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
· уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
· изготовлять реквизит и декорации;
· владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план I года обучения.
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | - | ||
2. | Театральная игра | |||
3. | Культура и техника речи | |||
4. | Ритмопластика | - | ||
5. | Основы театральной культуры | |||
Итого: |
Учебно-тематический план II года обучения.
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | - | ||
2. | Театральная игра | |||
3. | Культура и техника речи | |||
4. | Ритмопластика | |||
5. | Основы театральной культуры | |||
6. | Работа над спектаклем | |||
Итого: |
Учебно-тематический план III года обучения
N п\п | Содержание работы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | - | ||
3. | Театральный словарь | - | ||
3. | Сценическая речь | |||
4. | Пластика | - | ||
5. | Работа над спектаклем | |||
Итого: |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Краткое содержание тем |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие. | · решение организационных вопросов; · подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; |
2. | Театральная игра. | Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. |
3. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. |
4. | Ритмопластика. | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. |
5. | Основы театральной культуры. | Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре |
2 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Краткое содержание тем |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие. | · решение организационных вопросов; · подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; |
2. | Театральная игра. | Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников. |
3. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. |
4. | Ритмопластика. | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа. |
5. | Основы театральной культуры. | Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. |
6. | Работа над спектаклем. | Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 3. Распределить роли персонажей между детьми 2 этап - Репетиционный Цели: 1. Научить детей репетировать сказку по частям 2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены». 3 этап - Завершающий Цели: 1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 2. Научить детей чувствовать ритм спектакля 3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей 4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. |
3 год обучения.
№ п/п | Перечень разделов и тем | Краткое содержание тем |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие. | · решение организационных вопросов; · подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; |
2. | Театральный словарь. | Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре. |
3. | Сценическая речь. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней. |
4. | Пластика. | Система упражнений включают в себя: · яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом · упражнения направленные на координацию движений и равновесие · упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа |
5. | Работа над спектаклем. | Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 4. Распределить роли персонажей между детьми 2 этап - Репетиционный Цели: 4. Научить детей репетировать сказку по частям 5. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 6. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены». 3 этап - Завершающий Цели: 3. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 4. Научить детей чувствовать ритм спектакля 5. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 6. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей 4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям |