Прогноз результативности

Дополнительная образовательная программа

Театрального кружка «Теремок»

Для учащихся 1 класса

Срок реализации 1 год

Программа разработана:

Просвирниной Натальей Петровной

учителем 1 квалификационной категории

Петровск

Уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

. развивать интерес к сценическому искусству;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· снимать зажатость и скованность;

· активизировать познавательный интерес;

· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

· развивать чувство ритма и координацию движения;

· развивать речевое дыхание и артикуляцию;

· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

· пополнять словарный запас;

· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

· познакомить детей с театральной терминологией;

· познакомить детей с видами театрального искусства;

· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

· воспитывать культуру поведения в театре;

Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

· развивать чуткость к сценическому искусству;

· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

· развивать умение владеть своим телом;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

· развивать воображение и веру в сценический вымысел;

· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;

· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.

Цель третьего года обучения:удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:

§ совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;

§ познакомить с основами гримировального искусства;

§ сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;

§ познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;

§ помочь избавиться от штампов общения;

§ воспитывать чувства сопереживания;

§ формировать эстетический вкус;

§ создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;

§ научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;

§ научить на практике изготовлению реквизита, декораций;

§ обучить основам создания сценического образа с помощью грима;

§ сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.

Программа предназначена для детей 7 -10 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Прогноз результативности

Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.

К концу первого года занятий ребёнок:

Знает:

· что такое театр;

· чем отличается театр от других видов искусств

· с чего зародился театр

· какие виды театров существуют

· кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеет понятия:

· об элементарных технических средствах сцены

· об оформлении сцены

· о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:

· направлять свою фантазию по заданному руслу

· образно мыслить

· концентрировать внимание

· ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

· общения с партнером

· элементарного актёрского мастерства

· образного восприятия окружающего мира

· адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

· коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В конце второго года занятий ребенок

Знает:

· что такое выразительные средства.

· Фрагмент как составная часть сюжета.

· действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Умеет:

· применять выразительные средства для выражения характера сцены.

· фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

· определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

· понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Имеет понятие:

· о рождении сюжета произведения.

· о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

· о сверхзадаче и морали в произведении.

Имеет навыки:

· свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

· Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

· анализировать последовательность поступков.

· простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:

· историю театра

· жанры театра;

· виды искусства;

· основные театральные понятия;

· основы гримировального искусства

· основы создания сценической постановки;

  • основы создания сценического образа с помощью грима;
  • штампы общения;
  • стили речи;

должны:

· освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;

· освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;

· уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

· уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;

· владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,

· иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление

· владеть своим телом как инструментом самовыражения;

· уметь работать над «белыми стихами»;

· владеть импровизационным конферансом;

· использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;

· уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;

· уметь реализовать себя в создании сценической постановки;

· изготовлять реквизит и декорации;

· владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план I года обучения.

N п\п Содержание программы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие, заключительное занятие -
2. Театральная игра
3. Культура и техника речи
4. Ритмопластика -
5. Основы театральной культуры
  Итого:

Учебно-тематический план II года обучения.

N п\п Содержание программы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие, заключительное занятие -
2. Театральная игра
3. Культура и техника речи
4. Ритмопластика
5. Основы театральной культуры
6. Работа над спектаклем
  Итого:

Учебно-тематический план III года обучения

N п\п Содержание работы Общее количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие, заключительное занятие -
3. Театральный словарь -
3. Сценическая речь
4. Пластика -
5. Работа над спектаклем
  Итого:

Содержание дополнительной образовательной программы.

1 год обучения

№ п/п Перечень разделов и тем Краткое содержание тем
1. Вводное занятие, заключительное занятие. · решение организационных вопросов; · подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;  
2. Театральная игра.   Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.  
3. Культура и техника речи. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.  
4. Ритмопластика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.  
5. Основы театральной культуры. Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

2 год обучения

№ п/п Перечень разделов и тем Краткое содержание тем
1. Вводное занятие, заключительное занятие. · решение организационных вопросов; · подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;  
2. Театральная игра.   Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.  
3. Культура и техника речи. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
4. Ритмопластика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
5. Основы театральной культуры. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
6. Работа над спектаклем. Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 3. Распределить роли персонажей между детьми 2 этап - Репетиционный Цели: 1. Научить детей репетировать сказку по частям 2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены». 3 этап - Завершающий Цели: 1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 2. Научить детей чувствовать ритм спектакля 3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей 4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.  

3 год обучения.

№ п/п Перечень разделов и тем Краткое содержание тем
1. Вводное занятие, заключительное занятие. · решение организационных вопросов; · подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;  
2. Театральный словарь.   Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
3. Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.
4. Пластика. Система упражнений включают в себя: · яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом · упражнения направленные на координацию движений и равновесие · упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
5. Работа над спектаклем. Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 4. Распределить роли персонажей между детьми 2 этап - Репетиционный Цели: 4. Научить детей репетировать сказку по частям 5. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 6. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены». 3 этап - Завершающий Цели: 3. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 4. Научить детей чувствовать ритм спектакля 5. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 6. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей 4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям

Наши рекомендации