Цель и задачи занятия

Рабочая программа дисциплины

Культурология

Направление подготовки

Для всех профилей

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная/заочная

Балашов

2015-2016

1. Цель освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культурология»является раскрытиефеномена культуры как сложного многовекового организма в преемственности и живой связи его меняющихся ликов. Изучить конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина «Культурология» (Б.1. В.3) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования. Дисциплина занимает важное место в системе курсов, ориентированных на изучение социологии, психологии, философии, истории. Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, в частности, они должны иметь общее представление о культуре как многоаспектном явлении общественной жизни.

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Культурология».

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: формы и типы культур, основные культурно-исторические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития; знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры.

уметь: оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области). Иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта и базовых ценностях.

Иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта и базовых ценностях.

владеть: общефилософскими методами анализа; навыками культурологического комментария, культурологическими основами организации социальной жизни.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение.

Культурология как предмет изучения. Структура культурологии.

Цель и задачи занятия.

Цель - познакомить слушателей с категориальным аппаратом культурологической области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, показать основные сферы культурной деятельности общества, дать представление о культуре как ценностно-смысловом единстве и имманентных закономерностях ее развития; показать основные подходы к определению культуры, определить ее сущность, место и роль в жизни человека и общества.

Задачи – обозначить место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа.

Содержание темы.

Культурология как наука о культуре. Разделы культурологии. Понятие «культура». Аспекты культуры. Историческое развитие понятия «культура». Структура культуры: обыденный уровень (совокупность идей, норм поведения, явления культуры, связанных с повседневной жизнью) и специализированный уровень (кумулятивный и трансляционный). Кумулятивный уровень (хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, нгаучно-техническая, художественная культура). Трансляционный уровень культур как средство связи кумулятивного и обыденного уровней культур.

Функции культур (гуманистическая, трансляционная, познавательная защитная, нормативная, ценностная, семиотическая и пр.).

Формы культуры (мифология, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика).

Законы развития культуры (закон единства и разнообразия культур, закон преемственности в развитии культуры, закон прерывности и непрерывности развития культуры, закон взаимодействия и сотрудничества различных культур).

Методы изучения культуры (диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, типологический, семиотический, психологический, биографический, метод моделирования).

История культурологической мысли

Цель и задачи занятия.

Цель - познакомить слушателей с эволюцией понимания сущности культуры в европейской мысли, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление об основных направлениях развития культурологической мысли в пространственно-временном континууме.

Задачи – проследить становление и развитие понятия «культура» в антиномийном аспекте, рассмотреть этапы развития культурологической мысли, взгляды отдельных мыслителей на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа.

Содержание темы.

Проблема культуры в истории европейской культурологической мысли. Антиномии культуры и природы в античной философии (софисты, киники, эпикурейцы, стоики). Теологическое понимание культуры. Провиденциализм. Культурологическая мысль в эпоху Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, историзм. Просвещенческая модель культуры. Историзм и идея целостности культуры (Дж. Вико). Идея прогресса и многовариантности культурно-исторического процесса (И.Г. Гердер и Ж.-Ж. Руссо). Природа и свобода как мир необходимости и мир культурного творчества (И. Кант). Эстетизация культуры в теории и практике романтизма (И.Гете, И.Шиллер, Ф. Шеллинг, и др.).

Эволюционистская теория культуры (Л. Морган, Э. Тайлор). Диффузионизм. Циклические концепции культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин). Культура как взаимосвязь символических форм (Э. Кассирер). Психоаналитические теории культуры (З. Фрейд, К. Юнг). Феноменологические концепции культуры (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин). Структуралистская модель культуры (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт). "Игровая" теория культуры (Й. Хейзинги). Семиотическая концепция культуры (Ю.М. Лотман). Экзистенциалистская концепция культуры (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Ф. Ницше и его философия жизни. Герменевтика.

Европоцентризм в понимании культуры. Новый взгляд на культуру в ХХ веке (мир «поликультурен»).

Раздел 2. Основные понятия культурологии

Цель темы - познакомить студентов с категориальным аппаратом культурологической области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, показать основные сферы культурной деятельности общества, дать представление о культуре как ценностно-смысловом единстве и имманентных закономерностях ее развития; показать основные подходы к определению культуры, определить ее сущность, место и роль в жизни человека и общества.

Задачи темы – проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа.

Содержание темы.

Культурология в системе гуманитарных дисциплин. Предмет культурологии. Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре. Структура и состав современного культурологического знания. Основные элементы культуры. Язык и символы культуры. Функции культуры. Инкультурация и социализация.

Человек как субъект и объект культуры. Материально–духовный характер культуры. Понятия культурной ценности и нормы. Объективация духовных ценностей в морали, искусстве, религии, философии и науке. Культура и личность.

Культура и цивилизация.

Цель занятия –разграничить понятия «культура и цивилизация». Показать многообразие трактовок данных понятий.

Содержание темы.

Цивилизация как особая культурно-историческая общность людей. История становления термина. Значение термина в отечественных и зарубежных исследованиях. Взгляды представителей общественно-исторической школы (Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби) на цивилизацию. Историческая динамика соотношений понятий культура и цивилизация.

Субъект культуры.

Цель занятия– раскрыть понятие «субъект культуры» как носителя, хранителя и создателя культурного знания.

Содержание темы.

Понятие «субъект» и его значения. Природное и культурное начала в человеке. Сознательность, воспитанность, креативность – основные характеристики субъекта культуры. Критерии культурной деятельности. Культурные потребности человека.

Инкультурация и социализация в жизни человека. Три основные сферы социализации.

Наши рекомендации