Наше Я — без места или ограничения
Для ума, который привык много лет познавать только объекты — то есть, концентрировать свое внимание и интересы только на тело, ум и мир — неизбежно будет сохраняться желание познать себя («Я»), как своего рода утонченный объект. Мы будет искать это осознающее присутствие и попытаемся сделать его объектом наших знаний или опыта.
Однако если снова и снова возвращаться к экспериментальному пониманию того, что наше Я является познающим или свидетелем всех объектов, становится ясно, что оно само не может быть объектом.
Наш простой опыт показывает, что наше Я присутствует и познает, но не имеет никаких объективных качеств. В меру того, как это экспериментальное понимание углубляется, соответственно уменьшается попытка поиска себя как объекта.
Неспособность знать себя, как объект не означает, что наше Я не может быть познано. Это просто означает, что оно не может быть познано, как обычно познается объект, то есть, через отношения субъект - объект.
Наше подлинное Я познается более близким и прямым способом, просто через бытие. В самом деле мы обнаруживаем, что единственный способ познать себя – это быть собой и не перепутать себя с любым другим объектом.
Если кто-то просит вас обратить ваше внимание на ощущения в теле, на мысль или образ в уме или объект в внешем мире, это не трудно, так же, как у нас нет проблем с обращением нашего внимания на эти слова.
Но что делать если кто-то попросит вас обратиться к себе (к Я), к осознающему присутствию, которое осознает объекты тела, ума и мира? Попробуйте сделать это. Например попробуйте обратить ваше внимание на то, что видит эти слова. Некоторые из нас могут быть склонны к обращению внимания на ощущения вокруг глаз или головы, однако обратите внимание, что глаза и голова - сами являются ощущениями, о которых нам известно.
Попробуйте еще раз обратить ваше внимание на то, что осознает эти ощущения и что само не является ощущением. В каком направлении смотреть? Обратите внимание, что любое направление, которое мы пробуем, всегда находится на пути к какому-то объекту, более или менее утонченному.
Если мы уберем наше внимание от этого объекта и попробуем повернуть его на то, что познает или испытывает этот объект, мы всегда разочарованы. Каждое направление оказывается в неправильном направлении. Это как будто вы стоите и пытаетесь сделать шаг в направлении своего тела: Каждый шаг будет в неправильном направлении. И тем не менее, в то же время, ни один шаг не уводит нас от цели.
В определенный момент может наступить спонтанный крах попытки найти себя как объект в теле или уме. В этом кризисе ищущий ум ненадолго приходит к концу и в этот момент — это, по сути, вечный момент — наше Я получает озарение или вкус себя такого, каким оно есть, чистым осознающим присутствием, необусловленным любым из убеждений или чувств, которые наложили на него мысли.
Хотя этот опыт является прозрачным или необъективным опытом, который не приходит в виде мысли, изображения, ощущения или восприятия, тем не менее когда ум и тело появляются снова, они уже будут часто казаться проникнувшими новым видом знания, которое является одновременно близким и знакомым и в то же время исходит из неизвестного направления.
Ум и тело фактически трансформируются, хотя и временно, этим прозрачным опытом и могут быть даже в недоумении или даже иногда бояться его. Однако, так как ум не присутствует во время этого прозрачного и вневременного опыта, этот опыт невозможно запомнить. Здесь нет ничего объективного чтобы запомнить.
В результате ум в большинстве случаев отклоняет этот прозрачный опыт, как незначительный или даже несуществующий и возвращается к своей обычной работе сосредоточения внимания на объектах в той или иной форме.
Однако это растворение в нашу истинную природу оставляет внутри нас осадок, который никогда не может быть забыт полностью и часто остается на протяжении десятилетий, как своего рода ностальгия или тоска за тем, что когда-то существовало в нашем прошлом, часто в детстве и за которым в тихие моменты или в то время, когда прерывался нормальный ход нашей жизни, мы глубоко тоскуем.
На самом деле это не было в нашем прошлом. Это присутствует в нашем Я. Это наше Я и оно присутствует и достижимо в настоящее время, как это было тогда, в это первое краткое знакомство.
Если мы размышляем над этим новым, но странно знакомым опытом и постоянно возвращаемся к нему, мы приходим к необычному и глубокому осознание того, что мы не можем найти себя, свое Я — оно не может найти себя — как объект, находящийся в пространстве. Мы обнаруживаем, что мы осознаем все объекты и места, но что наше Я не является само объектом и не имеют какого-либо реального опыта себя, находящегося в любом конкретном месте.
Другими словами, если мы остаемся рядом с простым, прямым знанием нашего бытия — его знанием самого себя — мы находим, что у нас нет знаний о нашем Я, находящемся где-то.
На самом деле только мысль сначала определила наше Я, осознающее присутствие, как тело, и только мысль впоследствии воображает, что мы находимся внутри него. Эта мысль накладывается на нашу истинную природу – осознающее присутствие, но фактически никогда не находит его.
Идентифицируя себя в качестве тела, мысль предполагает, что мы, осознающее присутствие, разделяем качества и, следовательно, ограничения, которыми обладает тело.
Можем ли мы найти какие-либо ограничения для нашего Я, осознающего присутствия? Ум может представить себе ограничения, но переживаем ли мы их на самом деле? Только наше Я, осознающее присутствие, познает или переживает все, что известно или переживается. Таким образом вопрос можно сформулировать заново, спрашивая, может ли наше Я, осознающее присутствие, иметь любой опыт своего ограничения.
С самого начала ограничения, которые ум наложил сам на себя, могут показаться настолько очевидно верными, что смогут затмить наш реальный опыт. Однако если мы оставим эти верования в стороне и действительно исследуем, не существует ли каких-либо реальных опытов границ для Я, осознающего присутствия, мы понимаем, что нет ни одного.
Каждый предел, который предполагает ум, оказывается каким-то объектом. Ум утверждает, что наше Я является телом, и, сделав эту первоначальную презумпцию, впоследствии утверждает, что оно имеет фигуру, возраст, историю, будущее, вес, цвет, гражданство, пол и размер.
Однако все эти характеристики являются качествами тела, а не Я. Они познаны нашим Я, но не принадлежат ему. Они ограничивают Я не больше, чем изображение ограничивает экран, на котором оно появляется.
Если мы снова и снова возвращаемся к нашему Я, всегда пробуя найти любое качество, которое фактически ограничивает его, становится ясно, что наше Я никогда не испытывало каких-либо ограничений внутри себя. В самом деле осознающее присутствие всегда испытывает себя без ограничений, но этот опыт обычно затенен убеждением, которые ум наложил на него.
Мы так уже привыкли думать и, что более важно, ощущать, что наше бытие разделяет ограничения тела, что теперь мы принимаем это, как должное. Впоследствии большинство, если не все, наши мысли, чувства, деятельность и отношения выражают эту основную презумпцию.
Это осознание, как и любое понимание, когда оно на самом деле происходит, всегда внезапно. В самом деле оно вневременно, потому что ум не является участником нашего Я, переживающего само себя, а без ума, нет времени. Однако оно может не всегда быть немедленным.