Творчество выдающейся актрисы М.Г. Савиной
Одной из самых прославленных актрис Александринской сцены последних десятилетий XIX века была Мария Гавриловна Савина (1854-1915). Дочь провинциальных актеров Подраменцевых (по сцене Стремляновых), она начала свой творческий путь в провинции. Репертуар актрисы в этот период ее жизни состоял из комедийных ролей озорных девушек в незатейливых водевилях. Она быстро обрела уверенность на сцене, пользовалась большим успехом у публики. Живость, непосредственность, энергия, молодой задор, прекрасные сценические данные обеспечивают ей успех. «Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая — она была очаровательна в оперетке и комедии», — вспоминал В. Н. Давыдов.
В 1874 году актриса дебютирует в Петербурге. Ее выступления проходят с большим успехом, газеты наперебой пишут о необходимости пригласить актрису в труппу Александрийского театра. В августе 1874 года Савина была принята в театр. Популярность актрисы растет от спектакля к спектаклю. Ее участие в пьесе гарантирует переполненный зрительный зал.
Савина необыкновенно трудоспособна, дисциплинирована как художник, постоянно совершенствует свое мастерство. Продолжая играть роли обаятельных, энергичных девушек, она выделяет в них важную и близкую для себя тему внутренней независимости, становления характера. «Савина первая, и с тем совершенством, какого никто до нее не достигал, — писал А. Кугель, — нашла живую художественную форму для тех искорок протеста, деятельной воли и разумной энергии, которые вспыхнули в душе русской женщины».
Большое значение для утверждения этой темы в творчестве Савиной 70-х годов имели ее выступления в пьесах Островского. Она играет роль Нади в «Воспитаннице» и Наташи в «Трудовом хлебе». Своевольные, независимые героини Островского, отстаивающие свое человеческое достоинство, покорили зрителей и критиков. В 1876 году актриса с большим успехом выступает в роли Поликсены в комедии Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», в 1879 году создает один из самых замечательных образов — образ Вари в «Дикарке» Островского и Соловьева. В этой работе с блеском проявилась самобытная сила, обаяние, искрометный талант актрисы. В ее Варе, вспоминал через много лет один из рецензентов, «чувствуется свежесть, дыхание весны, замечается воздействие родной знакомой природы, беспредельной мощи и обаятельной силы вдохновения». С этой ролью Савина не расставалась на протяжении двадцати лет.
Особое значение в творческой жизни Савиной имели ее встречи с Тургеневым. В 1879 году она сыграла Верочку в его пьесе «Месяц в деревне». Эта роль стала этапом в художественном становлении актрисы. Савина покоряла чистотой, наивностью, поэтическим очарованием своей Верочки. В этой почти детской, неискушенной душе пробуждался глубоко чувствующий, страдающий человек. Тургенев был поражен ее исполнением. Он пришел за кулисы к Савиной, чтобы выразить ей свое восхищение: «Неужели эту Верочку я написал!? Я даже не обращал на нее внимания, когда писал... Все дело в Наталье Петровне... Вы живая Верочка... Какой у вас большой талант!».
В 80-е годы положение Савиной в театре делается все более прочным. Успех постоянно сопутствует ей, авторитет растет. С ней вынуждено считаться театральное начальство. Театр занимает у актрисы массу сил и времени. Кроме того, ее манит успех в обществе. Жизнь ее необыкновенно насыщенна, интенсивна. Савина знакомится с известными художниками, литераторами, критиками, много читает.
В 80—90-х годах актриса создает образы современных светских женщин. Она прекрасно знает своих героинь и порой не щадит их, показывая расчетливость, холодный эгоизм, себялюбие жадно хватающихся за жизнь светских авантюристок. Виртуозный мастер, Савина обладает тайной лаконичной, предельно скупой и вместе с тем исчерпывающей обрисовки характера. Критики отмечают в ее творчестве некоторую суровость.
Когда в 1891 году Савина приезжает на гастроли в Москву, она приводит в недоумение публику Малого театра. Актриса играет две роли, хорошо знакомые москвичам в исполнении Ермоловой и Федотовой, — Елену Протич в «Симфонии» М. Чайковского и Нину Волындеву в «Цепях» А. Сумбатова. Если актрисы Малого театра трогали зрительный зал драматизмом этих судеб, то Савина своих героинь разоблачала. В отличие от Ермоловой — «адвоката своих героинь», Савину называют прокурором.
На рубеже веков к высшим достижениям Савиной относятся две роли — Натальи Петровны в «Месяце в деревне» Тургенева и Акулины во «Власти тьмы» Л. Толстого. Тургенев и Толстой оказались очень близки таланту Савиной. В этих столь разных образах со всем блеском проявилось замечательное дарование актрисы. Но такие роли все же были для нее исключением. Серьезная драматургия не смогла вытеснить привычные «салонные» драмы из репертуара Савиной. Будущее принадлежало театру с волнующей современной темой, в том числе драматургии Чехова, не принятой актрисой. Это будущее было за Комиссаржевской и Московским Художественным театром. Тем не менее искусство Савиной является одной из ярких страниц в истории русского реалистического театра.
Велико значение Савиной и как общественного деятеля. В 1883—1884 годах она стала одним из создателей Русского театрального общества, вела постоянную борьбу за улучшение материального положения актеров, отстаивала их интересы. В 1896 году Савина была в числе организаторов «Убежища для престарелых артистов».
Особо должна быть отмечена поездка Савиной в 1899 году на гастроли в Берлин и Прагу, как по существу первая попытка показать за границей творческие достижения русской драматической сцены новейшего времени. В репертуаре Савиной были такие «костюмные» пьесы, как «Чародейка» и «Василиса Мелентьева» и такая заигранная гастролерами драма, как «Дама с камелиями». После «мейнингенских» исторических спектаклей, после гастролей крупнейших иностранных знаменитостей в роли Маргариты Готье, выступление Савиной в таком репертуаре было более чем рискованным. Тем примечательней, что Савина встретила за границей исключительный прием.