Шествии короткого времени заявил о себе выдающейся работой
По физиологии, посвященной газам крови. Затем он опубликовал
свою самую известную работу ≪Рефлексы головного мозга≫ (1863),
Посвященную уже психологическим проблемам. В ней он отрицал
Существование нематериальной души, доказывая, что психические
Процессы являются рефлексами разной степени сложности. При
Этом категория рефлекса была преобразована и создана его не-
Классическая модель, важнейшим блоком которой выступило от-
крытое Сеченовым центральное торможение (≪задерживающее≫
Влияние одного из центров головного мозга на двигательную ак-
тивность организма). Пересмотрев роль внешнего стимула, он вы-
двинул идею образа - сигнала, не только ≪запускающего≫ рефлекс,
Но и регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога воле-
Вой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,
Предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведе-
Ние. В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной
Связи как факторе саморегуляции поведения и системной органи-
Зации нервно-психической деятельности.
Центральное торможение объясняло также способность чело-
Века во имя высших нравственных принципов противостоять внеш-
Ним влияниям, а не механически на них реагировать. Используя
Понятие об этом нервном механизме, Сеченов выдвинул продук-
Тивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного
Ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает,
А сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме.
Это предположение использовалось Сеченовым также с целью объ-
яснить социальный генезис человеческого ≪Я≫. Оно заключало в
Себе идею интериоризации, причем в качестве образца выступали
различные эталоны социального поведения, в том числе ≪люди-
рыцари≫, действующие во имя высших нравственных законов.
Эта работа, отвечавшая ожиданиям общества, его чаяниям, ста-
Ла настоящим культурным событием. Повсюду в России заговорили
о Сеченове. Маленькая газета ≪Медицинский вестник≫, которую до
Тех пор читали лишь врачи, стала переходить из рук в руки. Идеи
Сеченова впитывало молодое поколение, подготовленное к их вос-
Приятию чтением иностранной научной литературы. Общество
Ждало подобной работы, поэтому сразу, почти безоговорочно ее
Приняло, при этом даже несогласные с ней не осмеливались в тот
Момент ее критиковать. Сеченов угадал общественные ожидания,
Которые совпали с его собственными научными интересами. Он
отвечал на главные вопросы - что такое человек, как объясняется
Формирование его нравственности с позиций естественной науки,
Которая доказывала несомненную практическую пользу психологии,
Делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реаль-
Ным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.
Известность Сеченова росла вследствие распространения слухов
О том, что он - прототип Кирсанова в романе Н. Г. Чернышевского
≪Что делать?≫. После этого он сразу же был признан новым чело-
Веком, которому нужно подражать. Ученый, однако, вовсе не искал
Популярности, даже избегал ее, так как к его репутации среди сту-
Дентов примешивалась политическая нота, что было совершенно не
В его вкусе. Он действительно был либерально настроен, но чужд
Политическим увлечениям. Его страстная любовь к науке застави-
Ла его несколько отстраниться от политических споров, что отда-
Лило его от революционно настроенной молодежи.
В 70-90-е годы XIX в. появились новые интересные работы
Ученого, в том числе посвященные этическим проблемам. Сеченов
Вновь угадал запросы времени, вычленил проблему, которая стано-
Вилась самой актуальной для психологов новой волны, и ответил
На нее с позиций разрабатываемой им психологии. Появлению
Статьи по вопросу свободы воли, по-видимому, способствовал тот
Факт, что Сеченов участвовал в работе новых судов в качестве при-
Сяжного заседателя и дружил со многими известными судебными
Деятелями, в частности с известным юристом В. Д. Спасовичем.
Разбирая теории о свободе и несвободе воли, Сеченов отмечал,
Что между ними действительно существует теоретическая разница
В подходах и в понимании закономерностей, определяющих чело-
Веческое поведение. Однако эта теоретическая разница исчезает,