Упражнение « Аквалангист»
Центр голоса Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь "аквалангистом".
Постепенное Все
расчетливое ниже опускаюсь!
понижение Ниже!
голоса А дно морское
ближе!
ближе!. Грудной И вот уж в царстве я подводном!
регистр Хоть "погрузился"глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать "аквалангистом".
Экономно пользуйтесь диапазоном. "Погружайтесь" по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких нотах не снимайте голос с "опоры". Сохраняйте высокую позицию звука, не "сажайте" его на горло. Опять на помощь-руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за "дно". Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки. Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое понижение голоса.
Упражнение "Парашютист".Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, давая себе словесную установку:
Когда начну я опускаться,
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном,
И непременно в головном.
Высоко, высоко над землею лечу.
Совершить с парашютом прыжок я хочу.
Вот шагнул, и...
стремительно
падаю
вниз...
Ветер бьет мне в лицо.
Я рванул за кольцо!..
Надо мною спасательный купол навис.
Опускаюсь я медленно ниже
и ниже...
А земля подо мною все ближе
и ближе...
Продолжаю снижаться...
совсем уже низко...
Опустился еще...
Как земля моя близко!
С голубыми озерами, ширью полей...
Рядом…
Вот она!
Крепко стою я на ней.
Проверьте, на "опоре" ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре. Мысль развивается в диапазоне. И если нет движения голоса вверх или вниз, нет и ясного выражения не только смысла одной фразы, но и всей мысли, складывающейся из нескольких фраз. Вот почему К. С. Станиславский предупреждал о том, что говорить на до "по вертикали", а не "по горизонтали". Только так можно избежать играния "на вольтаже", когда голос напряжен и звучит невыразительно, становится "прямым, как палка".
Однако следует научиться экономно пользоваться диапазоном голоса. Как нельзя отдавать "всего, что есть внутри", так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Постепенность, скупость, расчет в пользовании диапазоном голоса — непременное условие сценической речи. К. С. Станиславский подсказывает нам прием голосовых "оттяжек", который помогает создавать впечатление широкого диапазона голоса у исполнителя:
"Пять нот — вверх, две — оттяжка!
Итого: только терция!
А впечатление, как от квинты!
Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз!
Итого: только две ноты повышения. А впечатление -
четырех!
И так все время.
При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!"[16]
Упражнение "Девятый вал".
Чтоб зритель не видал предела
Диапазона, я умело
Прием "оттяжки" применю.
Когда по "лесенке" пойду
И вымыслом воображенья
Я оправдаю повышенья.
Вообразите: море... шквал...
Как подступал девятый вал.
Идет волна, еще волна... (очень легкое повышение на слове "еще")
Вот третья им во след (снова небольшое голосовое повышение)
спешит,
За нею, силою полна, (голос немного вниз, чтобы «поднять» слова следующей строки)
Волна четвертая бежит.
Вот пятая о скалы бьется (голос выше)
И отступает далеко... (голосовая оттяжка и опять вверх к «шестой» волне)
Стремителен шестой полет:
Она, взмывая высоко, (держитесь того же тона)
Разбилась в брызги! (звук слегка понизился, чтобы взять разгон вверх, на каждом
И опять слове к седьмой волне)
Пошла на берег наступать
Волна седьмая!
Вслед - восьмая! (ещё выше)
И я слегка звук опускаю, (голосовая оттяжка, поэтому надо подобраться к самой высокой
Волною новою пленен. и самой сильной ноте звучания)
Мне грозный рокот моря
слышен.
Мой голос крепнет! Силы
полн.
Звучит он выше,
выше, (началось повышение)
выше... (легкое понижение перед броском вверх)
Встает огромною волной
Девятый вал... (самая высокая тональность)
передо мной! (голос понизился, заканчивая мысль)
На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому, как на море движение волн непрерывно, так и в речи - непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, "добор" частый).
Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением то на голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса.
Сила голоса
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок:
большеамплитуда - сильнее звук. Сила звука определяется и личиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Сила звука в речи артиста - это и сила убеждения, и сила чувства, и сила его желания достичь поставленной цели. Поэтому и бытует такое понятие, что говорить с силой - значит говорить с большим душевным подъемом.
И вот тут-то, когда артист говорит с силой, возникают зажимы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе "мышечного контролера". "...Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность... главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема"[17].
Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение.
Упражнение "Добьюсь цели". Надо послать "упрямого" друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь этого, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка! (приказываете)
Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваша чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.
Упражнение "Сделать по-моему".Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь,
Яблоко Алле. (Напоминаете. Речь звучит свободно, озвученное
дыхание "само вытекает в природу".)
Яблоко Алле. (Предупреждаете с угрозой. Речь звучит с силой, воздух "выгоняется".)
Алле, яблоко! (Приказываете. Воздух "выталкивается" в рывке.)
Усиливая звучание, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате, завышения тона голоса. "Мышечный контролер" пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания. Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете). Растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной
струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упражнения фиксируйте внимание на действии "дыхательного пояска".
Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Вспомните замечания К. С. Станиславского об относительности таких понятий, как "громко" и "тихо".
"...Forte —понятие относительное. Допустим, что вы начали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее forte.
...В этом постепенном превращении звука из piano-pianissimo в forte-fortissimo заключается нарастание относительности гром кости"[18]- пишет К. С. Станиславский.
Упражнение "Сони".Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!
Эй, вы, ну ли! - средний уровень громкости
Что заснули?
Ну и ну!
Ну и ну!
Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! - (усиление звука)
Поднимайтесь,
одевайтесь,
И айда скорей гулять! - (с каждым приказом
Ну-же! растет сипа звука)
Эй,вы!
Хватит спать!
Не посылайте звук далеко. Товарищи - рядом. Они могут подыгрывать вам "сон". Конкретность же "адреса" (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи - волевым "приказом", поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро "подпереть" ударные слоги в словах приказах, то голос зазвучит свободно. Снимайте малейшее мышечное напряжение с фонационных путей. Этому помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 15 сонорных звуков).
Затем попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..
Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает "нарисовать" различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную "линию звучания". Ведь дважды повторенное восклицание "Ну и ну!" во второй строчке или два вопроса в третьей и четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала "будите", не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрено не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи (по будут тренировать автоматизм входа, ровность звучания голоса на протяжении всего текста, голосовую гибкость при большой силе звука, умение удерживать звук от повышения.
Упражнение "Народный шквал".Целевая установка упражнения:
Владеть силой звука. При этом уметь
Искусством пиано и форте владеть.
Все ближе, все громче
рокочущий шум:
ТрУм-ту-ту-тУм!
ТрУм-ту-ту-тУм!
Сильней все то тут
барабан бьет,
то там:
ТрАм-та-та-тАм!
трАм-та-та-тАм!
Трепещут враги;
задрожали враги.
Народ наступает.
Сдавайся!
Беги!
Народного гнева
бушующий шквал
Поднялся,
обрушился!
Враг злобный
пал.
Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Следующее слово "обрушился" опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).
Выработайте в себе контролера, "знающего", какие тона вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчитайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на
верхних тонах.
Для укрепления голоса полезны упражнения, в которых текст звучит на единой силовой ступени сравнительно большой период.
Упражнение "Необычный базар".Многолюдный, шумный, необычный базар. Здесь есть все! От цветов и овощей всех времен года до всевозможных спортивных товаров! Вы бойко, радостно зазываете покупателей, увлекая их своими товарами.
Первый:
В ларьках овощных
на прилавках не пусто:
Вот вам — огурцы, помидоры, капуста
Морковь, баклажаны, укропа пучок,
Картошка, редиска, зеленый лучок.
И репчатый лук и капуста цветная,
Вот хрен, кольраби и тыква большая,
Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки,
Петрушки душистые есть корешки,
В продаже и редька и репа...
Что надо?
Иди — покупай!
Угодить будем рады.
Второй:
А ягоды, фрукты!
Каких только нет!
Скорей выбирай
на свой вкус и на цвет.
Есть крымские персики,
груши и дыни.
Арбузы херсонские славятся ныне,
Вот яблоки — "белый налив",
вот «ранет»,
А вот земляника,
что слаще конфет,
Черешня и вишня...
А здесь посмотри-ка:
Красавицей выросла
наша клубника,
Крыжовник садовый,
чудесная слива,
Малина душистая —
прямо на диво!
Есть красная, черная также сморода...
Все щедро земля
отдает для народа.
Третий:
Здесь вам можно купить
самый нежный товар.
Перед вами красивый
цветочный базар:
Гиацинты, нарциссы, ромашки, тацеты,
Кампанула, душистой сирени букеты,
Львиный зев, незабудки, анютины глазки,
Обратите вниманье
на формы и краски!
Астры белые, красные маки,
тюльпаны.
Вот перстянки, гвоздика,
роскошные канны,
Олеандры, жасмины,
фиалки, мимозы,
Георгины, настурция,
нежные розы,
Гладиолусы, крокусы,
флоксы, левкои,
Хризантемы, пионы...
Вот чудо какое
Создала нам природа—
нельзя отойти!
Надо эту красу
вам с собой унести!
Четвертый:
Кто любит сладкое —
ко мне!
Довольны будете вполне.
Печенье, вафли, мармелад,
Зефир, фигурный шоколад...
Доставит детям радости.
Восточные есть сладости;
Рахат-лукум, халва, щербет...
Есть много кисленьких конфет:
"Мечта", "Фруктовая смесь", это
"Лимонные", "Весна" и "Лето",
"Прозрачная" и "Барбарис",
"Дюшес", "Снежок"...
А вот ирис:
"Кофейный", "Ледокол", "Забава",
Вот "Ключик", "Тузик"... "Летний"...
Право
Разнообразен выбор наш:
"Антракт", "Цирк", "Белочка", "Грильяж"...
Решил со сливочной начинкой?
Доволен будешь "Украинкой"…
"Славянской", "Детской" и "Столичной"...
Вот шоколад на вес—отличный!
Орехи в шоколаде есть...
Сортов конфет не перечесть!
Пятый:
Эй, всех возрастов люди,
скорее сюда!
Покупай, если хочешь
быть молод всегда!
Для любителей рыбного спорта
в продаже:
Всевозможные спининги, удочки,
даже
Для ухи котелки,
блесны, лески, крючки,
Чтобы рыбу таскать, из капрона сачки,
А на случай дождя есть в продаже
палатки...
Вот гантели и гири,
для бокса перчатки,
Для гимнастики обручи, ленты, скакалки,
Есть коньки с сапогами,
есть лыжи и палки,
Все для тенниса есть, бадминтона, футбола.
Ядра, молоты, копья, мячи волейбола...
Маску, ласты, ружье, акваланг покупай:
Интереснейший мир под водой изучай!
Спорт вам силу, и ловкость,
и бодрость дает.
В вашем теле здоровом
душа запоет!
Сочиняйте сами, что вы продаете: игрушки для детей или всевозможную радиозвуковую технику...
Упражнение "Базар" вырабатывает единую выразительную линию звучания (товар перечисляется без пауз в речи, но с конкретностью видений и отношений), автоматизм вдоха, обеспечиваемый приемом "подлаивания", ясность и четкость дикции (надо, чтобы названия предметов были понятны), посыл звука на большое расстояние (зазываете народ "к себе"), силу звука (полнозвучие, а не крик), голосовую гибкость при громком звучании (умение модулировать при силе голоса).
Но артист, а особенно чтец, чаще пользуется сдержанной силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать с "опоры" голос (что часто бывает). Слух должен контролировать чистоту звучания голоса при тихом разговоре. Оправдывайте необходимость тихо говорить.
Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного "дикого" воздуха (придыхательная атака).
Упражнение "У микрофона".Прочитайте "по микрофону" такое, например, стихотворение;
Лес заснул. И, как во сне,
Сосны стряхивают снег.
И доносится сквозь сон.
Медных сосен, медный звон.
В сизой дымке тишина.
Четких звуков лишена.
Мир тишайший из тишин
От корней и до вершин...
Мир покоя без границ
В тихом цвиньканье синиц.
Породнить его спеши
С тихой музыкой души.
(М. Дудин)
Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать на опоре, лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Ни один милиграмм воздуха не расходуется "впустую". Дыхание не слышно. В процессе тренинга:
Надо навык закрепить:
Научиться по секрету—
По секрету — всему свету,
То есть залу говорить.
Одновременное развитием природного тембра голоса, диапазона, силы звука идет работа над темпо-ритмом речи.
Темпо-ритм речи
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сиеной темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же чтец говорит долго в одном темпе я ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Работа над темпо-ритмом речи - это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. Однако интуиция откликается лишь на то, что натренировано. Значит, для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.
Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора — создан народом для тренировки движений речеобразующего органа. Причем в скороговорках сознательно нарушен правильный порядок звуков во фразе. Например: "Шел Саша по шоссе и сосал сушку" (ШСШШССССШ). Попробуйте произнести эту скороговорку, и вы убедитесь в том, что язык торопится заменить слово "шоссе" на "соще", чтобы восстановить заданный в начале порядок звуков. При быстром произнесении несколько раз подряд двух слов "Либретто Риголетто" (ЛРРЛ) обязательно "выскочит" слово "лигоретто", чтобы навести порядок чередования звуков (ЛРЛР).
Следующий тип скороговорок построен по принципу трудности произнесения большого количества предударных и заударных слогов. Известно, что в безударном положении речеобразующие движения артикуляционного аппарата лишаются четкого ритма и активности Работы.
Начинайте тренироваться в скороговорении на простейших, коротких
скороговорках, но обязательно произнося их в медленном и тут же в
быстром темпе. Тренируется и навык "переключения" дыхания и умение
легко переходить из одной скорости в другую при произнесении текста.
Упражнение «Скороговорки».
Ткёт ткач ткани на платки Тане (медленно, разъясняя)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро, уточняя)
Водовоз вез воду из-под водопровода (медленно-разъясняя)
ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро, уточняя)
Дробью по перепелам, да по тетеревам (медленно, разъясняя)
ДРОБЬЮ по перепелам, да по тетеревам (быстро, уточняя)
Затем переходите к более сложным:
Разнервничавшегося конституционалиста нашли оклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
При скороговорке надо сохранять действие, "вложить" в партнера свои мысли, видения, желания. Поэтому надо соблюдать следующие правила:
При быстром темпе четче говорить,
Мысль ярче рисовать, ни оговорки
Не допускать я виденья "вложить" —
Закон сценической скороговорки.
Упражнение "Спринтер".Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер), а сейчас, призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки:
Темпу речи помогу —
Стометровку пробегу.
Пробегу я не ногами,
Мне полезнее словами,—
Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..
Сил своих не берегу:
Коротка ведь стометровка —
Сразу темп взять — тренировка.
Я несусь быстрее ветра,
Что секунда — десять метров...
Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок...
Никаких нет оговорок.
Темп свой быстрый не спускаю.
Финиш! Ленту обрываю!
Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно.
Упражнение "Алла-меняла"*
Карандаш на марку,
Марку на палку, (Постепенное повышение тона голоса
Палку на брошку, с одновременным убыстрением темпа речи.)
Брошку на гармошку,
Гармошку на рожок,
Рожок на гребешок,
Гребешок на книжку,
Книжку на шишку,
Шишку на ложку,
Ложку на плошку,
Плошку на линейку,
Линейку на лейку,
Лейку на горшок,
Горшок на цветок,
Цветок на карандаш...
Вот какой ералаш
В голове у менялы —
Глупейкиной Аллы!
Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов (можно, дойдя до слова "цветок", идти в обратном порядке: цветок на лейку, лейку на линейку, линейку на плошку...), двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.
Упражнение "Карнавал"*.
В ночь под самый Новый год,
Карнавал у нас идет. (Постепенное повышение то-
Краски вновь меняют краски, на голоса с одновременным
И за маской мчатся маски... убыстрением темпа речи.)
Пробегает крокодил,
Стадо взбалмошных горилл,
Два индейца и ковбой,
Черти-лешие толпой,
Квазимодо, Робинзон,
И какой-то фон-барон,
И какой-то водолаз,
И какой-то дикобраз,
Космонавты и верблюд,
Великан и лилипут,
Огнедышащий дракон
И большой ушастый слон,
И мордастый бегемот...
Закружился хоровод!
При повышении тона голоса на перечисляемых словах, уметь фиксировать внимание на них путем понижения тона на ударных гласных: сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов.
Упражнение "Репортаж".Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:
Шастает мяч бросками,
Мечется меж носками
Кожаных бутс пудовых. - средний темп произнесения
Сплющить его готовых,
То он уходит здраво - темп несколько убыстряется
Прямолинейно вправо,
То он уходит влево.
Краткой дорогой гнева,
То он встает со звоном
Свечкой над стадионом,
Дерзко приподнимая
Доброе небо мая. - темп еще убыстряется.
Вот его вновь погнали
Вниз по диагонали.
Вот его завернули,
Держат на карауле.
Вот он, попав в болтанку.
Скачет вдоль стадиона,
Вот он ударил в штангу
Лбом со всего разгона. - самый быстрый темп произнесения речи
Прыгнул назад с капризом,
К центру рванулся с лета,
Но воротился низом
И угодил в ворота!
(С. Васильев. "Стадион "Динамо ")
Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они ! выделены). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.
Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения. Как в приведенном упражнении. Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значительность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.
Упражнение "Словарь". Прочтите стихотворение С. Маршака с тем, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей, чувств, картин, действий, заложенных в словах:
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: — Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...
— В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами,
ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстами.
Темпо-ритмический слух (или ритмическое чувство)
поможет искусно использовать диалектическое единство темпо-ритма
речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.
Для усиления эмоциональной стороны речи, выражения отношения говорящего к высказываемому следует обратить внимание на эмоциональную функцию мелодики и искусство тембрирования.