Глава 2. биография с. дали
Кафедра новой, новейшей истории и методологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Новейшей истории стран Европы и Америки
тема: «Испанский художник Сальвадор Дали и его время»
Выполнил студент:
52 группы _5_ курса
__очной_ формы обучения
исторического факультета
Белоус Татьяна Петровна
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор Курков Николай Васильевич
Дата защиты «__» ________________ 20 __ г.
Оценка: _______________________________
___________________________
(подпись научного руководителя)
Регистрационный номер _________
Дата регистрации _______________
Москва, 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава 1. Характеристика Испании в 20 веке
1.1. Исторический очерк…………….……………………………………………5
1.2. Культурный очерк…………………………….……………………………...8
1.3. Основная концепция и новые веяния сюрреализма………………………
Глава 2. Биография Сальвадора Дали
2.1. Жизнь и творчество художника….…………………………………………
2.2. Личная жизнь…………….…………………………………………………
2.3. Особенности творчества…………….……………………………………
2.4. Сюрреализм Дали …………….…………………………………
Заключение…………….……………………………………………………..
Список используемой литературы…………….……………………………
Приложения
Введение
В настоящее время, все больше внимания привлекает к себе создание новых тенденций и веяний в культуре. Особенно, это касается современного искусства. Можно заметить, прохаживаясь по музеям данного культурного ответвления, что появилось множество «непонятных» и «нереальных» образов, которые представлены как в виде целой выставки, так и единичными экспонатами. Они вызывают смешанные чувства от непонимания до неприятия, от симпатии до отвращения. И, если проследить генезис изменений и поисков новых тенденций в искусстве, можно выделить одну основополагающую деталь – вот уже несколько десятков моду определяет отрицание традиционных подходов в культуре и поиск вдохновения «вне реальности». А, так как «новое – это хорошо забытое старое», современное искусство все чаще черпает образы из веяний, которые пытаются выйти за рамки разумного и рационального.
Одним из таких явлений в искусстве является сюрреализм. В свое время, он возник, как протест политике, социальным традиционным укладам, классическим видам живописи; некое издевательство над реальностью и ее законами, посредством образов иррациональных, вызывающих, откровенных, насмехающихся. Своеобразный «сарказм в живописи». Ряд странных, и, порой, извращенных образов имеют под собой скрытый смысл, который и определяет ценность и гениальность произведения. Часто, подтекст является психологическим. Одни художники, основываясь на работах Зигмунда Фрейда, вкладывали в свои картины чувственную, эмоциональную и эротическую латентную мысль. Другие же, высмеивали политику того или иного государственного деятеля или исторического события. Третьи, поднимали острые проблемы в социально-экономической сфере жизнедеятельности страны.
Одним из самых ярчайших и талантливых маэстро 20 века в сюрреализме является Сальвадора Дали. Он преобразил данное течение, внес свои, гениальные коррективы и вдохнул новые силы в развитие сюрреализма. Его творчество являет собой некое откровение, посредством образов, мыслей и взглядов художника на исторические, политические и социальные процессы в Испании 20 века, а так же в мире в целом. Многие его работы посвящены образу кровавой Мировой войны, которая унесла жизни миллионов людей и подорвала социально-экономическую основу многих стран. Дали пытался поднять вопрос, который
Глава 1. Характеристика Испании в начале 20 века
1.1. Краткий исторический очерк
История Испании в 20 веке началась с символического и трагического 1898 года. Именно в этом году Королевство Испания утратила последние заокеанские колонии: Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. Потеря колоний стала одним из эпохальных событий в истории Испании. В обществе нарастало разочарование и уныние, крах надежд о великой империи, империи непобедимой армады. Поколение, которое выросло в той атмосфере, стали называть «поколением 1898 года».
Начало 20 века характеризовалось политическим кризисом в Испании. В регионах Испании развивались националистические движения: каталонские и баскские националисты требовали самоуправления. Испания в начале ХХ века оказалась законсервирована на уровне конституционной монархии 1876 г. в то время как новые политические реалии требовали государственных реформ в системе управления. В 1909 г. зарождается синдикалистское движение в Испании, которое впоследствии станет основой для режима генерала Франко. Начиная с 1912 г. становится ясно, что политическая система Испании не в состоянии справиться с вызовами времени. Кабинеты министров сменяют друг друга, но долгожданных реформ в политической системе Испании так и не происходит.
В 1912 г. параллельно с существующей политической системой Испании, – конституционной монархии и правящих партий либералов и консерваторов, складывается своего рода «антисистема» из множества испанских партий и движений, которые к тому времени находились в оппозиции к существующей власти. В оппозиционную систему входили республиканские партии, социалисты, рабочие движения, а также региональные националистические партии в Испании.
Что касается внешней политики Испании, 30 марта 1912 года был подписан Фесский договор, который превратил Марокко в протекторат Франции. По Фесскому договору, с 27 ноября 1912 г. территории севера Марокко вокруг городов Сеута и Мелилья, а также территория юга Марокко, на границе с Сахарой, перешли под протекторат Испании в Марокко. В зоне своих протекторатов Франция и Испания контролировали земельную политику, армию и внешнюю политику Марокко. Теоретически протектораты Испании и Франции не были колониями, схема протектората регулировалась международными договорами, в которых фиксировалось, что Марокко это независимое государство, где правит султан. На практике же Марокко превратилось в колонию Испании и Франции, особенно в 1930-е гг.
Раскол в испанском обществе сильнее обострился во время первой мировой войны в 1914-1918 гг. Несмотря на то, что королевство Испания сохраняла нейтралитет в войне, испанское общество разделилось на германофилов и сторонников Антанты. Кроме того, от войны серьезно пострадала экономика Испании. Революция в России в октябре 1917 г. вызвала сильнейший резонанс в испанском обществе. Ареной конфликта на этот раз стали Андалусия и Каталония, очень симпатизировавшие большевикам и рабочему движению.
Генеральная забастовка в Испании в 1917 стала своего рода репетицией событий 1931 г. Кроме того, во внешней политике Испания вела унизительную и непопулярную войну в Марокко. Помимо республиканских и социалистических рабочих политических партий Испании, в обществе также распространялись корпоративистские антидемократические идеи. В 1922 г. партия PSOE, Социалистическая Рабочая партия Испании, становится самой избираемой партией в Мадриде. Политическая нестабильность и политических кризис в Испании привели к тому, что в сентябре 1923 г. генерал Примо де Ривера возглавил военный переворот в Испании. Диктатура Примо де Ривера в Испании продержалась до 1930 года, когда генерал Примо де Ривера представил отставку королю Испании.
В 1930-е гг. полоса политической нестабильности не прекратилась. В 1931 г. на выборах в Испании победи левые партии. Король в Испании, видя в общественных настроениях угрозу своей семье, вынужден был отречься от престола. В этому году была объявлена Вторая Республика в Испании. За влияние в Испании боролись режимы нацистской Германии, а также активную пропаганду в Испании вел советский Коминтерн. В феврале 1936 г. на выборах в Испании победил Народный Фронт, Frente Popular. Народный Фронт был коалицией марксистов, республиканцев, националистов, рабочего движения, профсоюзов и конституционных демократов.
13 июля был убит глава национального блока, объединявшего монархистов и консерваторов, - Кальво Сотело. 17 июля 1936 восстали испанские гарнизоны в Африке.
Гражданская война в Испании началась после попытки государственного переворота в Испании. 17 июля 1936 испанская армия восстала против правительства Второй Республики в Испании. Во время гражданской войны в Испании столкнулись две антагонистических силы: республиканского лагеря Народного Фронта и Национального лагеря, который был образован, прежде всего, военными из Хунты Национальной Обороны, а также фашистской партией Испанская Фаланга, Католической Церковью, и правыми консерваторами.
1 октября 1936 генерал Франсиско объявил себя главой государства в Испании и верховным главнокомандующим. Нового главу государства Испании сразу же признали Германия и Италия, которые стремились склонить Испанию примкнуть к итало-германскому блоку.
Во время Гражданской войны в Испании на территории Испании столкнулись интересы Германии-Италии, поддерживающих франкистов, и интересы СССР, оказывавшего военную и финансовую помощь испанским республиканцам. Однако военная поддержка и финансовые вливания со стороны Германии оказались сильнее советской поддержки республиканского движения в Испании. Гражданская война в Испании закончилась 1 апреля 1939 года, когда были разгромлены последние войска Красной Республиканской Армии.
Во время Второй Мировой Войны генерал Франсиско Франко постарался сохранить для Испании нейтралитет в войне и непричастность к военным блокам. После окончания второй мировой войны, тем не менее, Испания продолжала находиться в политической и экономической изоляции. В 1956 г. на волне развивающихся мировых движений независимости, независимость получила бывшая колония Испании и Франции, Марокко. В 1969 г., за семь лет до столетней годовщины конституционной монархии в Испании, генерал Франко назвал Хуана Кралоса де Бурбон преемником Испанского престола.
После смерти генерала Франко в Испании в 1975 г, в Испании была вновь, как и сто лет назад, установлена Конституционная монархия. В 1978 г. была принята конституция Испании по которой официально главой государства в Испании является король. Первые демократические выборы в Испании выиграла партия Демократического Центра. Главой правительства, или, как говорят в Испании, президентом правительства, стал Адольфо Суарес. Правительство Суареса предприняло важные в истории Испании шаги: были выполнены необходимые условия для предстоящего вступления Испании в Европейские Сообщества.
В истории Испании была и еще одна попытка государственного переворота, которая произошла после отставки Адольфо Суареса на церемонии вступления в должность нового президента правительства Кальво Сотело. На этот раз попытка государственного переворота в Испании не увенчалась успехом.
Выборы в Испании в 1982 г. привели к победе Социалистическую Рабочую Партию Испании, PSOE. Председателем правительства Испании стал Фелипе Гонсалес, который продержался в этой должности на протяжении трех сроков. Социалистическое десятилетие Гонсалеса способствовало созданию основы для последующего резкого роста экономики Испании в 1990-е гг.
В 1985 г. Испания стала членом НАТО, а в 1986 г. Испания вступила в Европейское Сообщество.
Уже в 1990-е гг. Испания начинается укрепляться как мировой культурный и туристический центр. Знаковым событием в истории Испании считается проведение Олимпийских Игр в Барселоне, а также проведение в Севилье мировой выставки EXPO 1992.
На выборах 1996 г. победу одержала Народная Партия, El Partido Popular, PP. Председателем правительства Испании стал Хосе Мария Аснар, который проработал два президентских срока. При Аснаре экономика Испании начала набирать обороты и превращаться в девятую мощнейшую экономику мира.
Об испанской культуре XX века можно рассказывать в именах, ставших известными всему миру. Антонио Гауди, Сальвадо Дали, Доминго Пласидо, Хулио Иглесиас, Антонио Бандерас – это лишь немногие родившиеся в XX веке знаменитые испанцы, оказавшие огромное влияние на культуру страны.
1.2. Культурный очерк
В 1898 году Испания, проиграв испано-американскую войну, лишилась своих колоний и прежнего могущества. Последовала экономическая депрессия, с которой и начался 20 век. Военный переворот 1923 года, фашистский путч 1936 года, последовавшая за ним гражданская война – все это породило трагические концепции в работах писателей, художников и других деятелей искусства.
Испытавшая серьезные перемены страна породила мыслителей, подвергающих сомнению все и находящих новые решения. Возможно, именно поэтому в 20 веке появилось так много ставших известными на весь мир драматургов, писателей, поэтов, живописцев, архитекторов.
Трудно выделить лучших, оказавших самое большое влияние на культуру страны и прославивших Испанию. Но среди них можно назвать несколько имен. Рафаэль Альберти – драматург и поэт, яркий представитель Серебряного века в Испании. Луис Берланга – один из тех, кто возрождал кинематограф Испании в послевоенное время. Он отличался умением едко высмеивать политические ситуации.
Педро Альмодовар – режиссер, сценарист и продюсер, представитель постмодернизма в испанском кинематографе конца 20 века. Именно он впервые показал миру Антонио Бандераса. Не менее знаменит Луис Бунюэль – кинорежиссер, не раз, попадавший в опалу испанских властей, но остававшийся верным своей позиции говорить правду. Имевший множество талантов поэт, музыкант, драматург и художник Гарсия Лорка известен как один из самых ярких борцов за справедливость.
Среди писателей можно выделить Хуана Гойтисоло, Мигеля Делибес, Мигеля де Унамуно. В музыке наиболее ярко проявили себя драматический тенор Пласидо Доминго и величайшее сопрано Испании - Монсеррат Кабалье. А танцы Антонио Гадеса воспели старинные испанские традиции, объединив их с европейским балетом.
Работы художника-сюрреалиста Сальвадора Дали не нуждаются в похвалах. В 20 веке в Испании родился и Пабло Пикассо.
Работы архитектора Антонио Гауди вызывают неподдельный восторг у самих испанцев и гостей страны. До сих пор нет единого мнения о том, в каком стиле работал Гауди. Он умело смешал традиции каталонской готики, мухадер, чурригереско, исабелино, платереско. И это лишь малый список тех, кто формировал испанскую культуру XX века.
В 40-е годы XX века на пике популярности автомобиль «Тополино» марки Фиат. А вместе с ним появляется модный образ девушки «Тополино»: облегающий фигуру силуэт одежды, приталенная юбка длиной до колена, туфли на платформе из пробки. Особое внимание уделяется принтам в клетку.
Большое влияние на моду 20 века, и не только в Испании, оказал знаменитый кутюрье Пако Рабан. Дебютировав в 1966 году на показе мод в Париже, он поразил всех использованием для создания одежды бумаги, пластика и металла. А, в 1969 году, кутюрье начал создавать изысканные духи. И сейчас его работы заполняют бутики Испании и других стран мира.
Сюрреализм
Эстетическая концепция сюрреализма вобрала в себя довольно пеструю смесь различных идеалистических философских учений, захвативших в те послевоенные годы широкие круги западной интеллигенции, стремившейся уйти в свой внутренний мир от бурных потрясений времени.
Здесь можно обнаружить прежде всего влияние философии интуитивизма Анри Бергсона, который, принижая роль интеллекта и логического мышления, утверждал, что разум бессилен постигнуть сущность явлений и лишь интуиция служит единственным средством познания истины. Безграничной сферой “интуитивного прозрения”, согласно Бергсону, явилось искусство, в котором реальность воспринимается не через логические понятия, а в формах чистого “индивидуального видения”. Следуя концепции Бергсона, познание мира художником путем “внутреннего созерцания” неизбежно изолирует его искусство от объективной действительности, сам акт творчества приобретает иррациональный, субъективистский, мистический характер.
Некоторый отзвук у сюрреалистов нашла и теория художественного творчества немецкого философа-идеалиста Вильгельма Дильтея, отбрасывающая какие-либо объективные критерии и подчеркивающая особую роль фантазии как средства возвышения случайного в ранг значительного.
Однако, сильнее всего сказалась внутренняя связь сюрреализма с философией Фрейда. Влияние фрейдизма можно найти не только в сюрреализме. Одно из самых реакционных и на редкость “живучих” философских учений ХХ века, в известной мере модернизованное современными неофрейдистами, но не потерявшее при этом своего существа, фрейдизм по сей день оказывает сильнейшее влияние на развитие буржуазной культуры, порождая ее наиболее острые и болезненные явления.
Зигмунда Фрейда сюрреалисты считали своим духовным отцом. Опираясь на его учение о психоанализе, они пытались придать “научность” своим эстетическим рассуждениям.
Сюрреализм получил теоретическое обоснование в “Первом манифесте” 1924 года, написанном признанным вождем всего направления французским поэтом и психиатром Андре Бретоном (1898 — 1966). Он писал: “Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого — словами, рисунком или любым другим способом — делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель — окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни”. Последняя, весьма ответственная задача могла быть осуществлена, по мнению сюрреалистов, тогда, когда реальная действительность подменяется некой “сверхреальностью”, тем, что находится под “материальной оболочкой” и отклоняется от нормального состояния: миром подсознательного, расстроенного воображения, болезненных чувств. Только бессознательное, интуитивное чувство, тайная, скрытая, алогическая душевная сфера способны, якобы, отразить как истинную сущность человека, так и окружающий его мир.
Вслед за Фрейдом сюрреалисты видели во сне или бредовой галлюцинации лучший способ прорыва в глубины “бессознательного”. Бретон возмущался тем, что сну, “столь важной области психической деятельности”, уделялось доселе так мало внимания.
Сюрреализм представлял противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Это течение объединяло на некоторый период времени не только последовательных реакционеров, но и людей, не принимавших особо активного участия в общественной борьбе и вместе с тем искренне сочувствовавших революции, горячо веривших в идею обновления общества. Более того, через сюрреализм прошли и большие, честные, принципиальные художники, впоследствии безгранично преданные делу коммунизма, антифашисты и борцы за мир — Поль Элюар, Луи Арагон, Пабло Пикассо. К сюрреализму примыкали и Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Неруда, французский режиссер Рене Клер и многие выдающиеся деятели прогрессивной художественной культуры, которые, пережив глубокое разочарование в этом течении, все один за другим, начиная с 30-х годов, резко порвали с ним. Различна была их степень участия в сюрреализме, различна была и мера трудности, с которой они очистились от сюрреалистической скверны. Для некоторых увлечение сюрреализмом стало кратковременным эпизодом, для других, как, например, для Поля Элюара, — трагическим кризисом его гуманизма.
Сам факт, что сюрреализм собрал под свои знамена и ищущую, прогрессивно настроенную художественную молодежь, исторически обоснован. Представители молодого поколения буржуазной интеллигенции, далекие от понимания истинных движущих сил истории, были еще не готовы к восприятию идей марксизма и его эстетики и отличались, по меткому замечанию Луи Арагона, “социальной безграмотностью”. Их не могли не увлечь ультралевые призывы сюрреалистической программы, опровергавшей ненавистный буржуазный мир со всеми его прогнившими устоями и лицемерными заповедями и сулившей полное освобождение от опостылевшей действительности в сфере “сверхреального”, которая предоставит “полную свободу мысли”, принесет обновление не только искусству, но и жизни, политике, морали.
Сюрреалистическая “революция” — одно из многих в те годы проявлений антибуржуазного протеста “свободных индивидуумов”, который, не находя реального выхода из противоречий окружающей жизни, был бесплодной попыткой преодолеть трагический разрыв между художником и обществом лишь в воображении, путем '“возвышения” над реальной действительностью. И здесь философия иррационализма и, прежде всего фрейдизма помогла осознанию и выбору пути для этого анархического художественного “бунтарства”. При помощи фрейдистской сублимации сюрреалисты переключали свой “революционный” порыв в сферу гораздо более безопасную — в сферу иррационально-магического, а затем и откровенно мистического формотворчества. Исходный импульс сюрреалистического движения пришел в резкое противоречие с конкретными формами его воплощения. Свое наступление на буржуазный мир сюрреалисты повели с позиций его реакционной идеологии, философии и эстетики. Порочный круг замкнулся, обещанное революционное “обновление” оказалось обманом и самообманом. И самым ярким саморазоблачением сюрреализма явился непрерывный прогресс размежевания его участников и последующий кризис всего течения.
Глава 2. Биография С. Дали