Мифологические представления

Занятия земледелием в эпоху неолита способствовали изменению мышления первобытного человека, расширению его кругозора. Изобразительное искусство обогащается расписной керамикой. Абстрактные изобразительные формы этого времени обладали семантической значимостью: волнистая линия – река, ромбы – символ женского божества, крест - солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, символ дождя, «елочка» - растение или злаковый колос. Знаки росписи свидетельствуют и о зарождении анимистического (одушевленного) восприятия природы. Наивная вера в родство с животными, растениями – тотемизм, уступает место более сложному представлению о существовании сверхъестественных невидимых сил (духи солнца, луны, дождя, и т.п.). Духи посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека. Магические усилия стали направляться в сторону воздействия на этих духов природы. Соответственно усложнялись ритуально-магические действа. Духи постепенно трансформировались в богов, которые, приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми. Существенно, что воззрения на природу и на мир в первобытном обществе моделируют родовые отношения. Мир представлялся в виде универсальной родовой общины.

Процесс освоения мира происходил через мифотворчество, в котором обобщались сложившиеся отношения между человеком и природой. Предпосылкой мифологической «логики» (согласно Е. Мелетинскому) можно считать диффузность, нерасчлененность мышления первобытного человека, который не выделял себя из окружающей природной среды (этим объясняется очеловечивание природы).

Миф (греч. предание) – сказание о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших в создании самого мира, его элементов. Мифология – совокупность подобных преданий, а также система фантастических представлений о мире. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.

Для первобытного человека миф реален, «это совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности» (А. Лосев). В мифе есть своя мифическая истинность, своя мифическая достоверность, принципиальная закономерность и структура. Мифологическое сознание фиксирует определенное жизненное отношение к окружающему миру. В то же время миф – связующее звено между магическими реалиями и литературными произведениями, «лаборатория поэтической фантазии, арсенал мыслительного материала художественной литературы. Миф определил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних этапах ее развития» (Ю. Бореев).

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Египетская культура

Египетская цивилизация, непрерывно просуществовавшая длительный срок, оставила большой след в культуре человечества. В период Раннего царства (ок. 3000-2800 до н. э.) уже существовала письменность. Древнее царство (2800-2250 до н. э.) — эпоха строительства пирамид. 2250-2050 до н. э. — период распада Египта на отдельные образования — номы. В 2050-1700 до н. э. в период Среднего Царства появляются изделия из бронзы. Вторжение кочевников-гиксосов ок. 1700 до н. э. начинает период второго распада (до 1580-е гг. до н. э.). В эпоху Нового Царства (ок. 1580 — ок. 1070) появляются первые изделия из железа, Египет достигает вершин политического могущества. В этот период строятся огромные храмовые комплексы. В период правления фараона-реформатора Эхнатона египетское искусство слегка отходит от застывших канонов, достигая вершин одухотворенности образов. Период ок. 1070 — 332 до н. э. (поздний период) — сложное время, когда Египет неоднократно оказывается под властью завоевателей: Ливийской династии, «Эфиопской» (Куш) династии. В 671 до н. э. его завоевывает Ассирия. Освобождает страну фараон Псамметих I с помощью греческих наемников. В этот период устанавливаются тесные связи с Грецией, основываются греческие колонии. В 525 до н. э. Египет завоевывают персы. В конце 5 в. Египет освобождается от них, но в 341 до н. э. вновь подпадает под власть Персии. В 332-31 страна под властью Птолемеев становится частью эллинистического мира. В 30 до н. э. Египет становится римской провинцией, после распада Римской империи в 395 н. э. он отошел к Восточной Римской империи (Византии).

Письменность. Литература.

Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 г. до н. э. Первоначальной основой письменности была пиктография – картинное письмо. Изображение имело особый смысл: священный знак-образ обладал, по мнению древних египтян, животворной силой. Создать изобразительный знак предмета означало, сберечь и увековечить его жизненную силу. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов. Она развивалась от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки при этом все больше упрощались, схематизировались и, в конце концов, теряли сходство с предметом.

Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу.

Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть) , гимны в честь богов, поэзия.

«Книга мертвых»

«Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий. Очень часто под «Книгой мертвых» подразумевают и тексты аналогичного предназначения, но более ранние: «Тексты пирамид» — древнейшие из известных — вырезались на стенах пирамид фараонов 5 и 6 династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.); «Тексты саркофагов» вырезались на саркофагах Среднего царства (21-18 вв. до н. э.). «Книга мертвых» является одним из основных источников по египетской мифологии.

Наши рекомендации